ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 55-АД19-2 от 26.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 55-АД19-2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 26 августа 2019 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,  рассмотрев жалобу защитника Князева Е.Г., действующего на основании  ордера в интересах Зейналова З.И.о. на вступившие в законную силу  постановление судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия от 29  апреля 2016 года, решение судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 11  мая 2016 года и постановление заместителя председателя Верховного Суда  Республики Хакасия от 09 августа 2016 года, вынесенные в отношении  Зейналова Заура Исмаил оглы по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия  от 29 апреля 2016 года, оставленным без изменения решением судьи  Верховного Суда Республики Хакасия от 11 мая 2016 года и постановлением  заместителя председателя Верховного Суда Республики Хакасия от 09 августа  2016 года, гражданин Республики Азербайджан Зейналов З.И.о.  признан виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнут административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей  с административным выдворением за пределы Российской Федерации с  помещением в СУВСИГ УФМС России по Республике Хакасия. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  защитник Князев Е.Г. просит изменить судебные акты, состоявшиеся в  отношении Зейналова З.И.о. по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, исключив из них назначенное наказание  в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. 


Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент  совершения административного правонарушения) нарушение иностранным  гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в  Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов,  подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации,  или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в  соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации  по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат  признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного  штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным  выдворением за пределы Российской Федерации. 

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации  регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом  положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). 

Согласно статье 2 названного Федерального законно находящимся в  Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее  действительные вид на жительство, либо разрешение на временное  проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные  предусмотренные федеральным законом или международным договором  Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного  гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. 

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля  2002 г. № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации  иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не  требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в  течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев,  предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если  такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При  этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации  указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток. 

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин  обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его  визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим  Федеральным законом или международным договором Российской Федерации,  за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему  продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему  выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на  жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые  для получения им разрешения на временное проживание в порядке,  предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него 


принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство  Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем  русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая  2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о  выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной  власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по  контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее  - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято  ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении  иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве  высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или  заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу,  выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со  статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство  образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по  очной или очно-заочной форме по основной профессиональной  образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о  продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого  иностранного гражданина. 

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ  «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую  Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на  территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо  не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание)  в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не  обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган  федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на  осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо  уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока  пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие  правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации,  являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и  несут ответственность в соответствии с законодательством Российской  Федерации. 

Из материалов дела об административном правонарушении следует,  что 27 апреля 2016 года в 19 часов 30 минут, в ходе проверки соблюдения  требований миграционного законодательства по адресу: Республика Хакасия,  г. Абакан, ул. Аскизская, д. 160, выявлен гражданин Республики Азербайджан  Зейналов З.И.о., допустивший нарушение режима пребывания (проживания)  иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии  документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в  Российской Федерации, а также в уклонении от выезда из Российской  Федерации по истечении срока пребывания. 


Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 6);  протоколом об административном задержании (л.д. 2-3); рапортом УУП УМВД  России по г. Абакану (л.д. 7); протоколом о доставлении лица, совершившего  административное правонарушение (л.д. 8); копиями паспорта и бланка  уведомления о прибытии Зейналова З.И.о. (л.д. 11-12); данными из базы ФМС  России АС ЦБДУИГ (л.д. 38-54), которые оценены в совокупности с другими  материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи  26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности. 

Таким образом, действия Зейналова З.И.о. образуют объективную сторону  состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1  статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

При рассмотрении дела об административном правонарушении на  основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств в  соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях установлены все юридически значимые  обстоятельства совершения административного правонарушения. 

Постановление о привлечении Зейналова З.И.о. к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к  административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для  данной категории дел. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  защитник Князев Е.Г. не оспаривая факта совершения Зейналовым З.И.о.  административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  указывает, что применение к нему (Зейналову З.И.о.) такой меры  административной ответственности, как административное выдворение за  пределы Российской Федерации, является чрезмерно суровым и нарушает его  право на уважение семейной жизни. 

Такие доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение  состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных  постановлений. 

Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая  право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает  вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за  исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и  необходимо в демократическом обществе в интересах национальной  безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния  страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны  здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц. 


Приведенные нормативные положения в их интерпретации Европейским  Судом по правам человека не препятствуют государству в соответствии с  нормами международного права и своими договорными обязательствами  контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей  территории; в вопросах иммиграции статья 8 Конвенции о защите прав  человека и основных свобод или любое другое ее положение не могут  рассматриваться как возлагающие на государство общую обязанность уважать  выбор супружескими парами страны совместного проживания и разрешать  воссоединение членов семьи на своей территории (Постановления от 28 мая  1985 г. по делу «Абдулазиз, Кабалес и Балкандали (АЬёи1а212, СаЬа1ез апё  Ва1капс1аП) против Соединенного Королевства», § 68; от 19 февраля 1996 г. по  делу «Гюль (Сш) против Швейцарии», § 38; от 10 марта 2011 г. по делу  «Киютин (Кшйп) против России», § 53 и др.). Европейский Суд по правам  человека пришел к выводу о том, что названная Конвенция не гарантирует  иностранцам право въезжать в определенную страну или проживать на ее  территории и не быть высланными, указав, что лежащая на государстве  ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает его  контролировать въезд в страну; вместе с тем решения в этой сфере, поскольку  они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое  в демократическом обществе статьей 8 названной Конвенции, должны быть  оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать  правомерной цели (Постановления от 21 июня 1988 г. по делу «Беррехаб  (ВеггепаЪ) против Нидерландов», § 28; от 24 апреля 1996 г. по делу «Бугханеми  (Вои§папегш) против Франции», § 41; от 26 сентября 1997 г. по делу «Эль- Бужаиди (Е1 Вои)а1сН) против Франции», § 39; от 18 октября 2006 г. по делу  «Юнер (Шег) против Нидерландов», § 54; от 06 декабря 2007 г. по делу «Лю и  Лю (Ьш апё Ьш) против России», § 49; решение от 09 ноября 2000 г. по вопросу  о приемлемости жалобы «Андрей Шебашов (Апёгеу ЗпеЪазЪоу) против  Латвии» и др.). 

Относительно критериев допустимости высылки в демократическом  обществе Европейский Суд по правам человека отметил, что значение,  придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от  обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью  установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами  отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения;  в то же время право властей применять выдворение может быть важным  средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений  иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало  бы уважение к такому закону. 

При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его  лояльности к правопорядку страны пребывания. 

Правонарушения в области миграционного законодательства в силу  закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно  как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, 


как административное выдворение, в силу насущной социальной  необходимости. 

Необходимость назначения дополнительного административного  наказания в виде административного выдворения за пределы Российской  Федерации предусмотрена санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

В соответствии с общими правилами назначения административного  наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и  индивидуализации ответственности, административное наказание за  совершение административного правонарушения назначается в пределах,  установленных законом, предусматривающим ответственность за данное  административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской  Федерации об административных правонарушениях. При назначении  административного наказания физическому лицу учитываются характер  совершенного им административного правонарушения, личность виновного,  его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие  административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие  административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях). 

При назначении Зейналову З.И.о. административного наказания  требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях нижестоящими судебными инстанциями были соблюдены. 

Так, при производстве по делу об административном правонарушении  установлено, что Зейналов З.И.о. длительное время пребывает на территории  Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание  (проживание) в Российской Федерации, никаких мер по легализации своего  нахождения на территории Российской Федерации принято не было. 

Кроме того, материалы дела свидетельствуют о том, что Зейналов З.И.о.  ранее неоднократно привлекался к административной ответственности за  совершение административных правонарушений в области миграционного  законодательства. 

Необходимо отметить, что наличие у иностранного гражданина  родственников, имеющих вид на жительство либо гражданство Российской  Федерации и проживающих на ее территории, не освобождает иностранного  гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны  пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему  наказания в виде административного выдворения за ее пределы. 

При таких обстоятельствах довод жалобы о том, что назначенное  Зейналову З.И.о. административное наказание в виде административного  выдворения за пределы Российской Федерации нарушает его право на  семейную жизнь применительно к требованиям статьи 8 Конвенции о защите  прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950), является необоснованным  и не может повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов. 


Следовательно, назначение Зейналову З.И.о. дополнительного наказания в  виде административного выдворения за пределы Российской Федерации  основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему  указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным частью  I статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях целям административного наказания, связанным с  предупреждением совершения новых правонарушений как самим  правонарушителем, так и другими лицами. 

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не  допущено, нормы материального права применены правильно. 

Административное наказание назначено Зейналову З.И.о. в пределах  санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1,  3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 данного Кодекса, является обоснованным и справедливым. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь  изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия от  29 апреля 2016 года, решение судьи Верховного Суда Республики Хакасия от  II мая 2016 года и постановление заместителя председателя Верховного Суда  Республики Хакасия от 09 августа 2016 года, вынесенные в отношении  Зейналова Заура Исмаил оглы по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу  защитника Князева Е.Г. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации В.П. Меркулов