ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 57-АД20-10 от 02.12.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 57-АД20-10

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 02 декабря 2020 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Сегеды Сергея Ивановича на вступившие в законную  силу постановление заместителя начальника ЦАФАП в области дорожного  движения ГИБДД УМВД России по Белгородской области от 30 июля 2019  года № 18810131190730232606, решение судьи Вейделевского районного  суда Белгородской области от 12 ноября 2019 года, решение судьи  Белгородского областного суда от 16 декабря 2019 года и постановление  судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 08 июня 2020  года, вынесенные в отношении Сегеды Сергея Ивановича (далее - Сегеда  СИ.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном  частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, 

установил:

постановлением заместителя начальника ЦАФАП в области  дорожного движения ГИБДД УМВД России по Белгородской области от 30  июля 2019 года № 18810131190730232606, оставленным без изменения  решением судьи Вейделевского районного суда Белгородской области от  12 ноября 2019 года, решением судьи Белгородского областного суда от 16  декабря 2019 года и постановлением судьи Первого кассационного суда  общей юрисдикции от 08 июня 2020 года, Сегеда СИ. признан виновным в  совершении административного правонарушения, предусмотренного  частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнут административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Сегеда  СИ. ставит вопрос об отмене актов, вынесенных в отношении него по  настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их  незаконность, и прекращении производства по делу. 


Изучив материалы дела об административном правонарушении и  доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях (все нормы,  цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции,  действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших  основанием для привлечения Сегеды СИ. к административной  ответственности) движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного  транспортного средства с превышением допустимых габаритов  транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров  либо с превышением допустимой массы транспортного средства или  допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20,  но не более 50 процентов без специального разрешения влечет наложение  административного штрафа на водителя в размере от пяти тысяч до десяти  тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами  на срок от двух до четырех месяцев; на должностных лиц, ответственных за  перевозку, - от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей; на  юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч  рублей, а в случае фиксации административного правонарушения  работающими в автоматическом режиме специальными техническими  средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на  собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот  тысяч рублей. 

Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных  постановлением Совета Министров - Правительства Российской  Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила дорожного  движения), установлено, что перевозка тяжеловесных и опасных грузов,  движение транспортного средства, габаритные параметры которого с  грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для  рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности  проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение  транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита  транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с  двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со  специальными правилами. 

В силу пункта 5 Правил перевозок грузов автомобильным  транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 15 апреля 2011 года № 272 (далее - Правила перевозок грузов  автомобильным транспортом), под тяжеловесным транспортным  средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или  без груза превышает допустимую массу транспортного средства согласно  приложению № 1 или нагрузка на ось которого превышает допустимую  нагрузку на ось транспортного средства согласно приложению № 2. 


В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от  08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной  деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в  отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ) пользователям  автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по  автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса  которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем  на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и  (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных  транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих  перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в  порядке, установленном данным законом, а также осуществлять движение  транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по  автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без  внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным  дорогам общего пользования федерального значения такими  транспортными средствами. 

Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007  года № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного  транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или)  нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают  допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку  на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с  вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил  Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной  техники и военного имущества, допускается при наличии специального  разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями названной статьи. 

Частью 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях установлено, что к  административной ответственности за административные правонарушения  в области дорожного движения и административные правонарушения в  области благоустройства территории, предусмотренные законами  субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием  транспортных средств, в случае фиксации этих административных  правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными  техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки,  видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи  привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. 

Из материалов дела усматривается, что 22 июля 2019 года в 15 часов 00  минут на 87 км автодороги «Новый Оскол-Валуйки-Ровеньки» в  Вейделевском районе Белгородской области транспортное средство  «НОЖ) 225257ШВМ3641», государственный регистрационный знак 


<...>, собственником (владельцем) которого является Сегеда СИ., в  нарушение пункта 23.5 Правил дорожного движения двигалось с  превышением допустимой массы транспортного средства на 40,06 % (35,01  т при максимально допустимой 25 т) без специального разрешения. 

Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим  средством, работающим в автоматическом режиме, «1ЛЧ1САМ\\ЧМ»,  поверка действительна до 28 мая 2020 года. 

Оснований усомниться в правильности показаний технического  средства измерения, проверки параметров и наличия специального  разрешения автотранспортных средств, осуществляющих перевозки  тяжеловесных и крупногабаритных грузов, не имеется. 

Приведенные обстоятельства подтверждаются, в том числе,  фотоматериалом, полученным с применением работающего в  автоматическом режиме технического средства, актом измерения,  проверки параметров и наличия специального разрешения  автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и  крупногабаритных грузов, карточкой учета транспортного средства и  иными собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на  предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по  правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Таким образом, Сегедой СИ. совершено административное  правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении  дела об административном правонарушении на основании полного и  всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все  юридически значимые обстоятельства совершения административного  правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

Должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному  выводу о наличии в деянии Сегеды СИ. объективной стороны состава  административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи  12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. Данный вывод основан на положениях названного  Кодекса, Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, Правил  перевозок грузов и совокупности собранных по делу доказательств,  оснований не согласиться с ним не имеется. 

Доводы жалобы о том, что Сегеда СИ. не является субъектом данного  административного правонарушения, поскольку транспортное средство  было им продано ООО «ЮрТрансСтрой», являлись предметом проверки и  оценки при рассмотрении жалоб на постановление по делу об 


административном правонарушении и были обоснованно отклонены по  мотивам, приведенным в соответствующих судебных актах. 

В силу частей 1 и 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях лицо подлежит административной  ответственности только за те административные правонарушения, в  отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к  административной ответственности, не обязано доказывать свою  невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к  данной статье. 

При этом примечанием к статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях предусмотрено, что положение части  3 этой статьи не распространяется на административные правонарушения,  предусмотренные главой 12 названного Кодекса, и административные  правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные  законами субъектов Российской Федерации, совершенные с  использованием транспортных средств либо собственником, владельцем  земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае  фиксации этих административных правонарушений работающими в  автоматическом режиме специальными техническими средствами,  имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами  фото- и киносъемки, видеозаписи. 

Согласно пункту 27 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах,  возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об  административных правонарушениях, предусмотренных главой 12  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»  при фиксации административного правонарушения в области дорожного  движения техническим средством, работающим в автоматическом режиме,  субъектом такого правонарушения является собственник (владелец)  транспортного средства независимо от того, является он физическим либо  юридическим лицом (часть 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях). 

В случае несогласия с вынесенным в отношении собственника  (владельца) транспортного средства постановлением о назначении  административного наказания за правонарушение, выявленное и  зафиксированное работающими в автоматическом режиме техническими  средствами, при реализации своего права на обжалование данного  постановления он освобождается от административной ответственности  при условии, что в ходе рассмотрения жалобы будут подтверждены  содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации  административного правонарушения транспортное средство находилось во  владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло  из его обладания в результате противоправных действий других лиц (часть 


Доказательствами, подтверждающими факт нахождения  транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в  частности, являться полис обязательного страхования гражданской  ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется  запись о допуске к управлению данным транспортным средством другого  лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания  свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным  средством в момент фиксации административного правонарушения.  Указанные, а также иные доказательства исследуются и оцениваются по  правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Представленные Сегедой СИ. доказательства, свидетельствующие, по  его мнению, о невиновности в совершении вмененного административного  правонарушения, получили оценку нижестоящих судебных инстанций по  правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

В рассматриваемом деле с учетом конкретных обстоятельств  судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что  достаточных доказательств, безусловно свидетельствующих о том, что  транспортное средство в момент фиксации административного  правонарушения находилось во владении и пользовании иного лица в  соответствии с требованиями части 2 статьи 2.6.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, Сегедой СИ.  представлено не было. 

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с  толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о  том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или)  предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных  правонарушениях процессуальные требования. 

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу  не допущено, нормы материального права применены правильно. 

Административное наказание назначено Сегеде СИ. в пределах  санкции части 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, с учетом позиции  Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в  постановлении от 18 января 2019 года № 5-П. 

Постановление о привлечении названного лица к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к  административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5  


Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  для данной категории дел. 

Жалобы на постановление по делу об административном  правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6,  30.9, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, соответственно. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено. 

Ссылки в жалобе на постановления Верховного Суда Российской  Федерации, вынесенные по иным делам, не могут быть приняты во  внимание, так как каждое дело об административном правонарушении  рассматривается с учетом конкретных обстоятельств и представленных  доказательств, не аналогичных обстоятельствам данного дела. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  судья Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление заместителя начальника ЦАФАП в области дорожного  движения ГИБДД УМВД России по Белгородской области от 30 июля 2019  года № 18810131190730232606, решение судьи Вейделевского районного  суда Белгородской области от 12 ноября 2019 года, решение судьи  Белгородского областного суда от 16 декабря 2019 года и постановление  судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 08 июня 2020  года, вынесенные в отношении Сегеды Сергея Ивановича по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи  12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Сегеды Сергея  Ивановича - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Никифоров