ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 57-АД19-48 от 30.09.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 57-АД19-48

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 30 сентября 2019 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника Анохина СВ., действующего в интересах  ФИО1, на вступившие в законную силу  постановление заместителя начальника ЦАФАП в области дорожного  движения ГИБДД УМВД России по Белгородской области от 26 октября  2017 года, решение судьи Корочанского районного суда Белгородской  области от 13 декабря 2017 года, решение судьи Белгородского областного  суда от 29 января 2018 года и постановление заместителя председателя  Белгородского областного суда от 28 мая 2018 года, вынесенные в  отношении ФИО1 (далее - Воробьев В .В.) по  делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1  статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, 

установил:

постановлением заместителя начальника ЦАФАП в области  дорожного движения ГИБДД УМВД России по Белгородской области от 26  октября 2017 года, оставленным без изменения решением судьи  Корочанского районного суда Белгородской области от 13 декабря 2017  года, решением судьи Белгородского областного суда от 29 января 2018  года и постановлением заместителя председателя Белгородского  областного суда от 28 мая 2018 года, Воробьев В .В. признан виновным в  совершении административного правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнут административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  защитник Анохин СВ. ставит вопрос об отмене актов, вынесенных в  отношении ФИО1. по настоящему делу об административном  правонарушении, ссылаясь на их незаконность. 


Изучив материалы дела об административном правонарушении и  доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам 

В соответствии с частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в  настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент  возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения  ФИО1 к административной ответственности) движение  тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с  превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину  не более 10 сантиметров без специального разрешения, либо с  превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на  величину не более 10 сантиметров, либо с превышением допустимой массы  транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного  средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального  разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или  нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном  разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов влечет  наложение административного штрафа на водителя в размере от одной  тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц,  ответственных за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;  на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей, а в  случае фиксации административного правонарушения работающими в  автоматическом режиме специальными техническими средствами,  имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника  (владельца) транспортного средства в размере ста пятидесяти тысяч  рублей. 

В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных  постановлением Совета Министров - Правительства Российской  Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила дорожного  движения), перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение  транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без  него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и  изотермических кузовов), по высоте 4 мот поверхности проезжей части, по  длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства  с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства  более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами  осуществляются в соответствии со специальными правилами. 

Пунктом 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от  15 апреля 2011 года № 272 (далее - Правила перевозок грузов  автомобильным транспортом), определено, что под тяжеловесным грузом  понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства  превышает допустимые массы транспортных средств согласно 


приложению № 1 или допустимые осевые нагрузки транспортных средств  согласно приложению № 2. 

Согласно статье 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 года   № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в  Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный  закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ) пользователям автомобильными  дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам  на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без  груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента  превышают допустимую массу транспортного средства и (или)  допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных  средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки  опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке,  установленном названым Федеральным законом. 

Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного  средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось  которого более чем на два процента превышают допустимую массу  транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за  исключением движения самоходных транспортных средств с  вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил  Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной  техники и военного имущества, допускается при наличии специального  разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи  (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ). 

Положениями части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях установлено, что к  административной ответственности за административные правонарушения  в области дорожного движения и административные правонарушения в  области благоустройства территории, предусмотренные законами  субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием  транспортных средств, в случае фиксации этих административных  правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными  техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки,  видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи  привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. 

Из материалов дела усматривается, что 17 октября 2017 года в 21 час  09 минут на 33 км автодороги «Белгород-Павловск» в Корочанском районе  Белгородской области транспортное средство «Мегсеёез-Вепг»,  государственный регистрационный знак<...>, собственником  (владельцем) которого является ФИО1, в нарушение требований  пункта 23.5 Правил дорожного движения, части 2 статьи 31 Федерального  закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ двигалось с превышением 


допустимой массы транспортного средства на 8% (34,76 т при предельно  допустимой 32 т) без специального разрешения. 

Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим  средством, работающим в автоматическом режиме, «ОЕТАМОМТ  МЕА8ПКЕ-1М-МОТЮМ 2ЕП8 2.0», поверка действительна до 03 августа  2018 года. 

Оснований усомниться в правильности показаний технического  средства измерения, проверки параметров и наличия специального  разрешения автотранспортных средств, осуществляющих перевозки  тяжеловесных и крупногабаритных грузов, не имеется. 

Приведенные обстоятельства подтверждаются, в том числе  фотоматериалом, полученным с применением работающего в  автоматическом режиме технического средства, актом измерения,  проверки параметров и наличия специального разрешения  автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и  крупногабаритных грузов, карточкой учета транспортного средства и  иными собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на  предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по  правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Таким образом, ФИО1. совершено административное  правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении  дела об административном правонарушении на основании полного и  всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все  юридически значимые обстоятельства совершения административного  правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

Должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному  выводу о наличии в деянии ФИО1. объективной стороны состава  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. Данный вывод основан на положениях названного  Кодекса, Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, Правил  перевозок грузов автомобильным транспортом и совокупности собранных  по делу доказательств, оснований не согласиться с ним не имеется. 

Доводы жалобы о том, что ФИО1 не является субъектом  данного административного правонарушения, поскольку транспортное  средство было передано по договору аренды транспортного средства ООО  «Стройсфера», являлись предметом проверки и оценки при рассмотрении  жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и 


были обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в  соответствующих судебных актах. 

В силу частей 1 и 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях лицо подлежит административной  ответственности только за те административные правонарушения, в  отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к  административной ответственности, не обязано доказывать свою  невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к  данной статье. 

При этом примечанием к статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях предусмотрено, что положение части  3 этой статьи не распространяется на административные правонарушения,  предусмотренные главой 12 названного Кодекса, и административные  правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные  законами субъектов Российской Федерации, совершенные с  использованием транспортных средств либо собственником, владельцем  земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае  фиксации этих административных правонарушений работающими в  автоматическом режиме специальными техническими средствами,  имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами  фото- и киносъемки, видеозаписи. 

Доказательствами, подтверждающими факт нахождения  транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в  частности, являться доверенность на право управления транспортным  средством другим лицом, полис обязательного страхования гражданской  ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется  запись о допуске к управлению данным транспортным средством такого  лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания  свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным  средством в момент фиксации административного правонарушения.  Указанные, а также иные доказательства не имеют заранее установленной  силы и при осуществлении производства по делу должны быть  исследованы и оценены по правилам, установленным статьей 26.11  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в  совокупности (пункт 1.3 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых  вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях»). 

Аналогичная позиция выражена в пункте 27 постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20 «О  некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении  дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» 


(в редакции, действующей на момент рассмотрения настоящей жалобы). 

Представленные ФИО1 доказательства,  свидетельствующие, по его мнению, о невиновности в совершении  вмененного административного правонарушения, получили оценку  нижестоящих судебных инстанций по правилам статьи 26.11 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

В рассматриваемом деле с учетом конкретных обстоятельств  судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что  достаточных доказательств, безусловно свидетельствующих о том, что  транспортное средство в момент фиксации административного  правонарушения находилось в пользовании иного лица в соответствии с  требованиями части 2 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях ФИО1. представлено не  было. 

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу  не допущено, нормы материального права применены правильно. 

Административное наказание назначено ФИО1. в пределах  санкции части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Постановление о привлечении ФИО1 к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к  административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  для данной категории дел. 

Жалобы на постановление по делу об административном  правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6,  30.9, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, соответственно. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  судья Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление заместителя начальника ЦАФАП в области дорожного  движения ГИБДД УМВД России по Белгородской области от 26 октября  2017 года, решение судьи Корочанского районного суда Белгородской  области от 13 декабря 2017 года, решение судьи Белгородского областного  суда от 29 января 2018 года и постановление заместителя председателя  Белгородского областного суда от 28 мая 2018 года, вынесенные в 


отношении ФИО1 по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить  без изменения, жалобу защитника Анохина СВ., действующего в  интересах ФИО1, - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации СБ. Никифоров