ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 56-АД21-10 от 18.11.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 56-АД21-10-К9

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 18 ноября 2021 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу  постановление судьи Дальнегорского районного суда Приморского края  от 25 августа 2020 года, решение судьи Приморского краевого суда  от 13 октября 2020 года и постановление судьи Девятого кассационного суда  общей юрисдикции от 18 февраля 2021 года, вынесенные в отношении  ФИО1 по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Дальнегорского районного суда Приморского края  от 25 августа 2020 года, оставленным без изменения решением судьи  Приморского краевого суда от 13 октября 2020 года и постановлением судьи  Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 18 февраля 2021 года,  ФИО1 признан виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут  административному наказанию в виде административного штрафа в размере  20 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  ФИО1 просит об отмене судебных актов, вынесенных в отношении  него по настоящему делу об административном правонарушении, приводя  доводы об их незаконности. 

Изучение материалов истребованного дела об административном  правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим  выводам. 


[A1] В соответствии с частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Тарабарина И.Н. к  административной ответственности) организация либо проведение публичного  мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении  публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7  настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в  размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы  на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти  суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на  юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. 

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года   № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и  пикетированиях» (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ)  под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная  каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или  пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая  по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других  общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с  использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия  является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение  требований по различным вопросам политической, экономической, социальной  и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или  информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата  законодательного (представительного) органа государственной власти,  депутата представительного органа муниципального образования с  избирателями. 

Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах  законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской  Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов  Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии  (статья 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ). 

Права и обязанности организатора публичного мероприятия установлены  статьей 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ. 

Положениями части 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года   № 54-ФЗ установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия  (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом  законодательного (представительного) органа государственной власти,  депутатом представительного органа муниципального образования в целях  информирования избирателей о своей деятельности при встрече с  избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним  участником без использования быстровозводимой сборно-разборной  конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган 


[A2] исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного  самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения  публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия  депутатом законодательного (представительного) органа государственной  власти, депутатом представительного органа муниципального образования в  целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с  избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним  участником без использования быстровозводимой сборно-разборной  конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня  проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой  лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с  использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей  препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о  проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех  дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и  (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не  позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о  проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими  праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий  день, предшествующий нерабочим праздничным дням. 

Как усматривается из материалов дела об административном  правонарушении, 25 июля 2020 года в период времени с 12 часов 00 минут до  12 часов 25 минут на проспекте 50 лет Октября, д. 120 в г. Дальне горе ке  Приморского края, ФИО1 организовал и провел публичное  мероприятие - митинг без подачи уведомления в органы исполнительной  власти. 

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами, в том числе, протоколом об административном  правонарушении, рапортами сотрудников полиции, письменными  объяснениями ФИО1, фотоматериалом, видеозаписями и другими  представленными доказательствами, оцененными в совокупности  с другими материалами дела об административном правонарушении по  правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1  данного Кодекса. 

Действия ФИО1 квалифицированы по части 2 статьи 20.2  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в  соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного  Кодекса и подлежащего применению законодательства. 


[A3] Из доводов поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы не  следует, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями  допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях и (или) предусмотренные им  процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно  рассмотреть дело. 

Содержащиеся в поданной в Верховный Суд Российской Федерации  жалобе суждения привлекаемого к административной ответственности лица о  невиновности в проведении массового публичного мероприятия, ранее  заявлялись при рассмотрении настоящего дела об административном  правонарушении, являлись предметом проверки нижестоящих судебных  инстанций и своего подтверждения не нашли. Несогласие заявителя с этими  выводами судов и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием  судами норм Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле,  основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не  является. 

Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к  административной ответственности соблюдены.  

Административное наказание назначено привлекаемому к  административной ответственности лицу в минимальном размере,  предусмотренном санкцией части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях для граждан. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

постановил:

постановление судьи Дальнегорского районного суда Приморского края от  25 августа 2020 года, решение судьи Приморского краевого суда от 13 октября  2020 года и постановление судьи Девятого кассационного суда общей  юрисдикции от 18 февраля 2021 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу  ФИО1 - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации .ФИО2