ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 56-АД21-12 от 17.12.2021 Верховного Суда РФ

верховный суд
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 56-АД21-12-К9

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 1 7 декабря 2 021 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,  рассмотрев жалобу защитника - адвоката Губанова А.И., действующего в  интересах ФИО1, на вступившие в законную силу  решение судьи Приморского краевого суда от 13.07.2020 № 7-12-289/2020 и  постановление заместителя председателя Девятого кассационного суда общей  юрисдикции от 25.05.2021 № 16-335/2021, состоявшиеся в отношении  индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее -  ФИО1) по делу об административном правонарушении,  предусмотренном статьей 7.15.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Фрунзенского районного суда города  Владивостока от 18.05.2020 № 5-464/20 производство по делу об  административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.15.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении  индивидуального предпринимателя ФИО1 прекращено на  основании пунктов 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса. Изъятые две  фарфоровые тарелки постановлено вернуть законному владельцу.

Решением судьи Приморского краевого суда от 13.07.2020 № 7-12289/2020, оставленным без изменения постановлением заместителя  председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 25.05.2021   № 16-335/2021, постановление судьи Фрунзенского районного суда города  Владивостока от 18.05.2020 № 5-464/20 изменено в части определения судьбы  изъятых археологических предметов. Принято решение о том, что изъятые по  настоящему делу археологические предметы (две фарфоровые тарелки)


[A1] подлежат обращению в собственность Российской Федерации путем передачи  их в Управление Министерства культуры Российской Федерации по  Дальневосточному федеральному округу. В остальной части постановление  судьи районного суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник -  адвокат Губанов А.И. выражает несогласие с решением судьи Приморского  краевого суда от 13.07.2020 № 7-12-289/2020 и постановлением заместителя  председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 25.05.2021   № 16-335/2021, состоявшимися в отношении ФИО1 по настоящему  делу об административном правонарушении, приводя доводы об их  незаконности.

Изучение материалов дела об административном правонарушении  и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии со статьей 7.15.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем 

постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к 

административной ответственности) совершение сделок с археологическими

предметами в нарушение требований, установленных законодательством  Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на 

граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией

археологических предметов; на должностных лиц - от двадцати тысяч до  пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на  юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с 

конфискацией археологических предметов.

Пунктом 3 статьи 49 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ  «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)  народов Российской Федерации» (далее - Закон об объектах культурного  наследия) установлено, что объекты археологического наследия, а также все  археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или  под водой, находятся в государственной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45.1 названного закона работы по  выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы,  имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее по тексту  цитируемого закона - археологические полевые работы), проводятся на  основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения  (открытого листа). Поиск археологических предметов и их изъятие из мест  залегания могут производиться исключительно в составе археологических  полевых работ.


[A2] Согласно частям 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 23.07.2013 № 245-  ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии»  физические и юридические лица, владеющие археологическими предметами, не  вправе отчуждать данные археологические предметы, за исключением случая  передачи их государству, случая универсального правопреемства или случаев,  предусмотренных частями 2 и 3 названной статьи.

Физические и юридические лица, законно осуществившие ввоз  археологических предметов на территорию Российской Федерации, вправе  распоряжаться указанными археологическими предметами по своему  усмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В части 3 статьи 8 Федерального закона от 23.07.2013 № 245-ФЗ «О  внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации  в части пресечения незаконной деятельности в области археологии»  физические и юридические лица, владеющие на день вступления в силу этого  закона археологическими предметами, за исключением случая,  предусмотренного частью 2 данной статьи, вправе помимо передачи их  государству и универсального правопреемства отчуждать указанные  археологические предметы в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в  Российской Федерации, при условии включения указанных археологических  предметов не позднее 1 сентября 2016 года в состав негосударственной части  Музейного фонда Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что 11.02.2020 в ходе оперативно-розыскных мероприятий, проведенных сотрудниками Пограничного УФСБ  России по Приморскому краю, по адресу: 

 в антикварной галерее «Раритет», в которой

осуществляет деятельность ФИО1, выявлен факт совершения сделок  с археологическими предметами (двумя фарфоровыми тарелками,  представляющие собой продукцию сорта Динъяо, выпускавшуюся с конца  VIII века до первой трети XIII века) в нарушение требований, установленных  приведенными выше законодательными нормами.

Делая вывод о прекращении производства по данному делу  об административном правонарушении в отношении названного лица, судья  Фрунзенского районного суда города Владивостока исходил из отсутствия в  материалах дела сведений, подтверждающих факт совершения ФИО1 сделок с вышеуказанными археологическими предметами.

Оценив представленные в дело доказательства по внутреннему  убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном


[A3] исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, в соответствии с  нормами статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, судья Приморского краевого суда и согласившийся с ним  заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции, в  числе иного, пришли к выводу о том, что названное постановление подлежит  изменению ввиду того, что по данному делу подлежит применению часть 3  статьи 3.7 данного Кодекса.

Оснований не согласиться с этими выводами судьи краевого суда и  заместителя председателя кассационного суда общей юрисдикции не имеется.

В силу положений данных норм статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях не является конфискацией изъятие из  незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение,  орудия совершения или предмета административного правонарушения:  подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их  законному собственнику; изъятых из оборота либо находившихся в  противоправном владении лица, совершившего административное  правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих  обращению в собственность государства или уничтожению.

Заявленные в жалобе доводы о недопустимости обращения изъятых по  настоящему делу археологических предметов в собственность Российской  Федерации являются несостоятельными, поскольку в силу приведенных выше  норм части 3 статьи 49 Закона об объектах культурного наследия все  археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или  под водой, находятся в государственной собственности.

С учетом приведенных выше норм названного Закона и установленных  по делу обстоятельств (свидетельствующих, в частности, об отсутствии в  материалах дела документов, подтверждающих право собственности  ФИО1 на изъятые археологические предметы) принятое в  отношении изъятых по настоящему делу археологических предметов,  обладающих исторической, научной и культурной ценностью, решение об их  обращении в собственность Российской Федерации является обоснованным.

Несогласие заявителя жалобы с данными выводами не является правовым  основанием к отмене обжалуемых решений.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.


[A4] Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

решение судьи Приморского краевого суда от 13.07.2020 № 7-12-289/2020  и постановление заместителя председателя Девятого кассационного суда  общей юрисдикции от 25.05.2021 № 16-335/2021, состоявшиеся в отношении  индивидуального предпринимателя ФИО1 по делу об  административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.15.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без  изменения, а жалобу защитника - адвоката Губанова А.И., действующего в  интересах ФИО1, - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации С.Б. Никифоров