ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 50-АД21-9 от 09.08.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 50-АД21-9-К2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 9 августа 2021 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в  законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 42 в  Кировском судебном районе в г. Омске от 5 октября 2020 г., решение судьи  Кировского районного суда г. Омска от 3 декабря 2020 г. и постановление  судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10 марта 2021 г.,  вынесенные в отношении ФИО1 по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 42 в Кировском  судебном районе в г. Омске от 5 октября 2020 г., оставленным без изменения  решением судьи Кировского районного суда г. Омска от 3 декабря 2020 г. и  постановлением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от  10 марта 2021 г., ФИО1 признан виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с  назначением административного наказания в виде административного штрафа  в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными  средствами на срок один год шесть месяцев. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  ФИО1 просит отменить постановления, вынесенные в отношении его 


по настоящему делу об административном правонарушении, считая их  незаконными. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях невыполнение водителем транспортного  средства законного требования уполномоченного должностного лица о  прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если  такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет  наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с  лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до  двух лет. 

В силу пункта 2.3.2 Правил дорожного движения, утвержденных  Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от  23 октября 1993 г. № 1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель  транспортного средства обязан по требованию должностных лиц,  уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в  области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на  состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на  состояние опьянения. 

Частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях определено, что лицо, которое управляет  транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого  имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии  опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного  опьянения в соответствии с частью 6 данной статьи. При отказе от  прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо  несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при  наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии  опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние  алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на  медицинское освидетельствование на состояние опьянения. 

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление  его результатов, направление на медицинское освидетельствование на  состояние опьянения осуществляются в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 27.12 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях). 

Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным  средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его  результатов, направления указанного лица на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения, медицинского  освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его  результатов утверждены Постановлением Правительства Российской  Федерации от 26 июня 2008 г. № 475 (далее - Правила). 


Нормы раздела III данных Правил воспроизводят указанные в части 1.1  статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях обстоятельства, являющиеся основанием для направления  водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, и  устанавливают порядок направления на такое освидетельствование. 

В соответствии с пунктом 3 Правил достаточными основаниями полагать,  что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения,  является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя  изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски  кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке. 

Из материалов дела усматривается, что 9 сентября 2020 г. в 22 часа  10 минут по адресу: <...> ФИО1  управлял транспортным средством « № ззап», государственный  регистрационный знак <...>, с признаком опьянения: поведение, не  соответствующее обстановке. 

В связи с наличием указанного признака опьянения должностным лицом  ГИБДД в порядке, предусмотренном Правилами, ФИО1 было  предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного  опьянения. 

По результатам данной процедуры, проведенной в 22 часа 29 минут  состояние алкогольного опьянения у ФИО1 не установлено. 

В соответствии с изложенными выше положениями части 1.1 статьи 27.12  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и  пункта 10 Правил направлению на медицинское освидетельствование на  состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит, в том числе  при наличии достаточных оснований полагать, что он находится в состоянии  опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние  алкогольного опьянения. 

В соответствии с указанными нормами ФИО1 был направлен на  медицинское освидетельствование на состояние опьянения, однако в  нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения он не выполнил законное  требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского  освидетельствования на состояние опьянения в 22 часа 35 минут. 

Меры обеспечения производства по делу об административном  правонарушении применены к ФИО1 в соответствии с требованиями  статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, при отстранении от управления транспортным средством,  проведении освидетельствования на состояние алкогольного опьянения,  направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и  задержании транспортного средства применялась видеозапись. 

Указанные обстоятельства подтверждены собранными доказательствами:  протоколом об административном правонарушении (л.д. 3), протоколом об  отстранении от управления транспортным средством (л.д. 4), актом  освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и приложенным к 


нему бумажным носителем (л.д. 5-6), протоколом о направлении на  медицинское освидетельствование на состояние опьянения (л.д. 7), протоколом  о задержании транспортного средства и актом приема транспортного средства  (л.д. 8-9), рапортом инспектора ДПС Л. (л.д. 10), видеозаписью (л.д. 13) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет  допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии ФИО1 состава  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся  доказательствам. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства совершения административного правонарушения,  предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса. 

Довод жалобы о том, что ФИО1 не отказывался от прохождения  медицинского освидетельствования на состояние опьянения, нельзя признать  состоятельным. 

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от  26 апреля 2016 г. № 876-0 отмечено, что проведение медицинского  освидетельствования водителя транспортного средства на состояние опьянения  предполагает добровольное участие в этом данного лица. Отказ от выполнения  законных требований уполномоченного должностного лица о прохождении  такого освидетельствования может выражаться любым способом - как в форме  действия, так и в форме бездействия, которые свидетельствуют о том, что  водитель не намерен проходить указанное освидетельствование, в частности,  предпринимает усилия, препятствующие совершению данного процессуального  действия или исключающие возможность его совершения. Соответственно, по  смыслу части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, под невыполнением водителем  законного требования о прохождении медицинского освидетельствования  понимаются такие действия (бездействие) указанного лица, которые  объективно исключают возможность применения данной обеспечительной  меры. 

Аналогичная правовая позиция сформулирована в пункте 11  постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня  2019 г. № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при  рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных  главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях». 


Собранные по делу доказательства объективно свидетельствуют о том, что  Тихомиров Н.В. после заявленного в устной форме согласия на прохождение  медицинского освидетельствования на состояние опьянения и составления  соответствующего протокола отказался выразить письменное добровольное  согласие на прохождение этой процедуры в означенном протоколе, что  свидетельствует о воспрепятствовании совершению в его отношении данной  обеспечительной меры. 

ФИО1 обоснованно привлечен к административной  ответственности по части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. Действия ФИО1  квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и  требованиями названного кодекса. 

Доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, аналогичны по  существу доводам, которые были предметом проверки в ходе производства по  делу, установленные обстоятельства и выводы о виновности ФИО1 в  совершении вмененного административного правонарушения не опровергают и  не ставят под сомнение законность обжалуемых актов. 

Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями  обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не  является. 

Нарушений норм процессуального закона не допущено, нормы  материального права применены правильно. 

Порядок и срок давности привлечения к административной  ответственности не нарушены. 

Административное наказание назначено с соблюдением требований  статей 3.1, 3.5, 3.8, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 12.26  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17  названного кодекса могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых  судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 42 в Кировском судебном  районе в г. Омске от 5 октября 2020 г., решение судьи Кировского районного  суда г. Омска от 3 декабря 2020 г. и постановление судьи Восьмого  кассационного суда общей юрисдикции от 10 марта 2021 г., вынесенные в  отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об 


административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу  Тихомирова Н.В. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации ФИО2