ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-АД22-37 от 19.05.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-АД22-37-К2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 19 мая 2022 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью  «Феникс» Терехиной Е.А. на вступившие в законную силу постановление судьи  Лефортовского районного суда города Москвы от 29 июня 2020 года и  постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции  от 14 января 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной  ответственностью «Феникс» (далее - общество) по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Лефортовского районного суда города Москвы от  29 июня 2020 года, оставленным без изменения постановлением судьи  Второго кассационного суда общей юрисдикции от 14 января 2022 года,  общество признано виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто  административному наказанию в виде административного штрафа в размере  400 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  Терехина Е.А. просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на их  незаконность, производство по делу прекратить. 

Ходатайство о приостановлении исполнения постановления судьи  Лефортовского районного суда города Москвы от 29 июня 2020 года,  заявленное в настоящей жалобе, судьей Верховного Суда Российской  Федерации рассмотрению не подлежит, поскольку согласно части 1 статьи 31.6  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья,  орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении 

административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в 


[A1] случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по  делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста, а также  в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы, прихожу к следующим выводам. 

Частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к  административной ответственности) предусмотрена административная  ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и  (или) формы уведомления территориального органа федерального органа  исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный  контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении  (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на  выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не  превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения  (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с  федеральным законом. 

В соответствии с частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях нарушения, предусмотренные частями 13 этой статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или  Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут  наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до  семи тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до  семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного  миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на  срок от четырнадцати до девяноста суток. 

Согласно примечанию 1 к названной норме под привлечением к трудовой  деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без  гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или  оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или  лица без гражданства. 

В силу части 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года №  115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской  Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и  использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного  гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа  исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской  Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин  осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении  (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или  гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок,  не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения 

(расторжения) соответствующего договора. 


[A2] Указанное в абзаце первом данного пункта уведомление может быть  направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный  орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на  бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с  использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего  пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал  государственных и муниципальных услуг. 

Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в  электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной  власти в сфере внутренних дел. 

Как усматривается из представленных материалов, на основании  распоряжения заместителя начальника ОВМ УВД по СВАО ГУ МВД России по  городу Москве от 12 ноября 2019 года № 336 должностным лицом указанного  органа проведена внеплановая выездная проверка иностранных граждан,  пребывающих (проживающих) на территории Российской Федерации, мест их  пребывания (проживания) и осуществления трудовой деятельности по адресу:  город Москва, улица <...>

В ходе проверки было установлено, что общество 11 ноября 2019 года  привлекло к трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего  гражданина Республики Таджикистан К.

Факт ненаправления обществом в установленный срок в территориальный  орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции  уведомления о заключении трудового договора с иностранным гражданином  объективно подтвержден совокупностью собранных по делу доказательств,  которые были оценены на предмет достоверности, достаточности и  допустимости в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Таким образом, обществом совершено административное правонарушение,  предусмотренное частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, 

предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 


[A3] Действия общества, имевшего возможность для соблюдения требований  миграционного законодательства, но не принявшего всех зависящих мер по его  соблюдению, квалифицированы по части 4 статьи 18.15 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях в соответствии с  установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях. 

Доводы жалобы о недоказанности вины общества в совершении  вмененного административного правонарушения направлены на иную оценку  исследованных доказательств, установленные обстоятельства и выводы о  виновности названного лица в совершении указанного административного  правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность  обжалуемых актов. 

Доказательствами по делу об административном правонарушении  являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган,  должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают  наличие или отсутствие события административного правонарушения,  виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также  иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела  (часть 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях). 

В связи с изложенным доводы жалобы о том, что фотоматериал и  объяснения иностранного гражданина не могут служить доказательствами по  настоящему делу, подлежат отклонению. 

Вопреки доводам жалобы нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  сроков составления протокола об административном правонарушении и  направления протокола для рассмотрения судье не являются существенными  недостатками, поскольку эти сроки не являются пресекательными (пункт 4  постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта  2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). 

Срок давности и порядок привлечения общества к административной  ответственности не нарушены. 

Административное наказание назначено указанному лицу в пределах  санкции части 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, кроме того, является минимальным,  предусмотренным данной нормой для юридических лиц. 

Право общества на защиту при производстве по делу не нарушено и  реализовано в установленном порядке. 

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении  рассмотрена вышестоящим судом в порядке статьи 30.16 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, а доводы жалобы, 

имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку. 


[A4] Нарушений норм материального и процессуального закона при  рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь  изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление судьи Лефортовского районного суда города Москвы  от 29 июня 2020 года и постановление судьи Второго кассационного суда  общей юрисдикции от 14 января 2022 года, вынесенные в отношении общества  с ограниченной ответственностью «Феникс» по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а  жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Феникс»  Терехиной Е.А. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда —

Российской Федерации СБ. Никифоров