ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 50-АД21-8 от 02.08.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 50-АД21-8-К8

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 02 августа 2021 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Цзя Чуньбо на вступившие в законную силу постановление  судьи Куйбышевского районного суда города Омска от 04 марта 2020 года,  решение судьи Омского областного суда от 17 марта 2020 года и постановление  судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25 июня 2020 года,  вынесенные в отношении гражданина КНР Цзя Чуньбо по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установил:

постановлением судьи Куйбышевского районного суда города Омска от 04  марта 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Омского  областного суда от 17 марта 2020 года и постановлением судьи Восьмого  кассационного суда общей юрисдикции от 25 июня 2020 года, Цзя Чуньбо  признан виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнут административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с  административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме  принудительного выдворения. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Цзя Чуньбо  просит отменить названные судебные акты, производство по настоящему делу  прекратить. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам. 

Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Цзя Чуньбо к 


административной ответственности) предусмотрено, что нарушение  иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания  (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии  документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в  Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче  заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда  из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если  эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет  наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч  рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации. 

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации  регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О  правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ). 

Согласно статье 2 Федерального закона № 115-ФЗ законно находящимся в  Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее  действительные вид на жительство, либо разрешение на временное  проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные  предусмотренные федеральным законом или международным договором  Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного  гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. 

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ  срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской  Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением  случаев, предусмотренных данным законом. 

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин  обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его  визы или иного срока временного пребывания, установленного этим  Федеральным законом или международным договором Российской Федерации,  за исключением случаев, в числе прочего, когда федеральным органом  исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство  работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного  гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного  специалиста. 

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года   № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую  Федерацию» (далее - Федеральный закон № 114-ФЗ) иностранный гражданин  или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с  нарушением установленных правил, либо не имеющие документов,  подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации,  либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим  заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной  власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской  Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской  Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через 


территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на  территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с  законодательством Российской Федерации. 

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается,  что 04 марта 2020 года в 17 часов 16 минут по адресу: город Омск, улица  <...> был выявлен гражданин КНР Цзя Чуньбо, прибывший на  территорию Российской Федерации 05 февраля 2020 года на основании  двукратной деловой визы <...>, выданной 02 декабря 2019 года,  сроком действия до 02 марта 2020 года. До окончания срока действия данной  визы названное лицо не выехало с территории Российской Федерации, чем  нарушило режим пребывания (проживания) иностранных граждан в  Российской Федерации. 

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу  доказательствами: рапортом сотрудника УВМД России по Омской области,  протоколом об административном правонарушении, копиями визы и отрывной  части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина и иными  материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости,  достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Довод жалобы о том, что Цзя Чуньбо законно находился на территории  Российской Федерации, поскольку УМВД России по Омской области 13  февраля 2020 года принято ходатайство ООО «Агро-Актив» о привлечении его  к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста,  подлежит отклонению, так как в выдаче разрешения на работу Цзя Чуньбо  было отказано. 

Следует отметить, что ООО «Агро-Актив» было заявлено ходатайство о  продлении деловой визы Цзя Чуньбо сроком на 10 дней. 

На данное обращение 28 февраля 2020 года врио начальника Управления  по вопросам миграции УМВД России по Омской области обществу был дан  ответ, в котором было разъяснено, что основания для продления визы  отсутствуют, Цзя Чуньбо обязан покинуть территорию Российской Федерации  до 02 марта 2020 года.  

Таким образом, на момент выявления административного правонарушения  Цзя Чуньбо незаконно находился на территории Российской Федерации, в  связи с чем обоснованно привлечен к административной ответственности,  предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства совершения административного правонарушения,  предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

Постановление о привлечении Цзя Чуньбо к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к 


административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для  данной категории дел. 

Действия названного лица, не содержащие признаков уголовно  наказуемого деяния, квалифицированы в соответствии с установленными  обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях и миграционного законодательства. 

Порядок привлечения Цзя Чуньбо к административной ответственности не  нарушен. 

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не  допущено, нормы материального права применены правильно. 

Административное наказание назначено Цзя Чуньбо в пределах санкции  части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3  данного Кодекса, является обоснованным и справедливым. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь  изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление судьи Куйбышевского районного суда города Омска от 04  марта 2020 года, решение судьи Омского областного суда от 17 марта 2020 года  и постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25  июня 2020 года, вынесенные в отношении гражданина КНР Цзя Чуньбо по делу  об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи  18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  оставить без изменения, жалобу Цзя Чуньбо - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации