ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 57-АД19-9 от 03.04.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 57-АД19-9

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 03 апреля 2019 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника закрытого акционерного общества  «Автодорстрой» Бочарниковой В.Н. на вступившие в законную силу  постановление начальника ЦАФАП в области дорожного движения  ГИБДД УМВД России по Белгородской области от 14 июня 2018 года   № 18810131180614249051, решение судьи Шебекинского районного суда  Белгородской области от 14 августа 2018 года № 12-163-2018, решение  судьи Белгородского областного суда от 17 сентября 2018 года № 7(2)-689  и постановление исполняющего обязанности заместителя председателя  Белгородского областного суда от 21 ноября 2018 года № 4А-775/2018,  вынесенные в отношении закрытого акционерного общества  «Автодорстрой» (далее - общество) по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением начальника ЦАФАП в области дорожного движения  ГИБДД УМВД России по Белгородской области от 14 июня 2018 года   № 18810131180614249051, оставленным без изменения решением судьи  Шебекинского районного суда Белгородской области от 14 августа 2018  года № 12-163-2018, решением судьи Белгородского областного суда от 17  сентября 2018 года № 7(2)-689 и постановлением исполняющего  обязанности заместителя председателя Белгородского областного суда от  21 ноября 2018 года № 4А-775/2018, общество признано виновным в  совершении административного правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнуто административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, 


защитник Бочарникова В.Н. ставит вопрос об отмене актов, вынесенных в  отношении общества по настоящему делу об административном  правонарушении, ссылаясь на их незаконность. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении,  доводы жалобы заявителя и возражения представителя ЦАФАП в области  дорожного движения ГИБДД УМВД России по Белгородской области,  прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях (все нормы,  цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции,  действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших  основанием для привлечения общества к административной  ответственности) движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного  транспортного средства с превышением допустимых габаритов  транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без  специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в  специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, либо с  превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой  нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более  10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы  транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства,  указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10  процентов - влечет наложение административного штрафа на водителя в  размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных  лиц, ответственных за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч  рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей,  а в случае фиксации административного правонарушения работающими в  автоматическом режиме специальными техническими средствами,  имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника  (владельца) транспортного средства в размере ста пятидесяти тысяч  рублей. 

В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных  постановлением Совета Министров - Правительства Российской  Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила дорожного  движения), перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение  транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без  него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и  изотермических кузовов), по высоте 4 мот поверхности проезжей части, по  длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства  с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства  более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами  осуществляются в соответствии со специальными правилами. 

Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007  года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в 


Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный  закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ) движение по автомобильным  дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом  или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента  превышают допустимую массу транспортного средства и (или)  допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных  транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных  средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих  перевозки вооружения, военной техники и военного имущества,  допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в  соответствии с положениями данной статьи. 

Положениями части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях установлено, что к  административной ответственности за административные правонарушения  в области дорожного движения и административные правонарушения в  области благоустройства территории, предусмотренные законами  субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием  транспортных средств, в случае фиксации этих административных  правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными  техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки,  видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи  привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. 

Из материалов дела усматривается, что 06 июня 2018 года в 09 часов  11 минут по адресу: Белгородская область, Шебекинский район, 18 км  400 м автодороги Белгород-Шебекино-Волоконовка тяжеловесное  транспортное средство «КДМ 7881.01 КАМАЗ 6520», государственный  регистрационный знак <...>, собственником (владельцем) которого  является общество, в нарушение пункта 23.5 Правил дорожного движения  двигалось с превышением допустимой массы транспортного средства на  7,13 % (26,78 т при предельно допустимой 25 т) без специального  разрешения. 

Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим  средством, работающим в автоматическом режиме, «Ц № САМ>М1М»,  поверка действительна до 19 апреля 2019 года. 

Приведенные обстоятельства подтверждаются, в том числе,  фотоматериалом, полученным с применением работающего в  автоматическом режиме технического средства, актом измерения,  проверки параметров и наличия специального разрешения  автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и  крупногабаритных грузов и иными собранными по делу доказательствами,  которым дана оценка на предмет относимости, допустимости,  достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 


Таким образом, обществом совершено административное  правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении  дела об административном правонарушении на основании полного и  всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все  юридически значимые обстоятельства совершения административного  правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

Должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному  выводу о наличии в деянии общества объективной стороны состава  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. Данный вывод основан на положениях названного  Кодекса, Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, Правил  перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011  года № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным  транспортом», и совокупности собранных по делу доказательств,  оснований не согласиться с ним не имеется. 

Доводы жалобы, в том числе, о том, что общество не является  субъектом данного административного правонарушения, поскольку  транспортное средство было передано по договору финансового лизинга  ООО «Автодорстрой-подрядчик», являлись предметом проверки и оценки  при рассмотрении жалоб на постановление по делу об административном  правонарушении и были обоснованно отклонены по мотивам,  приведенным в соответствующих судебных актах. 

В силу частей 1 и 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях лицо подлежит административной  ответственности только за те административные правонарушения, в  отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к  административной ответственности, не обязано доказывать свою  невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к  данной статье. 

При этом примечанием к статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях предусмотрено, что положение части  3 этой статьи не распространяется на административные правонарушения,  предусмотренные главой 12 названного Кодекса, и административные  правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные  законами субъектов Российской Федерации, совершенные с  использованием транспортных средств либо собственником, владельцем  земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае  фиксации этих административных правонарушений работающими в  автоматическом режиме специальными техническими средствами, 


имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами  фото- и киносъемки, видеозаписи. 

Доказательствами, подтверждающими факт нахождения  транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в  частности, являться доверенность на право управления транспортным  средством другим лицом, полис обязательного страхования гражданской  ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется  запись о допуске к управлению данным транспортным средством такого  лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания  свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным  средством в момент фиксации административного правонарушения.  Указанные, а также иные доказательства не имеют заранее установленной  силы и при осуществлении производства по делу должны быть  исследованы и оценены по правилам, установленным статьей 26.11  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в  совокупности (пункт 1.3 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых  вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях»). 

Представленные обществом доказательства, свидетельствующие, по  мнению его защитника, о невиновности в совершении вмененного  административного правонарушения, в том числе копии договора  финансового лизинга от 21 августа 2017 года № 1 -ФЛ-2017, путевого листа,  товарно-транспортной накладной, график лизинговых платежей, получили  оценку нижестоящих судебных инстанций по правилам статьи 26.11  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

В рассматриваемом деле, с учетом конкретных установленных  обстоятельств, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о  том, что достаточных доказательств, безусловно свидетельствующих о  том, что транспортное средство в момент фиксации административного  правонарушения находилось в пользовании иного лица обществом в  соответствии с требованиями части 2 статьи 2.6.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях представлено не было. 

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу  не допущено, нормы материального права применены правильно. 

Доводы жалобы о том, что при рассмотрении дела судебными  инстанциями у организации, осуществляющей обслуживание технического  средства «ЦМСАМШМ», не были истребованы документы,  подтверждающие его надлежащую работу, подлежат отклонению. 

Согласно материалам настоящего дела техническое средство,  работающее в автоматическом режиме, «ЦМСАМШМ», отвечает  установленным метрологическим требованиям, пригодно к применению,  поверено в соответствии с законом, поверка действительна до 19 апреля  2019 года. 


Оснований сомневаться в достоверности показаний указанного  технического средства не имеется. 

Административное наказание назначено обществу в пределах санкции  части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Постановление о привлечении общества к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к  административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  для данной категории дел. 

Жалобы на постановление по делу об административном  правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6,  30.9, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, соответственно. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  судья Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление начальника ЦАФАП в области дорожного движения  ГИБДД УМВД России по Белгородской области от 14 июня 2018 года   № 18810131180614249051, решение судьи Шебекинского районного суда  Белгородской области от 14 августа 2018 года № 12-163-2018, решение  судьи Белгородского областного суда от 17 сентября 2018 года № 7(2)-689  и постановление исполняющего обязанности заместителя председателя  Белгородского областного суда от 21 ноября 2018 года № 4А-775/2018,  вынесенные в отношении закрытого акционерного общества  «Автодорстрой» по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу  защитника закрытого акционерного общества «Автодорстрой»  Бочарниковой В.Н. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации С.Б. Никифоров