ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-АД23-91 от 01.12.2023 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-АД23-91-К2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 01 декабря 2023 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев СИ.,  рассмотрев жалобу защитника Министерства обороны Российской Федерации  Носенко ВО. на вступившие в законную силу постановление судьи  Пресненского районного суда города Москвы от 27 января 2022 года, решение  судьи Московского городского суда от 25 октября 2020 года и постановление  судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 24 мая 2023 года,  вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном  частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, в отношении Министерства обороны Российской Федерации 

установил:

постановлением судьи Пресненского районного суда города Москвы от 27  января 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Московского  городского суда от 25 октября 2020 года и постановлением судьи Второго  кассационного суда общей юрисдикции от 24 мая 2023 года, Министерство  обороны Российской Федерации признано виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи  17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  и подвергнуто административному наказанию в виде административного  штрафа в размере 1 000 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  Министерства обороны Российской Федерации Носенко ВО. просит об отмене  указанных судебных актов, ссылаясь на их незаконность, и прекращении  производства по делу. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам. 

Частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об 

административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем 


постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Министерства  обороны Российской Федерации к административной ответственности)  неисполнение должником исполнительного документа^ содержащего  требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной  безопасности, промышленной безопасности или безопасности  гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области  строительства и применения строительных материалов (изделий),  реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или  ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении  административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на  граждан в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей; на лиц,  осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица, - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо  административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;  на юридических лиц - от одного миллиона до трех миллионов рублей либо  административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. 

Как усматривается из материалов дела, по делу по иску администрации  города Мурманска к Министерству обороны Российской Федерации об  обязании в течение месяца со дня вступления решения в законную силу  обеспечить консервацию объекта незавершенного строительства «108-ми  квартирного жилого дома» серии 93М с ТП-2400, расположенного по адресу:  город <...>, принять необходимые меры, препятствующие несанкционированному доступу внутрь  объекта на территории строительной площадки, полностью очистить  территорию земельного участка от строительного и бытового мусора, судьей  Октябрьского районного суда города Мурманска выдан исполнительный лист  от 07 мая 2020 года № 018051272. 

На основании указанного исполнительного листа возбуждено  исполнительное производство от 14 мая 2020 года №<...>, в  ходе которого установлено, что Министерство обороны Российской Федерации,  в лице соответствующего структурного подразделения, обязано исполнить  решение суда в пятидневный срок с момента получения постановления о  возбуждении исполнительного производства. 

В установленный срок требования исполнительного документа названным  лицом не исполнены. 

признано виновным в совершении административного правонарушения, 


предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнуто административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. 

Постановлением от 20 октября 2020 года назначен новый срок исполнения  требований исполнительного документа (20 дней с момента получения этого  постановления, а именно до 25 ноября 2020 года включительно). 

Неисполнение требований исполнительного документа в срок  установленный постановлением от 20 октября 2020 года выявлено 30 ноября  2020 года в ходе выхода судебного пристава-исполнителя по адресу: город  <...>

Во вновь установленный срок требования исполнительного документа  названным лицом не исполнены, что выявлено судебным приставом- исполнителем 25 января 2021 года. 

Постановлением заместителя начальника отделения - заместителя  старшего судебного пристава отделения судебных приставов Октябрьского  округа города Мурманска Управления Федеральной службы судебных  приставов по Мурманской области от 22 апреля 2021 года Министерство  обороны Российской Федерации признано виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и  подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа  в размере 50 000 рублей. 

Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя отделения  судебных приставов Октябрьского округа города Мурманска Управления  Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области Управления  Федеральной службы судебных приставов России по Мурманской области от  30 марта 2021 года установлен новый срок исполнения требований  исполнительного документа - 14 дней с даты получения этого постановления. 

В очередной вновь установленный срок требования исполнительного  документа Министерством обороны Российской Федерации не исполнены, что  выявлено судебным приставом-исполнителем 28 апреля 2021 года. 

Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об  административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в 

отношении Министерства обороны Российской Федерации и привлечения его к 


административной ответственности постановлением судьи Пресненского  районного суда города Москвы от 27 января 2022 года. 

Факт совершения Министерством обороны Российской Федерации  административного правонарушения, предусмотренного указанной выше  нормой, подтверждается собранными по делу доказательствами, которые  получили оценку судебных инстанций на предмет допустимости,  достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства совершения административного правонарушения,  предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

Действия Министерства обороны Российской Федерации  квалифицированы по части 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях в соответствии с установленными  обстоятельствами и нормами названного Кодекса. 

Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в  совершении административного правонарушения, если будет установлено, что  у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение  которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации  предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были  приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Министерство обороны Российской Федерации, имея возможность для  соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской  Федерации об административных правонарушениях предусмотрена  административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по  их соблюдению, в связи с чем привлечение названного лица к  административной ответственности по части 2.1 статьи 17.15 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях является  законным и обоснованным. 

Доказательств объективной невозможности исполнения требований  действующего законодательства материалы дела не содержат. 

Утверждение в жалобе о том, что Министерство обороны Российской  Федерации после взыскания исполнительного сбора было сразу привлечено к  административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, а также  судебным приставом-исполнителем не был установлен новый срок исполнения  требований исполнительного документа, опровергается материалами дела. 

Как указывалось выше, Министерство обороны Российской Федерации  привлекалось к административной ответственности за совершение 

административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 


Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  постановлением от 16 ноября 2020 года № 4694/20^51001-АП, ему  неоднократно устанавливались новые сроки для исполнения исполнительного  документа, содержащего требования неимущественного характера. 

Следует отметить, что длительное неисполнение требований  содержащихся в исполнительном документе несет опасность для населения, на  объекте незавершенного строительства, расположенном по адресу: город  <...>, 28 марта 2021 года  произошел несчастный случай с несовершеннолетним. 

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24  марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при  применении Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях» разъяснено, что несущественными являются такие  недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела  по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 Кодексом  Российской Федерации об административных правонарушениях сроков  составления протокола об административном правонарушении и направления  протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются  пресекательными. 

Таким образом, нарушение срока составления протокола об  административном правонарушении не влечет отмену постановленных по делу  судебных актов. 

Приведенные заявителями в поданной в Верховный Суд Российской  Федерации жалобе доводы не содержат правовых аргументов ставящих под  сомнение законность и обоснованность вынесенных по делу судебных актов. 

Событие и состав административного правонарушения установлены на  основании совокупности доказательств, что соответствует статьям 28.1 и 26.2,  26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Порядок и срок давности привлечения Министерства обороны Российской  Федерации к административной ответственности соблюден. 

Вопреки доводам жалобы постановление судьи Второго кассационного  суда общей юрисдикции от 24 мая 2023 года отвечает требованиям статьи 30.18  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Административное наказание назначено привлекаемому к  административной ответственности лицу в пределах санкции части 2.1 статьи  17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  кроме того, является минимальным, предусмотренным данной нормой для  юридических лиц. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь  изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской 

Федерации 


постановил:

постановление судьи Пресненского районного суда города Москвы от 27  января 2022 года, решение судьи Московского городского суда от 25 октября  2020 года и постановление судьи Второго кассационного суда общей  юрисдикции от 24 мая 2023 года, состоявшиеся в отношении Министерства  обороны Российской Федерации по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без  изменения, жалобу защитника Министерства обороны Российской Федерации  Носенко ВО. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СИ. Кузьмичев