ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 55-АД21-4 от 31.01.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 55-АД21-4-К8

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 31 января 2022 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Микляевой Марии Сергеевны на вступившие в законную  силу постановление судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия  от 28.01.2021 № 5-351/2021, решение судьи Верховного Суда Республики  Хакасия от 05.03.2021 № 7п-51/2021 и постановление судьи Восьмого  кассационного суда общей юрисдикции от 05.07.2021 № 16-4291/2021,  состоявшиеся в отношении Микляевой Марии Сергеевны (далее - Микляева  М.С.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном  частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия  от 28.01.2021 № 5-351/2021, оставленным без изменения решением судьи  Верховного Суда Республики Хакасия от 05.03.2021 № 7п-51/2021 и  постановлением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от  05.07.2021 № 16-4291/2021, Микляева М.С. признана виновной в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  с назначением административного наказания в виде обязательных работ на  срок двадцать часов. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Микляева  М.С. выражает несогласие с судебными актами, вынесенными в отношении  нее, ставя вопрос об их отмене. 

Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти 

к следующим выводам. 


[A1] Частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент  возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения  Микляевой М.С. к административной ответственности) предусмотрено, что  нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка  проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за  исключением случаев, предусмотренных частью 6 этой статьи, влечет  наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати  тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов. 

Положения указанной нормы имеют бланкетный характер и применяются  с учетом законодательных актов, регулирующих правила организации и  проведения публичных мероприятий, нарушение которых и образует  объективную сторону соответствующего административного правонарушения. 

Порядок обеспечения реализации установленного Конституцией  Российской Федерации права граждан собираться мирно, без оружия,  проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования  регламентирован Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях,  митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее также - Закон   № 54-ФЗ). 

В силу пунктов 1, 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ публичным мероприятием  признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме  собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в  различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе  граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных  объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием  транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное  выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным  вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни  страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о  своей деятельности при встрече депутата законодательного  (представительного) органа государственной власти, депутата  представительного органа муниципального образования с избирателями. При  этом митингом является массовое присутствие граждан в определенном месте  для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных  проблем преимущественно общественно-политического характера. 

Статьей 3 Закона № 54-ФЗ установлено, что проведение публичного  мероприятия основывается на принципах законности - соблюдении 

положений Конституции Российской Федерации, названного закона, иных 


[A2] законодательных актов Российской Федерации и добровольности участия в  публичном мероприятии. 

Исходя из положений статьи 4 Закона № 54-ФЗ в рамках организации  публичного мероприятия предусмотрен ряд процедур, которые направлены на  обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия,  согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия,  и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и  безопасности. 

К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного  мероприятия, которое в силу пункта 1 части 4 статьи 5 названного закона  организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной  власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в  порядке, установленном статьей 7 названного закона. 

Организатор публичного мероприятия не вправе его проводить, если он  не подал в срок уведомление о проведении публичного мероприятия либо не  принял направленное ему органом исполнительной власти субъекта  Российской Федерации или органом местного самоуправления обоснованное  предложение об изменении места и (или) времени (а в случае, указанном в  пункте 2 части 1 статьи 12 Закона № 54-ФЗ, также о выборе одной из форм  проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором), и в  случаях, предусмотренных частями 4, 5 и 7 статьи 12 указанного закона (часть  5 статьи 5 Закона № 54-ФЗ). 

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным  Судом Российской Федерации в определениях от 24.10.2013 № 1618-0, от  24.10.2013 № 1619-0, Закон № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного,  доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в  форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования,  закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи  5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов  публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным  положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, которыми предусмотрена  административная ответственность за нарушение законодательства о  собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи  5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за  нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга,  демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). В силу  общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность  участника публичного мероприятия может наступать только в случае  совершения им противоправных, виновных действий или его 

противоправного, виновного бездействия. 


[A3] Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6  Закона № 54-ФЗ. 

В соответствии с частью 3 этой статьи во время проведения публичного  мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования  организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц,  уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта  Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников  органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной  гвардии Российской Федерации). 

Как следует из материалов дела об административном правонарушении,  Микляевой М.С. вменено то, что в период с 14 часов 12 минут до 15 часов 00  минут 23.01.2021 она находилась на Первомайской площади перед зданием  Правительства Республики Хакасия по адресу: г. Абакан, пр. Ленина, д. 67 в  составе группы граждан, приняла участие в митинге, не согласованном в  установленном порядке, на законные требования сотрудников полиции о  прекращении участия в несогласованном публичном мероприятии не  реагировала. 

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения  Микляевой М.С. к административной ответственности, предусмотренной  частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, постановлением судьи Абаканского городского суда  Республики Хакасия от 28.01.2021 № 5-351/2021. 

Вышестоящие судебные инстанции с этими выводами согласились.

Фактические обстоятельства дела об административном правонарушении  подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, протоколом об  административном правонарушении (л.д. 2), рапортом должностного лица  УМВД России по г. Абакану от 23.01.2021 о выявлении Микляевой М.С,  около 15 часов 50 минут в указанную дату принявшей участие в публичном  мероприятии в форме митинга, проводившегося без подачи уведомления о  проведении публичного мероприятия, несмотря на требования сотрудников  полиции о прекращении участия в нем (л.д. 3), сообщением от 22.01.2021  начальника центра по противодействию экстремизму МВД по Республике  Хакасия об установленном в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» митинге возле здания Правительства  Республики Хакасия, запланированном на 13 часов 00 минут 23.01.2021 (л.д.  4), сообщением главы города Абакана о непоступлении в администрацию  города Абакана уведомления о проведении данного публичного мероприятия  (л.д. 5), сообщением министра по делам юстиции и региональной  безопасности Республики Хакасия, содержащим аналогичные сведения о 

непоступлении уведомления о проведении митинга в январе 2021 года на 


[A4] Первомайской площади г. Абакана (л.д. 7), письменными объяснениями  Микляевой М.С, отобранными 23.01.2021, показавшей, что она и ее супруг,  узнав из социальных сетей о проведении 23.01.2021 на Первомайской  площади митинга на тему прав человека, пришли в указанное место, на  которой присутствовало много людей (л.д. 9), письменными объяснениями  Микляевой М.С. от 27.01.2021, пояснившей, в числе иного, что, находясь на  Первомайской площади, требований сотрудников полиции она не слышала,  находилась на площади около 15-20 минут, после чего самостоятельно ее  покинула, умысла на участие в публичном мероприятии не имела (л.д. 10),  фотоматериалом (л.д. 11, 13), диском с видеозаписью (л.д. 15) и иными  материалами, которым была дана оценка на предмет допустимости,  достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в  соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно  и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного  правонарушения. 

Вывод о наличии в действиях Микляевой М.С. состава  административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным  доказательствам, которые получили надлежащую оценку в обжалуемых  судебных актах. 

Доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, в том числе о том,  что участником несанкционированного публичного мероприятия Микляева  М.С. не являлась, требований сотрудников полиции о его прекращении не  слышала, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом  проверки в ходе судебного разбирательства, установленные обстоятельства и  выводы о виновности в совершении вмененного названному лицу  административного правонарушения не опровергают, поскольку противоречат  собранным по делу доказательствам, в том числе видеозаписи. 

На основании исследования имеющейся совокупности доказательств,  всесторонне, полно и объективно исследовав все обстоятельства дела, судья  городского суда и согласившиеся с ним вышестоящие судебные инстанции  правомерно пришли к выводу о доказанности в деянии привлекаемого к  административной ответственности лица состава вмененного 

административного правонарушения. 


[A5] Несогласие заявителя жалобы с такими выводами не является основанием  для отмены или изменения постановления о назначении административного  наказания и состоявшихся в порядке его обжалования судебных актов. 

Вопреки доводам заявителя конституционное право на свободу собраний  в рассматриваемом случае нарушено не было, поскольку установленный  Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах,  демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядок проведения публичного  мероприятия 23.01.2021 не соблюден. 

Порядок и срок давности привлечения Микляевой М.С.  к административной ответственности соблюдены. 

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом  Российской Федерации об административных правонарушениях, не  позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих  отмену состоявшихся по делу актов, при производстве по делу не допущено. 

Административное наказание назначено Микляевой М.С. в пределах,  предусмотренных санкцией части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений  части 2 статьи 4.1 данного Кодекса, согласно которым при назначении  административного наказания физическому лицу учитываются характер  совершенного им административного правонарушения, личность виновного,  его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие  административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие  административную ответственность. 

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты, вынесенные  в отношении привлекаемого к административной ответственности по данному  делу лица, отмене и изменению не подлежат. 

Обстоятельства, предусмотренные пунктами 2-4 части 2 статьи 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  отсутствуют. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

ПОСТАНОВИЛ:

постановление судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия  от 28.01.2021 № 5-351/2021, решение судьи Верховного Суда Республики  Хакасия от 05.03.2021 № 7п-51/2021 и постановление судьи Восьмого 

кассационного суда общей юрисдикции от 05.07.2021 № 16-4291/2021, 


[A6] состоявшиеся в отношении Микляевой Марии Сергеевны по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  оставить без изменения, жалобу Микляевой Марии Сергеевны 

без удовлетворения.
Судья Верховного Суда

Российской Федерации С Б. Никифоров