ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-АД22-28 от 04.05.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-АД22-28-К2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 04 мая 2022 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу генерального директора закрытого акционерного общества  «ТиК Продукты» Зуба В.Ю. на вступившие в законную силу постановление судьи  Таганского районного суда города Москвы от 28 декабря 2020 года, решение  судьи Московского городского суда от 21 июля 2021 года и постановление судьи  Второго кассационного суда общей юрисдикции от 13 декабря 2021 года,  вынесенные в отношении закрытого акционерного общества «ТиК Продукты»  (далее - общество) по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, 

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Таганского районного суда города Москвы от 28  декабря 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Московского  городского суда от 21 июля 2021 года, общество признано виновным в  совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1  статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде  административного штрафа в размере 100 000 рублей. 

Постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от  13 декабря 2021 года названные акты изменены, из них исключено указание на  невыполнение обществом требований правил поведения при введении режима  повышенной готовности в части нахождения граждан без индивидуальных  средств защиты рук (перчаток). В остальной части указанные акты оставлены без  изменения. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, генеральный 

директор общества Зуб В.Ю. выражает несогласие с состоявшимися по данному 


[A1] делу об административном правонарушении судебными актами, ставит вопрос об  их отмене и прекращении производства по делу. 

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению  жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело  об административном правонарушении в полном объеме. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества  к административной ответственности) невыполнение правил поведения при  введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует  угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации,  за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 этого Кодекса,  влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в  размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от  десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от  тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч  до трехсот тысяч рублей. 

Указом Мэра Москвы от 05 марта 2020 года № 12-УМ «О введении режима  повышенной готовности» (далее также - указ Мэра Москвы № 12-УМ) на  территории города Москвы введен режим повышенной готовности. 

Как следует из пункта 12.2 названного Указа органы власти, организации и  индивидуальные предприниматели, а также иные лица, деятельность которых  связана с совместным пребыванием граждан, обязаны обеспечить соблюдение  гражданами (в том числе работниками) требований по использованию средств  индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки),  социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной  разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях,  строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории  (включая прилегающую территорию). 

Из материалов дела усматривается, что постановлением судьи районного  суда, оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда,  общество признано виновным в совершении административного правонарушения,  ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, за то, что в 17  часов 30 минут 08 октября 2020 года должностным лицом управы Таганского  района города Москвы выявлено нахождение граждан (посетителя) в помещении 

магазина «Магнолия», расположенного по адресу: город Москва, улица 2 


[A2] Дубровская, дом 6, принадлежащего обществу, без средств индивидуальной  защиты органов дыхания (маски, респиратора) и рук (перчаток). 

В связи с внесенными в указ Мэра Москвы от 08 июня 2020 года № 68-УМ  «Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима  повышенной готовности» указом Мэра Москвы от 30 июля 2021 года № 45-УМ  «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 года № 68-УМ»  изменениями постановлением судьи Второго кассационного суда общей  юрисдикции от 13 декабря 2021 года постановление и решение нижестоящих  судебных инстанций изменены, из этих актов исключено указание на  невыполнение обществом требований правил поведения при введении режима  повышенной готовности в части нахождения граждан без индивидуальных  средств защиты рук (перчаток). 

Вместе с тем при рассмотрении данного дела об административном  правонарушении необходимо учесть, что административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или  юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об  административных правонарушениях или законами субъектов Российской  Федерации об административных правонарушениях установлена  административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса). 

Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто  не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не  признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения  ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. 

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях производство по делу  об административном правонарушении не может быть начато, а начатое  производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как  признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих  административную ответственность за содеянное, за исключением случая  одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих  административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же  деяние уголовную ответственность. 

Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий  административную ответственность за административное правонарушение либо  иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное  правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо,  которое совершило административное правонарушение до вступления такого  закона в силу и в отношении которого постановление о назначении  административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или 

отягчающий административную ответственность за административное 


[A3] правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной  силы не имеет. 

Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях являются  взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие  положения Конституции Российской Федерации применительно к институту  административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно  этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность,  распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление  о назначении административного наказания. 

Пунктом 8 указа Мэра Москвы от 08 июня 2020 года № 68-УМ «Об этапах  снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной  готовности» определено, что ограничения, установленные указом Мэра Москвы от  05 марта 2020 года № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности»,  действуют в части, не противоречащей настоящему указу. 

Как следует из пункта 7.1 указа Мэра Москвы от 08 июня 2020 года № 68-УМ  «Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима  повышенной готовности», если иное не установлено настоящим указом, с 13 июля  2020 года снимаются ограничения, предусмотренные указом Мэра Москвы   № 12-УМ, не снятые ранее в соответствии с настоящим указом, за исключением  ограничений, установленных в отношении, в частности, использования средств  индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки)  в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них),  нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры  железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции,  пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), легковом  такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа  по заказу. 

Указом Мэра Москвы от 14 марта 2022 года № 14-УМ «О признании  утратившими силу отдельных положений указа Мэра Москвы от 08 июня 2020  года № 68-УМ» признаны утратившими силу, в числе иных, положения  названного нормативно-правового акта, предусматривающие требования об  использовании средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски,  респираторы) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в  них), в которых осуществляется реализация товаров, работ, услуг гражданам,  нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры  железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции,  пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), легковом  такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа 

по заказу. 


[A4] Таким образом, приведенные выше нормы, устанавливающие требования,  за неисполнение которых в отношении общества возбуждено производство по  данному делу об административном правонарушении, утратили силу. 

Материалами дела исполнение постановления о назначении  административного штрафа не подтверждается. 

Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях установлено, что по результатам  рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление  по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по  делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при  наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5  указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании  которых были вынесены указанные постановление, решение. 

С учетом изложенного, постановление судьи Таганского районного суда  города Москвы от 28 декабря 2020 года, решение судьи Московского городского  суда от 21 июля 2021 года и постановление судьи Второго кассационного суда  общей юрисдикции от 13 декабря 2021 года, вынесенные в отношении общества  по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1  статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, подлежат отмене. 

Производство по делу об административном правонарушении подлежит  прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса. 

Изложенное в настоящем постановлении согласуется с правовой позицией,  выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с  применением законодательства и мер по противодействию распространению на  территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (СОУШ-19)   № 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации  17.02.2021 (вопрос № 22), из которого, в частности, следует, что отмена  нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным  органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для  исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении  режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных  правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются  основанием для прекращения производства по делу об административном  правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо  отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления  о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 

части 1 статьи 24.5 данного Кодекса). 


[A5] Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 названного Кодекса, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

ПОСТАНОВИЛ:

постановление судьи Таганского районного суда города Москвы от 28  декабря 2020 года, решение судьи Московского городского суда от 21 июля 2021  года и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от  13 декабря 2021 года, вынесенные в отношении закрытого акционерного  общества «ТиК Продукты» по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях отменить. 

Производство по данному делу об административном правонарушении на  основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях прекратить. 

Судья Верховного Суда <...>

Российской Федерации СБ. Никифоров