ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 56-АД22-4 от 08.08.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 56-АД22-4-К9

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 08 августа 2022 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Пономарева Максима Эрнстовича на вступившие  в законную силу постановление от 27.02.2020 № 25ЛРР002270220000203,  вынесенное инспектором отдела лицензионно-разрешительной работы (по  городу Владивостоку) Управления Росгвардии по Приморскому краю, решение  судьи Первомайского районного суда города Владивостока от 26.05.2020 № 1284/20, решение судьи Приморского краевого суда от 07.07.2020 № 7-21-465/20 и  постановление судьи Девятого кассационного суда общей юридсикции от  14.01.2021 № 16-304/2021, состоявшиеся в отношении Пономарева Максима  Эрнстовича (далее - Пономарев М.Э.) по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.11 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением от 27.02.2020 № 25ЛРР002270220000203, вынесенным  инспектором отдела лицензионно-разрешительной работы (по городу  Владивостоку) Управления Росгвардии по Приморскому краю (далее также - постановление должностного лица), оставленным без изменения решением  судьи Первомайского районного суда города Владивостока от 26.05.2020 № 1284/20, решением судьи Приморского краевого суда от 07.07.2020 № 7-21-465/20  и постановлением судьи Девятого кассационного суда общей юридсикции от  14.01.2021 № 16-304/2021, Пономарев М.Э. признан виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.11  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  с назначением административного наказания в виде административного штрафа 

в размере 1000 рублей. 


[A1] В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Пономарев  М.Э. выражает несогласие с указанными выше актами, вынесенными в  отношении него по данному делу об административном правонарушении,  приводя доводы об их незаконности. 

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению  жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело  об административном правонарушении в полном объеме. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении  и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 20.11 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Пономарева М.Э.  к административной ответственности) нарушение гражданином установленных  сроков регистрации приобретенного по лицензиям федерального органа  исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности  войск национальной гвардии Российской Федерации, или его территориального  органа оружия, а равно установленных сроков продления (перерегистрации)  разрешений (открытых лицензий) на его хранение и ношение или сроков  постановки оружия на учет в федеральном органе исполнительной власти,  осуществляющем функции в сфере деятельности войск национальной гвардии  Российской Федерации, или его территориальном органе при изменении  гражданином постоянного места жительства влечет предупреждение или  наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех  тысяч рублей. 

Из пункта 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел  по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к  нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД  России от 12.04.1999 № 288 (далее также - Инструкция по организации работы  органом внутренних дел), следует, что не позднее чем за месяц до истечения  срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение  и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в  орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы,  необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений. 

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения  Пономарева М.Э. к административной ответственности, предусмотренной  частью 1 статьи 20.11 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, 

что названным лицом допущено нарушение установленных сроков продления 


[A2] разрешения на хранение и ношение оружия <...><...>. Срок  имевшегося у названного лица разрешения истекал 24.02.2020, оплата  государственной пошлины произведена 21.02.2020, что, по мнению  должностного лица отдела лицензионно-разрешительной работы (по городу  Владивостоку) Управления Росгвардии по Приморскому краю и судебных  инстанций, свидетельствовало о несоблюдении Пономаревым М.Э. требований  пункта 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел. 

Вместе с тем эти выводы судебных инстанций являются  преждевременными ввиду следующего. 

Приказом Росгвардии от 26.06.2018 № 221 утвержден Административный  регламент Федеральной службы войск национальной гвардии Российской  Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину  Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего  огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного  гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического  оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к  нему (далее - Административный регламент). 

Разделом 111 Административного регламента определены состав,  последовательность и сроки выполнения административных процедур  (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности  выполнения административных процедур (действий) в электронной форме. 

В соответствии с пунктом 33 Административного регламента  предоставление государственной услуги включает в себя, в числе иных, такие  административные процедуры как прием и регистрацию заявления и  документов, необходимых для получения разрешения, в том числе в  электронной форме (подпункт 33.1), продление/отказ в продлении срока  действия разрешения (подпункт 33.7). 

Правила, регламентирующие административную процедуру  «Продление/отказ в продлении срока действия разрешения», содержатся в  пунктах 68-77 указанного нормативного акта. 

Согласно пункту 68 Административного регламента основанием для  начала административной процедуры является прием заявления и документов,  предусмотренных подпунктом 9.3 пункта 9 данного Административного  регламента. 

Из пункта 69 Административного регламента следует, что при получении  заявления и документов сотрудником устанавливается личность заявителя по 

предъявляемому им паспорту, после чего проверяется наличие: 


[A3] информации об уплате государственной пошлины (факт уплаты  заявителем государственной пошлины подтверждается информацией об уплате  государственной пошлины, содержащейся в ГИС ГМП, либо платежным  документом, представленным заявителем по собственной инициативе); 

сведений, указанных в заявлении;

документов, предусмотренных подпунктом 9.3 пункта 9  Административного регламента. 

Пунктом 70 Административного регламента определено, что процедуры  приема и регистрации заявления осуществляются в порядке, установленном  пунктами 36-39 Административного регламента. 

Согласно пункту 36 Административного регламента заявление и  документы принимаются по описи документов, представляемых для получения  разрешения (приложение № 4 к Административному регламенту), экземпляр  (копия) которой с талоном-уведомлением (приложение № 5 к данному  нормативному акту) вручается заявителю. 

Копии документов, представляемые заявителем по собственной  инициативе, сличаются с оригиналом, о чем на копиях документов  сотрудником производится соответствующая запись. 

Принятое заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений и  выдачи лицензий и разрешений в день получения сотрудником  соответствующих документов и информации об уплате государственной  пошлины в ГИС ГМП, а сведения о заявлении вносятся в информационную  систему централизованного учета оружия. Датой приема документов является  дата регистрации заявления (пункт 37 Административного регламента). 

В силу пункта 38 Административного регламента составление и отправка  заявителю уведомления в электронной форме о поступлении заявления и  прилагаемых к нему документов, поданных в форме электронного документа с  использованием Единого портала, осуществляются не позднее рабочего дня,  следующего за днем получения информации об уплате государственной  пошлины в ГИС ГМП. 

В ходе рассмотрения данного дела в жалобах, поданных на постановление  должностного лица и вынесенные в порядке его обжалования судебные акты,  Пономарев М.Э. последовательно утверждал о том, что вмененного ему  административного правонарушения не совершал, поскольку с заявлением о  продлении разрешения на хранение и ношение оружия (с приложением  необходимых документов) он обратился 24.01.2020 (за месяц до истечения  срока действующего разрешения), а оплату государственной пошлины  произвел 21.02.2020, то есть незамедлительно после того, как соответствующая 

техническая возможность была ему предоставлена федеральной 


[A4] государственной информационной системой «Единый портал государственных  и муниципальных услуг (функций)», размещенной в сети Интернет по адресу:  §05из1и§1.ш (далее также - портал «Госуслуги»). 

Из материалов дела усматривается, что 24.01.2020, то есть с соблюдением  установленного пунктом 67 Инструкции по организации работы органов  внутренних дел срока (равного одному месяцу до истечения срока  действующего разрешения), Пономаревым М.Э. в электронной форме с  использованием портала «Госуслуги» подано заявление и необходимые  документы для получения услуги «Продление разрешения на хранение и  ношение охотничьего пневматического, огнестрельного оружия либо оружия  ограниченного поражения и патронов к нему». 

Из информации о порядке получения вышеобозначенной услуги,  предоставленной порталом «Госуслуги», следует, что оплата государственной  пошлины относится ко второму этапу получения услуги и осуществляется  после выставления начисления (в заявлении появится кнопка «Оплатить»,  л.д. 32). 

Начисление названному лицу государственной пошлины и предоставление  технической возможности для ее оплаты в личном кабинете портала  «Госуслуги» произведено 21.02.2020, о чем свидетельствует приобщенная к  материалам дела копия уведомления, сформированного в личном кабинете  Пономарева М.Э. на указанном портале (л.д. 30). 

Согласно письму от 20.03.2020 заместителя директора Департамента  развития цифрового государства Министерства цифрового развития, связи и  массовых коммуникаций Российской Федерации (далее также - министерство),  копия которого приобщена к материалам дела, посредством личного кабинета  Пономарева М.Э. в 14 часов 12 минут 24.01.2020 отправлено заявление   № 689682369 на получение услуги «Продление разрешения на хранение и  ношение охотничьего пневматического, огнестрельного оружия либо оружия  ограниченного поражения и патронов к нему», которому присвоен статус:  «Отправлено в ведомство». Проведенная министерством проверка  работоспособности не выявила перебоев в функционировании портала  «Госуслуги», вместе с тем с 12 часов 10 минут до 19 часов 40 минут 24.01.2020  службой технической поддержки портала «Госуслуги» зафиксирован  технический сбой на стороне ведомственной информационной системы  Росгвардии, о чем служба технической поддержки данного портала уведомила  административный орган с размещением на портале «Госуслуги» дисклеймера  для информирования пользователей с текстом: «Услуга может быть недоступна  по техническим причинам на стороне ведомства». Данный дисклеймер был  размещен в период с 17 часов 55 минут по 20 часов 06 минут 24.01.2020 

(л.д. 33-34). 


[A5] Письмом от 24.03.2020 временно исполняющего обязанности начальника  Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской  Федерации по Приморскому краю Пономареву М.Э. сообщено, что заявление   № 689682369 названного лица в административный орган не поступало  (л.д. 37). 

При этом письмом от 23.06.2020 начальника отдела управления  лицензионно-разрешительной работы Главного управления государственного  контроля и лицензионно-разрешительной работы Федеральной службы войск  национальной гвардии Российской Федерации Пономареву М.Э. разъяснено, в  числе прочего, то, что при подаче заявления о предоставлении государственной  услуги в электронном виде с использованием портала «Госуслуги» необходимо  ожидать выставления начисления государственной пошлины (в личном  кабинете отобразится соответствующая информация), после чего произвести  оплату одним из предложенных способов (л.д. 41-42). 

Поскольку по данному делу в отношении Пономарева М.Э. приведенные  выше доказательства не были в полной мере исследованы применительно  к обоснованности выводов о наличии в деянии названного лица состава  вмененного административного правонарушения, такое разрешение дела нельзя  признать отвечающим законодательно установленным задачам производства по  делам об административных правонарушениях. 

Изложенные доводы, содержащиеся в поданных по делу жалобах, не  получили надлежащей правовой оценки судебных инстанций. 

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях по результатам  рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление  по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления  по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение  в случаях существенного нарушения процессуальных требований,  предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно  и объективно рассмотреть дело. 

В связи с изложенным решение судьи Первомайского районного суда  города Владивостока от 26.05.2020 № 12-84/20, решение судьи Приморского  краевого суда от 07.07.2020 № 7-21-465/20 и постановление судьи Девятого  кассационного суда общей юридсикции от 14.01.2021 № 16-304/2021,  состоявшиеся в отношении Пономарева М.Э. по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.11 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а дело

направлению на новое рассмотрение судье названного районного суда. 


[A6] При новом рассмотрении дела об административном правонарушении суду  следует учесть изложенное в настоящем постановлении, оценить материалы  дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем,  полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их  совокупности в порядке статьи 26.11 указанного Кодекса (в том числе,  исследовав вопрос о вине Пономарева М.Э. во вмененном ему деянии), и,  правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести  законное и обоснованное решение. 

Содержащиеся в поданной в Верховный Суд Российской Федерации  жалобе доводы, в частности, о процессуальных нарушениях при составлении  протокола об административном правонарушении и вынесении постановления  должностного лица, могут быть заявлены при новом рассмотрении дела. 

Руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

ПОСТАНОВИЛ:

решение судьи Первомайского районного суда города Владивостока от  26.05.2020 № 12-84/20, решение судьи Приморского краевого суда от  07.07.2020 № 7-21-465/20 и постановление судьи Девятого кассационного суда  общей юридсикции от 14.01.2021 № 16-304/2021, состоявшиеся в отношении  Пономарева Максима Эрнстовича по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.11 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, отменить.  

Направить данное дело об административном правонарушении  в отношении Пономарева Максима Эрнстовича на новое рассмотрение в  Первомайский районный суд города Владивостока. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров