ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-АД22-78 от 02.09.2022 Верховного Суда РФ

^—^

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-АД22-78-К2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 02 сентября 2022 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Шакирова А.А. на вступившие в законную силу  постановление мирового судьи судебного участка № 99 района Зюзино  г. Москвы от 09 февраля 2022 года и постановление судьи Второго  кассационного суда общей юрисдикции от 27 мая 2022 года, вынесенные в  отношении Шакирова Айрата Альбиртовича по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 99 района  Зюзино г. Москвы от 09 февраля 2022 года, оставленным без  изменения постановлением судьи Второго кассационного суда общей  юрисдикции от 27 мая 2022 года, Шакиров А.А. признан виновным в  совершении административного правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнут административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с  лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 7  месяцев. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  Шакиров А.А. просит об отмене судебных актов, вынесенных в отношении  него по настоящему делу об административном правонарушении, приводя  доводы об их незаконности. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации 

об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на 


[A1] момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения  Шакирова А.А. к административной ответственности) невыполнение  водителем транспортного средства законного требования уполномоченного  должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на  состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно  наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере  тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными  средствами на срок от полутора до двух лет. 

Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской  Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее  - Правила дорожного движения), водитель транспортного средства обязан по  требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление  федерального государственного надзора в области безопасности дорожного  движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного  опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. 

Частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях определено, что лицо, которое  управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении  которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в  состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено  определение о возбуждении дела об административном правонарушении,  предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит  освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с  частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования  на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с  результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных  оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и  отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного  опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения. 

Нормы раздела III Правил освидетельствования лица, которое управляет  транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления  его результатов, направления указанного лица на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения, медицинского  освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его  результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 26 июня 2008 года № 475 (далее - Правила), воспроизводят  указанные в части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях обстоятельства, являющиеся основанием  для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние  опьянения, и устанавливают порядок направления на такое 

освидетельствование. 


[A2] В соответствии с пунктом 3 указанных Правил достаточными  основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в  состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих  признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи;  резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не  соответствующее обстановке. 

Как усматривается из материалов дела, 19 марта 2021 года в 19 часов 00  минут по адресу: г. Москва, Симферопольский бульвар, д. 6/1, водитель  Шакиров А.А., управлял транспортным средством «Фольксваген - Поло»,  государственный регистрационный знак <...>, с признаками опьянения: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы, нарушение речи,  резкое изменение окраски кожных покровов лица, указанных в пункте 3  Правил (л.д. 4). 

В связи с наличием указанных признаков опьянения должностным лицом  ГИБДД в порядке, предусмотренном Правилами, Шакирову А.А. было  предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного  опьянения, результат которого был отрицательный. 

В соответствии с пунктом 10 Правил, направлению на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного  средства подлежит: при отказе от прохождения освидетельствования на  состояние алкогольного опьянения; при несогласии с результатами  освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при наличии  достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства  находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате  освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. 

Из протокола о направлении на медицинское освидетельствование на  состояние опьянения от 19 марта 2021 года следует, что Шакиров А.А. был  направлен на медицинское освидетельствование на состояние, пройти которое  он согласился, что подтвердил своей подписью, и о чем была сделана  соответствующая отметка (л.д. 6). 

Подпунктом 1 пункта 5 Порядка проведения медицинского  освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического  или иного токсического), утвержденного приказом Минздрава России от 18  декабря 2015 года № 933н, вступившего в силу, за исключением отдельных  положений, с 26 марта 2016 года (далее - Порядок) определено, что  медицинское освидетельствование проводится, в частности, в отношении  лица, которое управляет транспортным средством, - на основании протокола о  направлении на медицинское освидетельствование, составленного в  соответствии с требованиями статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях должностным лицом, которому  предоставлено право государственного надзора и контроля за  безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства 

соответствующего вида. 


[A3] Пунктом 19 Порядка установлено, что медицинское заключение «от  медицинского освидетельствования отказался» выносится в случаях: 1) отказа  освидетельствуемого от проведения медицинского освидетельствования (до  начала его проведения); 2) отказа освидетельствуемого при проведении  медицинского освидетельствования от осмотра врачом-специалистом  (фельдшером), от любого инструментального или лабораторных  исследований, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка; 3)  фальсификации выдоха; 4) фальсификации пробы биологического объекта  (мочи). 

В этих случаях медицинское освидетельствование и заполнение Акта  прекращаются, в Журнале и в пункте 17 Акта делается запись «от  медицинского освидетельствования отказался». 

Из материалов дела следует, что в ГБУЗ г. Москвы «Московский научно-практический центр наркологии» при проведении медицинского  освидетельствования на состояние опьянения Шакиров А.А. отказался от  прохождения исследования. 

В связи с чем, в пункте 17 акта медицинского освидетельствования на  состояние опьянения от 19 марта 2021 года № А4 343, была сделана запись «от  прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения  отказался». Отказ Шакирова А.А. зафиксирован в названном акте  медицинского освидетельствования на состояние опьянения, который  подписан врачом психиатром-наркологом Л. (л.д. 7).

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными  доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 2);  протоколом об отстранении от управления транспортным средством (л.д. 3);  актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (л.д. 5);  протоколом о направлении на медицинское освидетельствование на состояние  опьянения (л.д. 6); актом медицинского освидетельствования на состояние  опьянения (л.д. 7); рапортом инспектора ДПС ОБ ДПС ГИБДД УВД по ЮАО  ГУ МВД России по г. Москве (л.д. 8-9) и иными материалами дела, которым  дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по  правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

В соответствии с частями 2 и 6 статьи 25.7 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях в случаях,  предусмотренных главой 27 и статьей 28.1.1 названного Кодекса, обязательно  присутствие понятых или применение видеозаписи. 

Меры обеспечения производства по делу об административном  правонарушении применены к Шакирову А.А. в соответствии с требованиями  статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, (при отстранении от управления транспортным средством,  проведении освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и  направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения) 

участие понятых было обеспечено. 


[A4] Доводы жалобы заявителя являются несостоятельными ввиду  следующего. 

Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при  подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в  числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об  административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные  данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела. 

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при подготовке к  рассмотрению дела об административном правонарушении выносится  определение о возвращении протокола об административном правонарушении  и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые  составили протокол, в случае составления протокола и оформления других  материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления  протокола и оформления других материалов дела либо неполноты  представленных материалов, которая не может быть восполнена при  рассмотрении дела. 

Вопреки доводам жалобы, Шакиров А.А. извещался должностным лицом  ГИБДД по адресу места жительства, указанному им в протоколе об  административном правонарушении при его составлении, о необходимости  явки для решения вопроса о внесении изменений в процессуальные  документы, составленные в отношении него, но от явки уклонился. 

Согласно имеющимся в материалах дела сопроводительным письмам  копии процессуальных документов с внесенными в них изменениями  направлены лицу, в отношении которого ведется производство по делу. 

Таким образом, нарушений норм процессуального закона, влекущих  безусловную отмену судебных актов, в ходе производства по делу об  административном правонарушении допущено не было, изменения, внесенные  в процессуальные документы, не повлияли на существо изложенного в  процессуальных документах, и не повлекли нарушение права Шакирова А.А.  на защиту, он не был лишен возможности знать, совершение каких  противоправных действий и при каких обстоятельствах ему вменяют. 

Согласно части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях дело об административном  правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого  ведется производство по делу об административном правонарушении. В  отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях,  предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если  имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени  рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении  рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без 

удовлетворения. 


[A5] О месте и времени рассмотрения дела Шакиров А.А. был извещен  мировым судьей путем направления ему СМС-уведомления, которое было им  получено (л.д. 52). 

Согласие на такой вид извещения Шакировым А.А. было дано (л.д. 11).

Ходатайство без подписи, направленное мировому судье по электронной  почте, правильно было оставлено им без рассмотрения с вынесением  мотивированного определения (л.д. 57). 

Поскольку Шакиров А.А. был извещен о мировым судьей о месте и  времени рассмотрения дела и не заявил ходатайство об отложении судебного  заседания, то дело об административном правонарушении было правомерно  рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной  ответственности. 

Изложенное свидетельствует о том, что право на защиту Шакирова А.А.  при рассмотрении данного дела нарушено не было. 

Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о  совершении Шакировым А.А. административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства совершения административного правонарушения,  предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

Иные доводы, поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы  направлены на переоценку установленных по делу фактических  обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих  судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах  настоящего дела об административном правонарушении, противоречат  совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по  основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под  сомнение наличие в действиях Шакирова А.А. объективной стороны  состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1  статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Административное наказание назначено Шакирову А.А. в пределах  санкции части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Постановление о привлечении Шакирова А.А. к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к  административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для 

данной категории дел. 


[A6] При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения  состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  судья Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 99 района Зюзино  г. Москвы от 09 февраля 2022 года и постановление судьи Второго  кассационного суда общей юрисдикции от 27 мая 2022 года, вынесенные в  отношении Шакирова Айрата Альбиртовича по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а  жалобу Шакирова А.А. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации

СБ. Никифоров