ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 56-АД21-8 от 23.07.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 56-АД21-8-К9

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 23 июля 2021 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника - адвоката Бондаренко А.В., действующего на  основании ордера в интересах Аистова Олега Владимировича, на вступившие  в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 47  судебного района города Находки Приморского края от 02.10.2020 № 5- 748/2020, решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от  25.11.2020 № 12-418-20 и постановление судьи Девятого кассационного суда  общей юрисдикции от 11.02.2021 № 16-587/2021, вынесенные в отношении  директора общества с ограниченной ответственностью «Находкинское  строительное управление» Аистова Олега Владимировича (далее - Аистов О.В.)  по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 47 судебного  района города Находки Приморского края от 02.10.2020 № 5-748/2020 директор  общества с ограниченной ответственностью «Находкинское строительное  управление» (далее - общество) Аистов О.В. признан виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением  ему административного наказания в виде административного штрафа в размере  2 000 рублей. 

Решением судьи Находкинского городского суда Приморского края  от 25.11.2020 № 12-418-20 постановление мирового судьи изменено, из объема  вменения исключено указание на невыполнение пункта 2 представления  заместителя прокурора города Находки от 29.05.2020, содержащего требование  рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной  ответственности. В остальной части постановление мирового судьи оставлено  без изменения. 


Постановлением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции  от 11.02.2021 № 16-587/2021 названные судебные акты оставлены без  изменения. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник - адвокат Бондаренко А.В. просит отменить судебные акты, вынесенные  в отношении Аистова О.В. по данному делу об административном  правонарушении, считая их незаконными. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы заявителя, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит  к следующим выводам. 

Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены  в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств,  послуживших основанием для привлечения Аистова О.В. к административной  ответственности) предусмотрено, что умышленное невыполнение требований  прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным  законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или  должностного лица, осуществляющего производство по делу об  административном правонарушении, влечет наложение административного  штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;  на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо  дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических  лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное  приостановление деятельности на срок до девяноста суток. 

В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992   № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон  о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий,  перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 этого закона, подлежат  безусловному исполнению в установленный срок. 

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или  его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны  устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному  рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть  приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их  причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно  быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24 Закона  о прокуратуре). 

Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ  «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов  недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты 


Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 30.12.2004   № 214-ФЗ) определено, что привлечение денежных средств граждан, связанное  с возникающим у граждан правом собственности на помещения в  многоквартирных домах и (или) иных объектах недвижимости, которые на  момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в  эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о  градостроительной деятельности, допускается только: 1) на основании договора  участия в долевом строительстве; 3) жилищно-строительными кооперативами,  которые осуществляют строительство на земельных участках, предоставленных  им в безвозмездное срочное пользование из муниципальной собственности или  государственной собственности, в том числе в соответствии с Федеральным  законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного  строительства», или созданы в соответствии с Федеральным законом от  26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». 

В соответствии с частями 2.1, 2.2 статьи 1 Федерального закона  от 30.12.2004 № 214-ФЗ запрещается привлечение денежных средств граждан  для строительства в нарушение требований, установленных частью 2 этой  статьи, в том числе предложение и продажа гражданам ценных бумаг, в  результате осуществления прав по которым в соответствии с условиями  эмиссии указанных ценных бумаг или условиями договора доверительного  управления паевым инвестиционным фондом гражданин получит право  требовать выдела помещения в многоквартирном доме и (или) ином объекте  недвижимости, которые на момент привлечения денежных средств граждан для  строительства не введены в эксплуатацию. Сделка по привлечению денежных  средств граждан для строительства, совершенная в нарушение требований,  установленных настоящей статьей, может быть признана судом  недействительной только по иску гражданина, заключившего такую сделку.  Лица, привлекающие денежные средства граждан для строительства в  нарушение требований, установленных указанной статьей, несут  ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

Как следует из материалов дела, проведенной прокуратурой города  Находки проверкой установлено, что общество, осуществляющее на  территории Находкинского городского округа строительство многоэтажного  жилого дома, в период с 2016 года заключило с гражданами  113 инвестиционных договоров, предусматривающих внесение денежных  средств в кассу общества, на общую сумму 268 697 000 рублей (гражданами  фактически оплачено 252 067 100 рублей), чем допустило нарушение  требований Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ. 

з


(далее также - представление), содержащее требования безотлагательно  рассмотреть данное представление и принять конкретные меры к устранению  выявленных нарушений законодательства, причин и условий, им  способствующих; рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к  дисциплинарной ответственности; о дате и времени рассмотрения сообщить в  прокуратуру города Находки; о результатах рассмотрения представления и  принятых мерах сообщить в прокуратуру города Находки в письменной форме  в установленный законом срок. 

Постановлением исполняющего обязанности заместителя прокурора  города Находки от 17.08.2020 в отношении директора общества Аистова О.В.  возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном  статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, ввиду того, что направленный в прокуратуру города  Находки ответ о результатах рассмотрения представления и принятых мерах  не содержит конкретных сведений о принимаемых мерах к устранению  выявленных нарушений Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ;  директором общества не рассмотрен вопрос о привлечении виновных лиц к  дисциплинарной ответственности; в нарушение статьи 7 Закона о прокуратуре  представление рассмотрено в отсутствие представителя прокуратуры города  Находки. 

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения  мировым судьей судебного участка № 47 судебного района города Находки  Приморского края директора общества Аистова О.В. к административной  ответственности на основании приведенной выше нормы Кодекса Российской 


Федерации об административных правонарушениях постановлением  от 02.10.2020 № 5-748/2020. 

Вышестоящие судебные инстанции с выводами мирового судьи  согласились, подвергнув названный судебный акт изменению путем  исключения из него вывода о нарушении Аистовым О.В. пункта 2  представления заместителя прокурора города Находки от 29.05.2020,  содержащего требование рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к  дисциплинарной ответственности. В остальной части постановление мирового  судьи оставлено без изменения. 

Фактические обстоятельства вменяемого административного  правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том  числе, постановлением о возбуждении дела об административном  правонарушении от 17.08.2020 (л.д. 1-4), копиями представления от 29.05.2020  (л.д. 6-9), уведомления от 15.06.2020 (л.д. 10-11) и иными материалами,  которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости,  достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении  в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно  и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного  правонарушения. 

Так, в силу требований статьи 26.1 указанного Кодекса установлены  наличие события административного правонарушения, должностное лицо,  допустившее умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих  из его полномочий, установленных федеральным законом, виновность  указанного лица в совершении административного правонарушения, иные  обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также  причины и условия совершения административного правонарушения. 

Вопреки доводам заявителя жалобы, представление с очевидностью  содержит выводы о допущенных обществом нарушениях норм Федерального  закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, определяющего, в числе иного, порядок  привлечения денежных средств граждан, и требования об устранении  выявленных нарушений. В постановлении о возбуждении дела  об административном правонарушении и обжалуемых судебных актах  обоснованно указано на то, что сведений о конкретных принятых директором  общества Аистовым О.В. мерах, направленных на устранение указанных  нарушений законодательства, в прокуратуру города Находки не представлено. 

Несогласие заявителя жалобы с данными выводами не является правовым  основанием к отмене принятых по делу решений. 


Кроме того, в силу пункта 3 части 7 Закона о прокуратуре прокурор, его  заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в  рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными  органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и  исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами  местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями. 

Вместе с тем в нарушение требований данной статьи Закона о  прокуратуре, ссылка на которую в представлении приведена, и пункта 3  представления, в соответствии с которым на директора общества Аистова О.В.  возложена обязанность о дате и времени рассмотрения представления сообщить  в прокуратуру города Находки, названное должностное лицо рассмотрело  представление без уведомления прокурора о дате и времени рассмотрения  представления и участия представителя прокуратуры. 

Доводы защитника Бондаренко А.В., ранее являвшиеся предметом оценки  нижестоящих судебных инстанций, свидетельствуют о субъективном и  ошибочном толковании заявителем правовых норм, направленном на  прекращение производства по данному делу об административном  правонарушении в отсутствие для этого правовых и фактических оснований  при установленности и доказанности при рассмотрении дела состава  вменяемого административного правонарушения в деянии Аистова О.В. 

Деяние Аистова О.В. квалифицировано в соответствии с установленными  обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях и законодательства, определяющего  организацию и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и  полномочия прокуроров. 

Ссылка заявителя на судебные акты, принятые по другим делам об  административных правонарушениях в отношении разных лиц, отклоняется,  поскольку сделанные в них выводы основаны на конкретных обстоятельствах и  представленных доказательствах, не аналогичных обстоятельствам данного  дела в отношении привлекаемого к административной ответственности лица.  Кроме того, в рамках рассмотрения настоящей жалобы не может быть  проверена их законность. 

Срок давности и порядок привлечения Аистова О.В. к административной  ответственности соблюдены. 

При рассмотрении дела нарушений норм Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях и (или) предусмотренных им  процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно  рассмотреть дело, не допущено. 


Административное наказание назначено директору общества Аистову О.В.  в пределах, предусмотренных санкцией статьи 17.7 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении  настоящей жалобы не установлено. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 47 судебного района  города Находки Приморского края от 02.10.2020 № 5-748/2020, решение судьи  Находкинского городского суда Приморского края от 25.11.2020 № 12-418-20 и  постановление судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции  от 11.02.2021 № 16-587/2021, вынесенные в отношении директора общества  с ограниченной ответственностью «Находкинское строительное управление»  Аистова Олега Владимировича по делу об административном правонарушении,  предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу  защитника - адвоката Бондаренко А.В. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СЖ. Никифоров