ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 51-АД21-2 от 24.02.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 51-АД21-2-К8

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 24 февраля 2021 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную  силу постановление мирового судьи судебного участка № 11 г. Бийска  Алтайского края от 20 сентября 2019 г. (здесь и далее день изготовления  постановления в полном объеме), решение судьи Бийского городского суда  Алтайского края от 6 ноября 2019 г. и постановление судьи Восьмого  кассационного суда общей юрисдикции от 3 февраля 2020 г., вынесенные в  отношении ФИО1 по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 11 г. Бийска Алтайского  края от 19 апреля 2019 г. (день изготовления постановления в полном объеме)  ФИО1 признан виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, с назначением  административного наказания в виде административного штрафа в размере  30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на  срок один год шесть месяцев. 

Решением судьи Бийского районного суда Алтайского края от 4 июля  2019 г. указанное постановление мирового судьи отменено с возвращением  дела на новое рассмотрение. 


Постановлением мирового судьи судебного участка № 11 г. Бийска  Алтайского края от 20 сентября 2019 г., оставленным без изменения решением  судьи Бийского городского суда Алтайского края от 6 ноября 2019 г. и  постановлением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от  3 февраля 2020 г., Корсаков Р.Г. признан виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с  назначением административного наказания в виде административного штрафа  в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными  средствами на срок один год шесть месяцев. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  ФИО1 просит отменить постановления, вынесенные в отношении его по  настоящему делу об административном правонарушении, считая их  незаконными. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях невыполнение водителем транспортного  средства законного требования уполномоченного должностного лица о  прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если  такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет  наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с  лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до  двух лет. 

В силу пункта 2.3.2 Правил дорожного движения, утвержденных  постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от  23 октября 1993 г. № 1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель  транспортного средства обязан по требованию должностных лиц,  уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в  области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на  состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на  состояние опьянения. 

Частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях определено, что лицо, которое управляет  транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого  имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии  опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного  опьянения в соответствии с частью 6 данной статьи. При отказе от  прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо  несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при  наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии  опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние  алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на  медицинское освидетельствование на состояние опьянения. 


Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление  его результатов, направление на медицинское освидетельствование на  состояние опьянения осуществляются в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 27.12 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях). 

Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным  средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его  результатов, направления указанного лица на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения, медицинского  освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его  результатов утверждены постановлением Правительства Российской  Федерации от 26 июня 2008 г. № 475 (далее - Правила). 

Нормы раздела III данных правил воспроизводят указанные в части 1.1  статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях обстоятельства, являющиеся основанием для направления  водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, и  устанавливают порядок направления на такое освидетельствование. 

В соответствии с пунктом 3 Правил достаточными основаниями полагать,  что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения,  является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя  изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски  кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке. 

Из материалов дела усматривается, что 6 января 2019 г. в 23 часа 15 минут  по адресу: <...>  ФИО1 управлял транспортным средством «Тоуо1а НщЫапёег»,  государственный регистрационный знак <...>, с признаками опьянения:  запах алкоголя изо рта, резкое изменение окраски кожных покровов лица. 

В связи с наличием указанных признаков опьянения должностным лицом  ГИБДД в порядке, предусмотренном Правилами, ФИО1 было  предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного  опьянения. От прохождения данной процедуры он отказался. 

В соответствии с приведенными выше положениями части 1.1 статьи 27.12  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и  пункта 10 Правил направлению на медицинское освидетельствование на  состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит: при отказе от  прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при  несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного  опьянения; при наличии достаточных оснований полагать, что водитель  транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном  результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. 

В соответствии с указанными нормами ФИО1 был направлен на  медицинское освидетельствование на состояние опьянения, однако, в  нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения не выполнил законное 


требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского  освидетельствования на состояние опьянения. 

Меры обеспечения производства по делу об административном  правонарушении применены к ФИО1 в соответствии с требованиями  статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, при отстранении от управления транспортным средством,  проведении освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и  направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения  участие понятых было обеспечено. 

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными  доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 1);  протоколом об отстранении от управления транспортным средством (л.д. 3);  актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и  приложенным к нему бумажным носителем, в которых зафиксирован отказ от  прохождения данной процедуры (л.д. 4-5); протоколом о направлении на  медицинское освидетельствование на состояние опьянения (л.д. 6);  письменными объяснениями понятых С. и Ш. (л.д. 7); протоколом о задержании транспортного средства (л.д. 8); рапортом  инспектора ДПС Г.С.Н. (л.д. 9); показаниями инспекторов ДПС Н. и Г. понятых С. и Ш. данными в ходе судебного разбирательства (л.д. 46-51, 85-86, 135-136), и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет  допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Факт управления ФИО1 транспортным средством объективно  подтвержден совокупностью перечисленных выше доказательств. 

Согласно рапорту и показаниям инспекторов ДПС Н. и Г. в указанное выше время ими был остановлен автомобиль «Тоуо1а Н1§Ыапс1ег», государственный регистрационный знак <...>,  выехавший из гаражного кооператива и движущийся по ул. Машиностроения в  г. Бийске Алтайского края, водителем указанного транспортного средства  являлся ФИО1 (л.д. 49-50). 

ФИО1 и его супруга ФИО2 также подтвердили управление  ФИО1 транспортным средством, пояснив, что в указанные выше  время и месте они переставляли свой автомобиль, при этом ФИО1  находился за рулем, а ФИО2 на переднем пассажирском сиденье  (л.д. 75 оборот, 77). 

Означенные доказательства получены с соблюдением процессуальных  требований Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, последовательны, непротиворечивы и обоснованно  признаны судебными инстанциями достоверными относительно события  правонарушения. 

Все меры обеспечения производства по делу применены к ФИО1  именно как к водителю, что в совокупности с указанными выше 


доказательствами объективно свидетельствуют о том, что Корсаков Р.Г.  является субъектом административного правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии ФИО1 состава  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся  доказательствам. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства совершения административного правонарушения,  предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса. 

Довод жалобы о том, что ФИО1 не выражал отказ от прохождения  медицинского освидетельствования на состояние опьянения, не нашел своего  подтверждения в ходе производства по делу и в рамках рассмотрения  настоящей жалобы, опровергается совокупностью собранных доказательств. 

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от  26 апреля 2016 г. № 876-0 отмечено, что проведение медицинского  освидетельствования водителя транспортного средства на состояние опьянения  предполагает добровольное участие в этом данного лица. Отказ от выполнения  законных требований уполномоченного должностного лица о прохождении  такого освидетельствования может выражаться любым способом - как в форме  действия, так и в форме бездействия, которые свидетельствуют о том, что  водитель не намерен проходить указанное освидетельствование, в частности,  предпринимает усилия, препятствующие совершению данного процессуального  действия или исключающие возможность его совершения. Соответственно, по  смыслу части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, под невыполнением водителем законного  требования о прохождении медицинского освидетельствования понимаются  такие действия (бездействие) указанного лица, которые объективно исключают  возможность применения данной обеспечительной меры. 

Аналогичная правовая позиция сформулирована в пункте 11  постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня  2019 г. № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при  рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных  главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях»). 

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1  отказывался проходить медицинское освидетельствование как водитель,  несмотря на то, что должностными лицами ГИБДД был остановлен при  управлении транспортным средством с признаками опьянения. Согласно 


показаниям понятого С. Корсаков Р.Г. отказался проходить медицинское освидетельствование как водитель, сказал, что пройдет эту  процедуру как «прохожий», утверждал, что не находился за рулем (л.д. 51). 

В протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на  состояние опьянения зафиксировано, что ФИО1 заявил устный отказ от  прохождения этой процедуры, от записи отказался в присутствии понятых.  ФИО1 не выразил письменное добровольное согласие на прохождение  медицинского освидетельствования в указанном протоколе, что с учетом  изложенного свидетельствует о воспрепятствовании совершению в его  отношении данной обеспечительной меры. 

ФИО1 обоснованно привлечен к административной  ответственности по части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. Действия ФИО1  квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и  требованиями названного кодекса. 

Доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, аналогичны по  существу доводам, которые были предметом проверки в ходе судебного  заседания, установленные обстоятельства и выводы о виновности  ФИО1 в совершении вмененного административного правонарушения  не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых актов. 

Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями  обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не  является. 

Нарушений норм процессуального закона не допущено, нормы  материального права применены правильно. 

Порядок и срок давности привлечения к административной  ответственности соблюдены. Административное наказание назначено в  пределах санкции части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17  названного кодекса могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых  судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 11 г. Бийска Алтайского  края от 20 сентября 2019 г., решение судьи Бийского городского суда  Алтайского края от 6 ноября 2019 г. и постановление судьи Восьмого  кассационного суда общей юрисдикции от 3 февраля 2020 г., вынесенные в  отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об 


административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу  Корсакова Р.Г. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров