ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-АД22-25 от 04.05.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-АД22-25-К2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 04 мая 2022 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью  «Алькор и Ко» Стрюковой Ю.Д. на вступившие в законную силу  постановление судьи Измайловского районного суда города Москвы от 22  декабря 2020 года, решение судьи Московского городского суда от 01 июня  2021 года и постановление судьи Второго кассационного суда общей  юрисдикции от 13 декабря 2021 года, вынесенные в отношении общества с  ограниченной ответственностью «Алькор и Ко» (далее - общество) по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установил:

постановлением судьи Измайловского районного суда города Москвы от  22 декабря 2020 года, оставленным без изменения решением судьи  Московского городского суда от 01 июня 2021 года и постановлением судьи  Второго кассационного суда общей юрисдикции от 13 декабря 2021 года,  общество признано виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто  административному наказанию в виде административного штрафа в размере  100 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  общества Стрюкова Ю.Д. выражает несогласие с состоявшимися по делу  судебными актами, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по  делу. 

Изучение материалов дела и доводов жалобы свидетельствует об 

отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения. 


[A1] В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к  административной ответственности) невыполнение правил поведения при  введении режима повышенной готовности на территории, на которой  существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне  чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2  статьи 6.3 этого Кодекса, влечет предупреждение или наложение  административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати  тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч  рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без  образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч  рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. 

Объективная сторона состава данного административного  правонарушения выражается в невыполнении правил поведения при введении  режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза  возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за  исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного  Кодекса. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020  года № 66 коронавирусная инфекция (2019-пСоУ) внесена в Перечень  заболеваний, представляющих опасность для окружающих. 

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для  исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении  режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2»  пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О  защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера», далее - Федеральный закон № 68-ФЗ). 

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации  принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные  нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и  обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения  при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а  также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта  Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил  поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а»  статьи 10 Федерального закона № 68-ФЗ, могут предусматривать  дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями  правила поведения при введении режима повышенной готовности или  чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», 

«ф» части 1 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ). 


[A2] Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020  года утвержден Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с  применением законодательства и мер по противодействию распространению на  территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (СОУГО- 19) № 1. 

В данном документе, в числе прочего, разъяснено, что из анализа норм  подпункта «а.2» пункта «а» статьи 10, подпункта «б» пункта 6 статьи 4.1,  пунктов «а», «у», «ф» части 1 статьи 11, статьи 19 Федерального закона от 21  декабря 1994 года № 68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) «О защите  населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного  характера» и Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и  организациями, при введении режима повышенной готовности или  чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства  Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417 (далее - Правила), в их  системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица,  осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к  административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях как за  нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных  обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения  при введении на территории субъекта Российской Федерации режима  повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (вопрос 17  вышеназванного Обзора). 

Указом Мэра Москвы от 05 марта 2020 года № 12-УМ (с изменениями и  дополнениями) на территории города Москвы введен режим повышенной  готовности. 

В соответствии с пунктом 12.2 данного Указа органы власти, организации  и индивидуальные предприниматели, а также иные лица, деятельность которых  связана с совместным пребыванием граждан, обязаны обеспечить соблюдение  гражданами (в том числе работниками) требований по использованию средств  индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук  (перчатки), социального дистанцирования, в том числе путем нанесения  специальной разметки и установления специального режима допуска и  нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на  соответствующей территории (включая прилегающую территорию). 

Из материалов дела усматривается, что 30 сентября 2020 года в 12 часов  13 минут общество в нарушение вышеприведенных норм при осуществлении  торговой деятельности в магазине «Л'Этуаль», расположенном по адресу:  город Москва, улица 9 Парковая, дом 62, не обеспечило соблюдение  гражданами (посетителями) требований по использованию средств  индивидуальной защиты рук (перчаток). 

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об 

административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным 


[A3] в совершении административного правонарушения, если будет установлено,  что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение  которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации  предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были  приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Таким образом, общество не обеспечило соблюдение перечисленных  правил поведения при введении режима повышенной готовности на  территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной  ситуации, установленных Указом Мэра Москвы от 05 марта 2020 года   № 12-УМ, совершив тем самым административное правонарушение,  предусмотренное частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах,  получившими, вопреки доводам жалобы, оценку с точки зрения их  относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1  данного Кодекса, в том числе, виновность лица, совершившего противоправное  деяние. 

Действия общества квалифицированы по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии  с установленными обстоятельствами и нормами указанного Кодекса, а доводы  настоящей жалобы установленные обстоятельства и выводы о его виновности в  совершении указанного административного правонарушения не опровергают. 

Утверждение в жалобе об отсутствии события административного  правонарушения опровергается собранными по делу доказательствами, в том  числе видеозаписью.  

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не  свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм  материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской  Федерации об административных правонарушениях процессуальные  требования. 

Вопреки доводам жалобы протокол осмотра принадлежащих  юридическому лицу помещений соответствует требованиям статьи 27.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Порядок и срок давности привлечения общества к административной  ответственности соблюдены. 

Административное наказание назначено указанному лицу в пределах 

санкции части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об 


[A4] административных правонарушениях, кроме того, является минимальным,  предусмотренным санкцией данной нормы для юридических лиц. 

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях лицо, совершившее административное  правонарушение, подлежит ответственности на основании закона,  действовавшего во время совершения административного правонарушения. 

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность  за административное правонарушение либо иным образом улучшающий  положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет  обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило  административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в  отношении которого постановление о назначении административного  наказания не исполнено (часть 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях). 

Согласно материалам настоящего дела постановление судьи  Измайловского районного суда города Москвы от 22 декабря 2020 года о  назначении обществу административного наказания исполнено (л.д. 88). 

Жалобы на постановление по делу об административном  правонарушении рассмотрены вышестоящими судами в установленном главой  30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  порядке. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь  изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление судьи Измайловского районного суда города Москвы от  22 декабря 2020 года, решение судьи Московского городского суда от 01 июня  2021 года и постановление судьи Второго кассационного суда общей  юрисдикции от 13 декабря 2021 года, вынесенные в отношении общества с  ограниченной ответственностью «Алькор и Ко» по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения,  жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Алькор и Ко»  Стрюковой Ю.Д. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Щ>. Никифоров