ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-АД22-30 от 05.05.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-АД22-30-К2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 05 мая 2022 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Дворникова Анатолия Вячеславовича на вступившие в  законную силу постановление старшего контролера государственного  казенного учреждения города Москвы «Администратор Московского  парковочного пространства» (далее - ГКУ «АМПП») от 27 августа 2020 года   № 0355431010120082701030066, решение заместителя начальника отдела по  рассмотрению жалоб ГКУ «АМПП» от 08 сентября 2020 года, решение судьи  Дорогомиловского районного суда города Москвы от 20 января 2021 года,  решение судьи Московского городского суда от 21 июля 2021 года и  постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции  от 22 декабря 2021 года, вынесенные в отношении Дворникова Анатолия  Вячеславовича по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 2 статьи 8.14 Закона города Москвы от 21 ноября  2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных  правонарушениях» (далее - Кодекс города Москвы об административных  правонарушениях), 

установил:

постановлением старшего контролера ГКУ «АМПП» от 27 августа 2020 года   № 0355431010120082701030066, оставленным без изменения решением  заместителя начальника отдела по рассмотрению жалоб ГКУ «АМПП» от  08 сентября 2020 года, решением судьи Дорогомиловского районного суда  города Москвы от 20 января 2021 года, решением судьи Московского  городского суда от 21 июля 2021 года и постановлением судьи  Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2021 года,  Дворников А.В. признан виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.14 Кодекса города 

Москвы об административных правонарушениях, и подвергнут 


[A1] административному наказанию в виде административного штрафа в размере  5 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  Дворников А.В. просит об отмене состоявшихся в отношении него актов по  делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2  статьи 8.14 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях,  считая их незаконными. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам. 

В соответствии с частью 2 статьи 8.14 Кодекса города Москвы об  административных правонарушениях неуплата за размещение транспортного  средства на платной городской парковке влечет наложение административного  штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере пяти тысяч  рублей. 

Согласно пункту 2.4 Правил пользования платными городскими  парковками и размещения на них транспортных средств, утвержденных  приказом Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной  инфраструктуры города Москвы от 01 августа 2019 года № 61-02-343/9 (далее - Правила пользования платными городскими парковками) пользователь обязан в  течение пяти минут с момента въезда на парковочное место начать  парковочную сессию путем внесения платы за размещение транспортного  средства на платной городской парковке одним из способов, указанных в  пункте 2.3.1 настоящих Правил, за исключением следующих случаев: 

- размещение транспортного средства осуществляется бесплатно в  соответствии с настоящими Правилами; 

- внесена годовая резидентная плата за пользование парковочными  местами платных городских парковок в соответствии с дефисом первым  строки 4 таблицы, а также если внесена плата за льготное размещение  транспортного средства, предоставляемого в рамках услуги каршеринг, в  соответствии с дефисом первым строки 6 таблицы независимо от времени  въезда на парковочное место; 

- внесена плата за размещение одного транспортного средства на  парковочном месте платной городской парковки в соответствии со строками 2  и 3 таблицы. 

Невыполнение установленного настоящим пунктом требования считается  неуплатой за размещение транспортного средства на платной городской  парковке и влечет административную ответственность в соответствии с  действующим законодательством. 

Основанием для привлечения Дворникова А.В. к административной  ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.14 Кодекса города  Москвы об административных правонарушениях, послужили изложенные в  обжалуемых актах выводы о том, что 21 августа 2020 года в 11:47:06 по адресу:  город Москва, улица Студенческая, дом 30, корпус 1 транспортное средство  

марки «ХЕНДЭ СОЛЯРИС», государственный регистрационный знак <...>


[A2] <...>, собственником которого является Дворников А.В., в нарушение пункта 2.4  Правил пользования платными городскими парковками размещено на платной  городской парковке без осуществления оплаты. 

Вместе с тем с принятыми по делу актами согласиться нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях  являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение  обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом,  обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление  причин и условий, способствовавших совершению административных  правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях). 

В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об  административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события  административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные  действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта  Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;  виновность лица в совершении административного правонарушения;  обстоятельства, исключающие производство по делу об административном  правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного  разрешения дела. 

Пунктом 3.4 постановления Правительства Москвы от 17 мая 2013 года   № 289-ПП «Об организации платных городских парковок в городе Москве»  установлено, что размещение транспортного средства, указанного в  резидентном парковочном разрешении, на парковочном месте платной  городской парковки (пользование парковочным местом), за исключением  размещения на специальных парковочных местах для грузового транспорта и  на специальных парковочных местах для автобусов, осуществляется в пределах  территории города Москвы, на которую распространяется действие  резидентного парковочного разрешения, с 20 часов 00 минут до 8 часов  00 минут бесплатно, в остальное время - за плату в размере, установленном  Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры  города Москвы в соответствии с пунктом 10.1 настоящего постановления. 

Согласно пункту 5.3 указанного постановления срок действия резидентных  парковочных разрешений составляет по выбору заявителя один год, два или три  года со дня, следующего за днем внесения в реестр резидентных парковочных  разрешений города Москвы записи о резидентном парковочном разрешении. 

В соответствии с дефисом первым строки 4 таблицы Приложения 1 к  приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной  инфраструктуры города Москвы от 01 августа 2019 года № 61-02-343/9 плата  за размещение транспортного средства, указанного в резидентном парковочном  разрешении, на парковочном месте платной городской парковки, за  исключением размещения на специальных парковочных местах для грузового 

транспорта и на специальных парковочных местах для автобусов, в пределах 


[A3] территории города Москвы, на которую распространяется действие  резидентного парковочного разрешения с 08 часов 00 минут до 20 часов  00 минут: 3 000 рублей в год (годовая резидентная плата за пользование  парковочными местами платных городских парковок) при условии внесения  указанной платы разовым платежом. 

Из материалов дела усматривается, что 02 августа 2017 года в реестр  резидентных парковочных разрешений города Москвы внесена запись   № 0134286-2017 о резидентном парковочном разрешении в отношении  транспортного средства <...>. Срок действия с 23 августа 2017 года по  22 августа 2020 года включительно (л.д. 8). 

Внесение платы за размещение транспортного средства в соответствии с  дефисом первым строки 4 таблицы возможно путем: перевода банками или  иными кредитными организациями денежных средств в соответствии с  возможностями, предусмотренными Федеральным законом от 27 июня  2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»; на Портале  государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы в размере,  кратном полному сроку (в годах) действия резидентного парковочного  разрешения; в личном кабинете гражданина на портале рагкт§.то5.ш; в  мобильном приложении (пункты 3.2.1 - 3.2.4 Порядка оплаты за размещение  транспортных средств на платных городских парковках, утвержденного  приказом Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной  инфраструктуры города Москвы от 01 августа 2019 года № 61-02-343/9). 

По запросу судьи Московского городского суда в материалы дела  представлен ответ начальника отдела реализации государственных услуг  ГКУ «АМПП» от 29 июня 2021 года о предоставлении информации в  отношении Дворникова А.В. (л.д. 40-452). 

Согласно названному ответу срок действия резидентного парковочного  разрешения № 0134286-2017 был установлен с 23 августа 2017 года по  22 августа 2020 года включительно с 20 часов 00 минут до 08 часов 00 минут  ежедневно в пределах территории района города Москвы, в котором  расположено жилое помещение (муниципальный округ Дорогомилово), за  исключением парковочных мест для инвалидов и специальных парковочных 

мест для грузового транспорта и автобусов. 


[A4] При этом в ответе указано, что с учетом внесенной годовой резидентной  платы можно было круглосуточно осуществлять размещение указанных  транспортных средств в пределах территории муниципального округа  Дорогомилово до 09 августа 2020 года, за исключением парковочных мест для  инвалидов и специальных парковочных мест для грузового транспорта и  автобусов (л.д. 41). 

Делая вывод о наличии в деянии Дворникова А.В. состава  административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.14  Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, должностные  лица ГКУ «АМПП» и судебные инстанции пришли к выводу о том, что срок  действия круглосуточного размещения транспортного средства с учетом  внесенной оплаты исчислялся до 09 августа 2020 года, поскольку действие  резидентного разрешения на годовой срок подключено Дворникову А.В. исходя  из даты поступления онлайн-платежа от 09 августа 2019 года. 

Вместе с тем с учетом своевременной оплаты Дворниковым А.В. годовой  резидентной платы выводы должностных лиц ГКУ «АМПП» и судебных  инстанций о том, что срок действия круглосуточного размещения  транспортного средства «ХЕНДЭ СОЛЯРИС», государственный  регистрационный знак <...>, с учетом онлайн-платежа от 09 августа  2019 года исчислялся до 09 августа 2020 года, являются ошибочными. 

Напротив, материалы дела свидетельствуют о том, что Дворниковым А.В.  были приняты все меры по своевременному внесению платы по парковочному  разрешению № 0134286-2017. 

В ходе производства по делу данные доводы последовательно приводились  привлекаемым к административной ответственности лицом с указанием на то,  что юридически значимые обстоятельства не исследованы, его вина в  совершении вмененного административного правонарушения не установлена. 

В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях соответствующие доводы  заявителя поданных по делу жалоб заместителем начальника отдела по  рассмотрению жалоб ГКУ «АМПП» и нижестоящими судебными инстанциями  должным образом не проверены. 

Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях задачам  производства по делам об административных правонарушениях. 

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях лицо подлежит административной  ответственности только за те административные правонарушения, в отношении  которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица,  привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого  лица. 

При изложенных обстоятельствах вывод должностных лиц и судебных  инстанций о совершении Дворниковым А.В. административного 

правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.14 Кодекса города 


[A5] Москвы об административных правонарушениях, нельзя признать  обоснованным. 

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях отсутствие состава административного  правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство  по делу об административном правонарушении не может быть начато, а  начатое производство подлежит прекращению. 

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях по результатам  рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление  по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления  по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при  наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5  данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании  которых были вынесены указанные постановление, решение. 

При таких обстоятельствах постановление старшего контролера-ревизора  ГКУ «АМПП» от 27 августа 2020 года № 0355431010120082701030066,  решение заместителя начальника отдела по рассмотрению жалоб ГКУ «АМПП»  от 08 сентября 2020 года, решение судьи Дорогомиловского районного суда  города Москвы от 20 января 2021 года, решение судьи Московского городского  суда от 21 июля 2021 года и постановление судьи Второго кассационного суда  общей юрисдикции от 22 декабря 2021 года, вынесенные в отношении  Дворникова А.В. по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 2 статьи 8.14 Кодекса города Москвы об  административных правонарушениях, нельзя признать законными, они  подлежат отмене. 

Производство по делу об административном правонарушении подлежит  прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием  состава административного правонарушения. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

жалобу Дворникова А.В. удовлетворить.

Постановление старшего контролера-ревизора ГКУ «АМПП» от 27 августа  2020 года № 0355431010120082701030066, решение заместителя начальника  отдела по рассмотрению жалоб ГКУ «АМПП» от 08 сентября 2020 года,  решение судьи Дорогомиловского районного суда города Москвы от 20 января 


[A6] постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от  22 декабря 2021 года, вынесенные в отношении Дворникова А.В. по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.14  Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, отменить. 

Производство по делу об административном правонарушении на  основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях прекратить. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров