ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 57-АД19-34 от 27.06.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 57-АД19-34

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 27 июня 2019 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Тигановой Наталии Александровны на вступившие в  законную силу постановление заместителя начальника ЦАФАП в ОДД  ГИБДД УМВД России по Белгородской области от 21 марта 2018 года   № 18810131180321845270, решение начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД  УМВД России по Белгородской области от 19 апреля 2018 года, решение  судьи Старооскольского районного суда Белгородской области от 10 июля  2018 года, решение судьи Белгородского областного суда от 13 августа  2018 года и постановление заместителя председателя Белгородского  областного суда от 19 декабря 2018 года, вынесенные в отношении  Тигановой Наталии Александровны (далее - Тиганова Н.А.) по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи  12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, 

установил:

постановлением заместителя начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД  УМВД России по Белгородской области от 21 марта 2018 года   № 18810131180321845270, оставленным без изменения решением  начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Белгородской  области от 19 апреля 2018 года, решением судьи Старооскольского  районного суда Белгородской области от 10 июля 2018 года, решением  судьи Белгородского областного суда от 13 августа 2018 года и  постановлением заместителя председателя Белгородского областного суда  от 19 декабря 2018 года, Тиганова Н.А. признана виновной в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде  административного штрафа в размере 150 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, 


Тиганова Н.А. ставит вопрос об отмене актов, вынесенных в отношении  нее по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь  на их незаконность. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и  доводы жалобы заявителя прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях (все нормы,  цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции,  действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших  основанием для привлечения Тигановой Н.А. к административной  ответственности) движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного  транспортного средства с превышением допустимых габаритов  транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без  специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в  специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, либо с  превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой  нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более  10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы  транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства,  указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10  процентов - влечет наложение административного штрафа на водителя в  размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных  лиц, ответственных за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч  рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей,  а в случае фиксации административного правонарушения работающими в  автоматическом режиме специальными техническими средствами,  имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника  (владельца) транспортного средства в размере ста пятидесяти тысяч  рублей. 

В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных  постановлением Совета Министров - Правительства Российской  Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила дорожного  движения), перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение  транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без  него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и  изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по  длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства  с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства  более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами  осуществляются в соответствии со специальными правилами. 

В силу пункта 5 Правил перевозок грузов автомобильным  транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 15 апреля 2011 года № 272 (далее - Правила перевозок грузов  автомобильным транспортом), под тяжеловесным грузом понимается груз, 


масса которого с учетом массы транспортного средства превышает  допустимые массы транспортных средств согласно приложению № 1 или  допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению   № 2. 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от  08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной  деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в  отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ) пользователям  автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по  автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса  которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем  на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и  (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных  транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих  перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в  порядке, установленном указанным Федеральным законом, а также  осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную  массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования  федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда,  причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального  значения такими транспортными средствами. 

Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007  года № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного  транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или)  нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают  допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку  на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с  вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил  Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной  техники и военного имущества, допускается при наличии специального  разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи. 

Положениями части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях установлено, что к  административной ответственности за административные правонарушения  в области дорожного движения и административные правонарушения в  области благоустройства территории, предусмотренные законами  субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием  транспортных средств, в случае фиксации этих административных  правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными  техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки,  видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи  привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. 

Из материалов дела усматривается, что 15 февраля 2018 года в 11 


часов 19 минут по адресу: Белгородская область, Старооскольский район,  98 км 600 м автодороги Короча-Губкин-Граница Курской области  тяжеловесное транспортное средство, государственный регистрационный  знак<...> собственником (владельцем) которого является Тиганова  НА., в нарушение требований пункта 23.5 Правил дорожного движения  двигалось с превышением допустимой массы транспортного средства на  5% (42,22 т при предельно допустимой 40 т) без специального разрешения. 

Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим  средством, работающим в автоматическом режиме, «Ц № САМ\\ТМ»,  поверка действительна до 01 декабря 2018 года. 

Приведенные обстоятельства подтверждаются, в том числе,  фотоматериалом, полученным с применением работающего в  автоматическом режиме технического средства, актом измерения,  проверки параметров и наличия специального разрешения  автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и  крупногабаритных грузов и иными собранными по делу доказательствами,  которым дана оценка на предмет относимости, допустимости,  достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Таким образом, Тигановой Н.А. совершено административное  правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении  дела об административном правонарушении на основании полного и  всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все  юридически значимые обстоятельства совершения административного  правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

Должностные лица и судебные инстанции пришли к правильному  выводу о наличии в деянии Тигановой Н.А. объективной стороны состава  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. Данный вывод основан на положениях названного  Кодекса, Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, Правил  перевозок грузов автомобильным транспортом, и совокупности собранных  по делу доказательств, оснований не согласиться с ним не имеется. 

Доводы жалобы, в том числе, о том, что Тиганова Н.А. не является  субъектом данного административного правонарушения, поскольку  транспортное средство было передано по договору аренды автомобиля без  экипажа Тимофееву О.Д., являлись предметом проверки и оценки при  рассмотрении жалоб на постановление по делу об административном  правонарушении и были обоснованно отклонены по мотивам,  приведенным в соответствующих актах. 

В силу частей 1 и 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об 


административных правонарушениях лицо подлежит административной  ответственности только за те административные правонарушения, в  отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к  административной ответственности, не обязано доказывать свою  невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к  данной статье. 

При этом примечанием к статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях предусмотрено, что положение части  3 этой статьи не распространяется на административные правонарушения,  предусмотренные главой 12 названного Кодекса, и административные  правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные  законами субъектов Российской Федерации, совершенные с  использованием транспортных средств либо собственником, владельцем  земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае  фиксации этих административных правонарушений работающими в  автоматическом режиме специальными техническими средствами,  имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами  фото- и киносъемки, видеозаписи. 

Доказательствами, подтверждающими факт нахождения  транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в  частности, являться доверенность на право управления транспортным  средством другим лицом, полис обязательного страхования гражданской  ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется  запись о допуске к управлению данным транспортным средством такого  лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания  свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным  средством в момент фиксации административного правонарушения.  Указанные, а также иные доказательства не имеют заранее установленной  силы и при осуществлении производства по делу должны быть  исследованы и оценены по правилам, установленным статьей 26.11  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в  совокупности (пункт 1.3 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых  вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях»). 

Представленные Тигановой Н.А. доказательства, свидетельствующие,  по ее мнению, о невиновности в совершении вмененного  административного правонарушения, в том числе копии договора аренды,  акта приема-передачи объекта аренды, страхового полиса ОСАГО,  получили оценку нижестоящих судебных инстанций по правилам статьи  26.11 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

В рассматриваемом деле, с учетом конкретных установленных  обстоятельств, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о 


том, что достаточных доказательств, безусловно свидетельствующих о  том, что транспортное средство в момент фиксации административного  правонарушения находилось в пользовании иного лица Тигановой Н.А. в  соответствии с требованиями части 2 статьи 2.6.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях представлено не было. 

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу  не допущено, нормы материального права применены правильно. 

Административное наказание назначено Тигановой Н.А. в пределах  санкции части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Постановление о привлечении названного лица к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к  административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  для данной категории дел. 

Жалобы на постановление по делу об административном  правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6,  30.9, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных 

правонарушениях, соответственно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  судья Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление заместителя начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД  УМВД России по Белгородской области от 21 марта 2018 года   № 18810131180321845270, решение начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД  УМВД России по Белгородской области от 19 апреля 2018 года, решение  судьи Старооскольского районного суда Белгородской области от 10 июля  2018 года, решение судьи Белгородского областного суда от 13 августа  2018 года и постановление заместителя председателя Белгородского  областного суда от 19 декабря 2018 года, вынесенные в отношении  Тигановой Наталии Александровны по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить  без изменения, жалобу Тигановой Наталии Александровны - без 

удовлетворения.
Судья Верховного Суда ?

Российской Федерации . Никифоров