ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-АД23-72 от 23.10.2023 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-АД23-72-К2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 23 октября 2023 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев СИ.,  рассмотрев жалобу генерального директора публичного акционерного  общества «Перовский комбинат строительных материалов» Булычева Я.С. (с  учетом представленных дополнений) на вступившие в законную силу  постановление мирового судьи судебного участка № 291 района Перово города  Москвы от 31 марта 2022 года, решение судьи Перовского районного суда  города Москвы от 15 сентября 2022 года и постановление судьи Второго  кассационного суда общей юрисдикции от 26 апреля 2023 года, вынесенные в  отношении публичного акционерного общества «Перовский комбинат  строительных материалов» (далее - общество) по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 291 района Перово  города Москвы от 31 марта 2022 года, оставленным без изменения решением  судьи Перовского районного суда города Москвы от 15 сентября 2022 года и  постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 26  апреля 2023 года, общество признано виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и  подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа  в размере 50 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, законный  представитель общества Булычев Я.С. ставит вопрос об отмене вынесенных по  настоящему делу об административном правонарушении судебных актов и  прекращении производства по делу. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы 

жалобы и дополнения к ней прихожу к следующим выводам. 


В соответствии с частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к  административной ответственности) невыполнение установленных  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами  Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации  технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской  обороны, использования и содержания систем оповещения, средств  индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества  гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на  должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на  юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. 

Согласно статье 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ  «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон от 12 февраля 1998 года   № 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите  и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории  Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах  или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях  природного и техногенного характера. 

К основным задачам в области гражданской обороны относятся, в том  числе: эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в  безопасные районы; предоставление населению средств индивидуальной и  коллективной защиты; первоочередное жизнеобеспечение населения,  пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а  также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;  санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений,  специальная обработка техники и территорий; обеспечение постоянной  готовности сил и средств гражданской обороны (статья 2 Федерального закона  от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ). 

В силу статьи 6 указанного закона Правительство Российской Федерации,  в числе прочего определяет порядок создания убежищ и иных объектов  гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования  в целях гражданской обороны запасов материально-технических,  продовольственных, медицинских и иных средств. 

К объектам гражданской обороны относятся: убежища,  противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские  помещения (места хранения), санитарно-обмывочные пункты, станции  обеззараживания одежды, станции обеззараживания техники, иные объекты  гражданской обороны (постановление Правительства Российской Федерации от  29 ноября 1999 года № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов  гражданской обороны»). 

Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 утверждены и  введены в действие Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской 

обороны. 


Пунктами 1.3, 1.7, 1.8 указанных Правил определено, что в организациях,  эксплуатирующих защитное сооружение гражданской обороны (далее - ЗС ГО),  назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит  организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение  сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического  оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО  ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную  документацию и организуют выполнение спланированных работ. 

Готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают  руководители гражданской обороны (далее - ГО) организаций, на учете  которых они находятся. 

В обязанности руководителя ГО организаций входит планирование и  организация выполнения мероприятий: по обеспечению сохранности и  готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому  обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего  инженерно-технического оборудования; по обеспечению эффективного  использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания  населения в соответствии с требованиями нормативных технических  документов; по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию  ЗС ГО, обучению рабочих и служащих правилам пользования ЗС ГО в  чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; по осуществлению  систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС  ГО к использованию по прямому назначению; по обеспечению  беспрепятственного доступа в ЗС ГО и исполнения обязанностей по контролю  за их состоянием уполномоченными должностными лицами органов  управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. 

Согласно пункту 2 Приказа МЧС России от 21 июля 2005 года № 575 «Об  утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений  гражданской обороны в мирное время» содержание ЗС ГО в мирное время  обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем  жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по  предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания  укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных  ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к  использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья)  по их обслуживанию. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных  свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и  гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального  оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО. 

Из материалов дела об административном нарушении следует, что в ходе  проверки, проведенной должностным лицом Управления по ВАО ГУ МЧС  России по городу Москве 18 февраля 2022 года установлено, что в здании и  помещениях общества, расположенных по адресу: город Москва, улица  Плеханова, дом 9 допущены многочисленные нарушения требований,  установленных Федеральным законом от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О 

гражданской обороне» и иными нормативными правовыми актами Российской 


Федерации специальных условий эксплуатации объектов гражданской  обороны, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и  имущества гражданской обороны, перечисленные в акте проверки от 18  февраля 2022 года и судебных актах нижестоящих судебных инстанций. 

Фактические обстоятельства вменяемого обществу административного  правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, в том числе  решением о проведении плановой выездной проверки, актом проверки от 18  февраля 2022 года № 5, протоколом осмотра, предписанием об устранении  нарушений обязательных требований в области гражданской обороны № 5/3/1,  протоколом об административном правонарушении и иными материалами дела,  получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости,  достоверности и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства совершения административного правонарушения,  предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

Вопреки доводам жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации  не усматривает оснований для несогласия с правовой оценкой, данной судами,  утверждениям законного представителя общества об отсутствии у последнего  защитного сооружения гражданской обороны по вышеупомянутому адресу. Со  ссылкой на совокупность представленных в материалы дела доказательств суды  обоснованно признали несостоятельными данные доводы заявителя. 

Представленное в дополнение к настоящей жалобе письмо заместителя  начальника Главного управления МЧС России по городу Москве от 28 июля  2023 года, согласно которому в журнал учета защитных сооружений  гражданской обороны внесены изменения, касающиеся защитного сооружения  гражданской обороны, расположенного по адресу: город Москва, улица  Плеханова, дом 9, строение 11, не свидетельствует о том, что проверка,  проведенная должностным лицом МЧС 18 февраля 2022 года, проведена в  здании, не относящемуся к гражданской обороне. 

При проведении указанной проверки присутствовал законный  представитель общества Булычева Я.С, который не представил возражений, в  том числе относительно адреса нахождения здания гражданской обороны. 

Доводы настоящей жалобы о том, что должностным лицом МЧС Гусевым  С.А. не могли быть выявлены нарушения требований законодательства в  области гражданской обороны в 16 часов 00 минут 18 февраля 2022 года по  адресу: город Москва, улица Плеханова, дом 9, поскольку в это время  названным должностным лицом составлялся акт проверки по адресу: город  Москва, улица Реутовская, дом 5, не влекут отмену судебных актов. 

Из материалов настоящего дела следует, что проверка проводилась с 15  часов 00 минут до 16 часов 00 минут 18 февраля 2022 года, по окончанию 

проверки в 16 часов 00 минут составлен акт № 5 плановой выездной проверки. 


Каких-либо противоречий во времени и месте составления  процессуальных материалов не имеется. 

Оценив представленные в материалы дела доказательства по своему  внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и  объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности,  судебные инстанции пришли к выводу о том, что обществом не выполнены  требования законодательства в области гражданской обороны. 

Содержащиеся в поданной в Верховный Суд Российской Федерации  жалобе доводы являлись предметом проверки нижестоящих судебных  инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах дела об  административном правонарушении и не ставят под сомнение наличие в  действиях общества объективной стороны состава административного  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным  в совершении административного правонарушения, если будет установлено,  что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение  которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации  предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были  приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

В рассматриваемом случае суды установили, что общество имело  возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом  Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена  административная ответственность, но не были предприняты все зависящие от  него меры по их соблюдению. 

Порядок и срок давности привлечения к административной  ответственности соблюдены. 

Административное наказание назначено обществу в минимальном  размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 291 района Перово города  Москвы от 31 марта 2022 года, решение судьи Перовского районного суда  города Москвы от 15 сентября 2022 года и постановление судьи Второго  кассационного суда общей юрисдикции от 26 апреля 2023 года, вынесенные в  отношении публичного акционерного общества «Перовский комбинат 

строительных материалов» по делу об административном правонарушении, 


предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу  генерального директора публичного акционерного общества «Перовский  комбинат строительных материалов» Булычева Я.С. (с учетом представленных  дополнений) - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СИ. Кузьмичев