ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 57-АД21-5 от 01.10.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 57-АД21-5-К1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 1 октября 2021 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Серых Максима Николаевича на вступившие в законную  силу постановление мирового судьи судебного участка № 10 Западного округа  г. Белгорода от 17 декабря 2020 г., решение судьи Октябрьского районного суда  г. Белгорода от 2 марта 2021 г. и постановление судьи Первого кассационного  суда общей юрисдикции от 17 июня 2021 г., состоявшиеся в отношении  директора общества с ограниченной ответственностью «Правовой Консалтинг»  (далее - ООО «Правовой Консалтинг», общество) Серых Максима Николаевича  по делу об административном правонарушении, предусмотренном  статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях (здесь и далее в редакции Федерального закона от 3 июля  2016 г. № 250-ФЗ), 

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 10 Западного округа  г. Белгорода от 17 декабря 2020 г., оставленным без изменения решением судьи  Октябрьского районного суда г. Белгорода от 2 марта 2021 г. и постановлением  судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17 июня 2021 г.,  директор ООО «Правовой Консалтинг» Серых М.Н. признан виновным в  совершении административного правонарушения, предусмотренного  статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде  административного штрафа в размере 300 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Серых М.Н.  ставит вопрос об отмене постановлений, вынесенных в отношении его по 


настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об  их незаконности. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы. 

Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ  «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного  пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) установлено, что  страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 данной  статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы  Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации. 

Согласно пункту 2.2 указанной статьи страхователь ежемесячно не позднее  15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем,  представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице  (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера,  предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры  авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на  произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные  договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования  произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче  полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по  управлению правами на коллективной основе): страховой номер  индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество;  идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя  данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного  лица). 

В соответствии со статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от  3 июля 2016 г. № 250-ФЗ, действовавшей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об  административном правонарушении) непредставление в установленный  законодательством Российской Федерации об индивидуальном  (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного  страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда  Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений  (документов), необходимых для ведения индивидуального  (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного  страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в  искаженном виде влечет наложение административного штрафа на  должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей. 

В пункте 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального  (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах,  утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской  Федерации от 21 декабря 2016 г. № 766н (действовавшей на момент  возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела  об административном правонарушении, утратившей силу в связи с изданием 


приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от  22 апреля 2020 г. № 211н, вступившего в силу с 27 июля 2020 г.),  воспроизведены положения указанной статьи. 

Из материалов дела следует, что директор ООО «Правовой Консалтинг»,  являющегося страхователем, Серых М.Н. в нарушение пункта 2.2 статьи 11  Закона № 27-ФЗ не представил в установленный данной нормой срок (не  позднее 15 июля 2020 г.) в Управление Пенсионного фонда Российской  Федерации в г. Белгороде Белгородской области (УПФ России в г. Белгороде  Белгородской области) за отчетный период - июнь 2020 года сведения,  необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в  системе обязательного пенсионного страхования. 

Отчет по форме СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах» за июнь 2020  года поступили в УПФ России в г. Белгороде Белгородской области по  электронным каналам связи 18 июля 2020 г. 

Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными  доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 2- 3), актом о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской  Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе  обязательного пенсионного страхования (л.д. 8), сведениями о застрахованных  лицах за отчетный период - июнь 2020 года, полученными УПФ в г. Белгороде  Белгородской области 18 июля 2020 г. (л.д. 11), и иными доказательствами,  получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости,  достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

В соответствии со статьей 2.4 названного кодекса административной  ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им  административного правонарушения в связи с неисполнением либо  ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. 

В силу примечания к указанной норме совершившие административные  правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных  или административно-хозяйственных функций руководители и другие  работники организаций несут административную ответственность как  должностные лица. 

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии директора общества  Серых М.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного  статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и  имеющимся доказательствам. 

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении соблюдены, на основании полного и  всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все  юридически значимые обстоятельства совершения административного  правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса. 


Действия директора общества Серых М.Н. квалифицированы в  соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего  применению законодательства. 

Дело рассмотрено мировым судьей в отсутствие Серых М.Н. с  соблюдением требований части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях при наличии данных о надлежащим  извещении его о месте и времени рассмотрения дела. Ходатайство об  отложении судебного разбирательства поступило в судебный участок после  разрешения дела по существу. 

Материалы дела свидетельствуют о том, что как мировым судьей, так и  судьей районного суда, были созданы необходимые условия для реализации  Серых М.Н. права на непосредственное участие в рассмотрении дела и жалобы,  однако он в судебные заседания не явился, распорядившись своими  процессуальными правами по собственному усмотрению. 

Рассмотрение дела и жалобы на постановление о назначении  административного наказания в отсутствие Серых М.Н. не повлияло на  всесторонность, полноту и объективность выяснения фактических  обстоятельств дела, имеющих значение для его правильного разрешения. 

То обстоятельство, что мировым судьей не были рассмотрены  направленные в судебный участок ходатайства, не дает оснований для вывода о  том, что в ходе производства по делу допущены нарушения норм Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, которые  повлекли невыполнение требований, предусмотренных статьями 24.1, 26.1  названного кодекса. 

Утверждение в жалобе о том, что в связи с пандемией, вызванной  вирусным инфекционным заболеванием СОУГО-19, и с учетом утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г.   № 417 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и  организациями, при введении режима повышенной готовности или  чрезвычайной ситуации, деятельность общества была приостановлена в период  с 14 мая 2020 г. по 17 июля 2020 г., не ставит под сомнение выводы судебных  инстанций о наличии в деянии директора общества Серых М.Н. состава  вмененного административного правонарушения и законность принятых по  делу судебных актов. Приостановление деятельности юридического лица не  освобождает соответствующих субъектов от выполнения предусмотренной  законом обязанности по представлению в установленный законом срок  сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального  (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного  страхования. 

Выводы, изложенные в решении судьи Октябрьского районного суда  г. Белгорода от 25 февраля 2021 г. № 12-205/2021, законность и обоснованность  которого в установленном законом порядке не проверена, не могут  рассматриваться в качестве оснований для отмены состоявшихся в рамках  настоящего дела об административном правонарушении судебных актов. 


Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями  обстоятельств правовым основанием к отмене состоявшихся по делу судебных  решений не является. 

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не  допущено, нормы материального права применены правильно. 

Порядок и срок давности привлечения к административной  ответственности соблюдены. 

Административное наказание назначено по правилам, установленным  статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, в пределах санкции статьи 15.33.2  названного кодекса. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь  изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 10 Западного округа  г. Белгорода от 17 декабря 2020 г., решение судьи Октябрьского районного суда  г. Белгорода от 2 марта 2021 г. и постановление судьи Первого кассационного  суда общей юрисдикции от 17 июня 2021 г., состоявшиеся в отношении  директора ООО «Правовой Консалтинг» Серых М.Н. по делу об  административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без  изменения, жалобу Серых М.Н. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров