ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 57-АД19-54 от 29.10.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 57-АД19-54

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 29 октября 2019 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев  жалобу Чуйкова Михаила Викторовича на вступившие в законную силу  постановление от 07.03.2018, вынесенное начальником ЦАФАП в ОДД ГИБДД  УМВД России по Белгородской области, решение судьи Корочанского  районного суда Белгородской области от 16.05.2018 № 12-157/2018, решение  судьи Белгородского областного суда от 25.06.2018 № 7(2)-349 и постановление  заместителя председателя Белгородского областного суда от 18.06.2019 № 4А- 391/2019, состоявшиеся в отношении Чуйкова Михаила Викторовича (далее - Чуйков М.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном  частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, 

установил:

постановлением от 07.03.2018, вынесенным начальником ЦАФАП в ОДД  ГИБДД УМВД России по Белгородской области (далее также - постановление  должностного лица), оставленным без изменения решением судьи Корочанского  районного суда Белгородской области от 16.05.2018 № 12-157/2018 и решением  судьи Белгородского областного суда от 25.06.2018 № 7(2)-349, Чуйков М.В.  признан виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнут административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей. 

Постановлением заместителя председателя Белгородского областного суда 


от 18.06.2019 № 4А-391/2019 постановление должностного лица и состоявшиеся  в порядке его обжалования судебные акты изменены, размер назначенного  Чуйкову М.В. административного штрафа снижен до 250 000 рублей (с учетом  выводов, содержащихся в постановлении Конституционного Суда Российской  Федерации от 18.01.2019 № 5-П). В остальной части указанные акты оставлены  без изменения. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  Чуйков М.В. выражает несогласие с названными актами, вынесенными в  отношении него, и ставит вопрос об их отмене. 

Изучение материалов истребованного дела об административном  правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы. 

В соответствии с частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Чуйкова М.В.  к административной ответственности) движение тяжеловесного и (или)  крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых  габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20  сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства  или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10,  но не более 20 процентов без специального разрешения влечет наложение  административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до четырех  тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от двадцати  пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот  пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, а в случае фиксации  административного правонарушения работающими в автоматическом режиме  специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и  киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства  в размере трехсот тысяч рублей. 

Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением  Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993   № 1090 (далее - Правила дорожного движения), установлено, что перевозка  тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные  параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности  проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение  транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита  


транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя  и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами. 

В силу пункта 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации  от 15.04.2011 № 272 (далее - Правила перевозок грузов автомобильным  транспортом), под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с  учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы  транспортных средств согласно приложению № 1 или допустимые осевые  нагрузки транспортных средств согласно приложению № 2. 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона  от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности  в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 № 257- ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять  движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах,  масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем  на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или)  допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных  средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных  грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном  данным законом, а также осуществлять движение транспортных средств,  имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам  общего пользования федерального значения без внесения платы в счет  возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования  федерального значения такими транспортными средствами. 

Согласно части 2 статьи 31 названного Федерального закона движение по  автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого  с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два  процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или)  допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных  транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств  Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки  вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии  специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями  указанной статьи. 

Положениями части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях установлено, что к административной 


ответственности за административные правонарушения в области дорожного  движения и административные правонарушения в области благоустройства  территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации,  совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих  административных правонарушений работающими в автоматическом режиме  специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и  киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи  привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. 

Из материалов дела усматривается, что 23.02.2018 в 00 часов 01 минуту  по адресу: Белгородская область, Корочанский район, 33 км автомобильной  дороги «Белгород - Новый Оскол - Советское» транспортное средство,  государственный регистрационный знак <...>, собственником  (владельцем) которого является Чуйков М.В., в нарушение пункта 23.5 Правил  дорожного движения и статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ  двигалось с превышением допустимой массы транспортного средства на  17 процентов без специального разрешения. 

Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим средством,  работающим в автоматическом режиме, «ВЕТАМОМТ МЕА811КЕ-ПЧ- МОТЮЫ®2ЕШ 2.0», поверка действительна до 03.08.2018. 

Приведенные обстоятельства подтверждаются, в том числе,  фотоматериалом, полученным с применением работающего в автоматическом  режиме технического средства (л.д. 20), актом измерения и проверки  автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и  крупногабаритных грузов (л.д. 23), и иными собранными по делу  доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости,  достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Таким образом, Чуйковым М.В. совершено административное  правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях при рассмотрении дела  об административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства совершения административного правонарушения,  предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 


Должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу о  наличии в деянии Чуйкова М.В. объективной стороны состава  административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  Данный вывод основан на положениях названного Кодекса, Федерального  закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, Правил перевозок грузов автомобильным  транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов  автомобильным транспортом», и совокупности собранных по делу  доказательств, не согласиться с ним оснований не имеется. 

Доводы жалобы, в том числе, о том, что Чуйков М.В. не является субъектом  данного административного правонарушения, поскольку в момент, относящийся  к событию административного правонарушения, транспортное средство  находилось в пользовании иного лица на основании договора аренды, являлись  предметом проверки и оценки при рассмотрении жалоб на постановление по  делу об административном правонарушении и были обоснованно отклонены по  мотивам, приведенным в соответствующих судебных актах. 

В силу частей 1 и 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях лицо подлежит административной  ответственности только за те административные правонарушения, в отношении  которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной  ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением  случаев, предусмотренных примечанием к данной статье. 

При этом примечанием к статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях предусмотрено, что положение части 3  этой статьи не распространяется на административные правонарушения,  предусмотренные главой 12 названного Кодекса, и административные  правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные  законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием  транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо  другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных  правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными  техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки,  видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. 

Доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного  средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, являться  доверенность на право управления транспортным средством другим лицом, 


полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев  транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению  данным транспортным средством такого лица, договор аренды или лизинга  транспортного средства, показания свидетелей и (или) лица, непосредственно  управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного  правонарушения. Указанные, а также иные доказательства не имеют заранее  установленной силы и при осуществлении производства по делу должны быть  исследованы и оценены по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, в совокупности  (пункт 1.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от  24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении  Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях»). 

Аналогичная позиция выражена в пункте 27 постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 № 20 «О некоторых  вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об  административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях» (в редакции,  действующей на момент рассмотрения настоящей жалобы). 

Представленные Чуйковым М.В. доказательства, свидетельствующие, по его  утверждению, о невиновности в совершении вмененного административного  правонарушения, в числе которых договор аренды транспортного средства,  страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности  владельцев транспортных средств (в отношении неограниченного числа лиц,  допущенных к управлению транспортным средством), получили оценку  нижестоящих судебных инстанций по правилам статьи 26.11 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

В рассматриваемом деле, с учетом конкретных установленных  обстоятельств, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что  достаточных доказательств, безусловно свидетельствующих о том, что  транспортное средство в момент фиксации административного правонарушения  находилось в пользовании иного лица Чуйковым М.В. в соответствии с  требованиями части 2 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях представлено не было. 

Приведенные заявителем жалобы доводы сводятся к несогласию с  принятыми по делу актами, заявлялись в ходе производства по данному делу об 


административном правонарушении, получили надлежащую правовую оценку  судов, не согласиться с которой оснований не имеется. 

Постановление о привлечении Чуйкова М.В. к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к  административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях для данной  категории дел. 

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не  допущено, нормы материального права применены правильно. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь  изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

ПОСТАНОВИЛ:

постановление от 07.03.2018, вынесенное начальником ЦАФАП в ОДД  ГИБДД УМВД России по Белгородской области, решение судьи Корочанского  районного суда Белгородской области от 16.05.2018 № 12-157/2018, решение  судьи Белгородского областного суда от 25.06.2018 № 7(2)-349 и постановление  заместителя председателя Белгородского областного суда от 18.06.2019 № 4А- 391/2019, состоявшиеся в отношении Чуйкова Михаила Викторовича по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  оставить без изменения, жалобу Чуйкова Михаила Викторовича - без изменения.  Судья Верховного Суда 

Российской Федерации В.П.Меркулов