ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 58-АД21-7 от 13.05.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 58-АД21-7-К9

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 13 мая 2021 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Цветковой Юлии Владимировны на вступившие в законную  силу постановление мирового судьи судебного участка № 33 Центрального  округа г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 13 июля 2020 г. (здесь  и далее день изготовления постановления в полном объеме), решение судьи  Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от  20 августа 2020 г. и постановление судьи Девятого кассационного суда общей  юрисдикции от 15 декабря 2020 г., вынесенные в отношении Цветковой Юлии  Владимировны по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 2 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, 

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 33 Центрального округа  г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 13 июля 2020 г. Цветкова  Ю.В. признана виновной в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнута административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей. 

Решением судьи Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре  Хабаровского края от 20 августа 2020 г. постановление мирового судьи  изменено, из объема вмененного административного правонарушения  исключено указание на нарушение Цветковой Ю.В. статьи 14 Федерального  закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации,  причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Закон № 436-ФЗ), размер 


назначенного административного наказания в виде административного штрафа  снижен до 50 000 рублей, в остальной части постановление мирового судьи  оставлено без изменения. 

Постановлением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции  от 15 декабря 2020 г. указанные судебные акты оставлены без изменения. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  Цветкова Ю.В. просит об отмене постановлений, вынесенных в отношении ее  по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы  об их незаконности. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам. 

Частью 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях установлена административная  ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди  несовершеннолетних, выразившуюся в распространении информации,  направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных  сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных  отношений, искаженного представления о социальной равноценности  традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание  информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей  интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно  наказуемого деяния. 

В соответствии с частью 2 указанной статьи действия, предусмотренные  частью 1 этой статьи, совершенные с применением средств массовой  информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей (в том  числе сети «Интернет»), если эти действия не содержат уголовно наказуемого  деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от  пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до  двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - одного миллиона рублей либо  административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. 

Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее - Закон   № 124-ФЗ) установлено, что органы государственной власти Российской  Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и  агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию,  в том числе от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные  отношения. 

Согласно пункту 7 статьи 2 Закона № 436-ФЗ информацией, причиняющей  вред здоровью и (или) развитию детей, признается информация (в том числе  содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение  которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с данным  законом. 

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится  информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая 


нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к  родителям и (или) другим членам семьи (пункт 4 части 2 статьи 5 Закона   № 436-ФЗ). 

Согласно статье 1 Закона № 124-ФЗ ребенок это лицо до достижения им  возраста 18 лет (совершеннолетия). 

В силу части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство  и детство, семья находятся под защитой государства. 

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от  23 сентября 2014 г. № 24-П «По делу о проверке конституционности части 1  статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях в связи с жалобой граждан Н.А. Алексеева, Я.Н. Евтушенко и  Д.А. Исакова» указано, что осуществление гражданами права на  распространение информации, касающейся вопросов сексуального  самоопределения личности, не должно нарушать права и свободы других лиц, а  в правовом регулировании данного права, равно как и иных прав и свобод  человека и гражданина, должен обеспечиваться баланс конституционно  значимых ценностей. Учитывая деликатность таких вопросов, как относящихся  к сфере индивидуальной автономии, и не посягая на само ее существо,  государство вправе вводить на основе требований Конституции Российской  Федерации определенные ограничения на деятельность, связанную с  распространением подобной информации, если она приобретает агрессивный,  навязчивый характер и способна причинить вред правам и законным интересам  других лиц, прежде всего несовершеннолетних, и является оскорбительной по  форме. 

Основанием для привлечения Цветковой Ю.В. постановлением мирового  судьи, с выводами которого согласились вышестоящие инстанции, к  административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.21  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  послужило то обстоятельство, что 24 июля 2019 г. в 23 часа 05 минут и 25 июля  2019 г. в 22 часа 49 минут она, находясь по месту жительства: <...>, в  социальной сети «<...>» сети «Интернет», используя ник-нейм « <...>», с целью массового распространения информации, в том числе среди несовершеннолетних, разместила на  администрируемых ею общедоступных Интернет-страницах  Ьир:<...> и Ь«р <...> материалы, содержащие пропаганду нетрадиционных  сексуальных отношений, направленные на формирование у  несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок,  привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного  представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных  сексуальных отношений. Эти действия не содержат уголовно наказуемого  деяния. 


Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу  доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости,  допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Тот факт, что размещенная Цветковой Ю.В. на общедоступных Интернет- страницах информация, направленная на пропаганду нетрадиционных  сексуальных отношений, образцы которой имеются в материалах дела,  адресована к несовершеннолетним подписчикам, объективно подтвержден  совокупностью собранных по делу доказательств, в числе которых  представлено экспертное заключение экспертного совета при Уполномоченном  по правам ребенка в Хабаровском крае от 19 июня 2020 г. № 002/2020. 

Об этом свидетельствуют и размещенные тексты, содержащие прямые  обращения к несовершеннолетним в форме: «юные подписчики и  подписчицы», сравнения с «плюсиками и звездочками в тетрадках по алгебре». 

Судебными инстанциями сделан обоснованный вывод о том, что  Цветкова Ю.В. в сети «Интернет» осуществляла пропаганду нетрадиционных  сексуальных отношений среди несовершеннолетних, что выразилось в  распространении информации, направленной на формирование у  несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок,  привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного  представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных  сексуальных отношений, что образует объективную сторону состава  административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.21  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Данный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела и  имеющимся доказательствам. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства совершения административного правонарушения,  предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса. 

Действия Цветковой Ю.В. квалифицированы в соответствии с  установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях. 

Довод жалобы о том, что дело рассмотрено мировым судьей с нарушением  правил подсудности со ссылкой на проведение по делу административного  расследования, являлся предметом проверки нижестоящих судебных инстанций  и обоснованно признан несостоятельным. 

Согласно части 1 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях и правовой позиции, изложенной в  подпункте «а» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у  судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных 


правонарушениях», административное расследование представляет собой  комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных  действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного  правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и  процессуальное оформление. Проведение административного расследования  должно состоять из реальных действий, направленных на получение  необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы,  установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой  местности. 

Из материалов дела усматривается, что административное расследование  фактически не проводилось. 

Экспертное заключение экспертного совета при Уполномоченном по  правам ребенка в Хабаровском крае от 19 июня 2020 г. № 002/2020 дано не в  рамках возбужденного в отношении Цветковой Ю.В. дела об  административном правонарушении, а во исполнение запроса начальника  полиции УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре в связи с проведением  оперативно-розыскных мероприятий по факту распространения в сети  «Интернет» материалов, предположительно содержащих пропаганду  нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (л.д. 72). 

Таким образом, экспертное заключение по вопросам, требующим  специальных познаний, получено не по итогам проведения процессуального  действия в рамках административного расследования, а в ином порядке. 

Правила подсудности при рассмотрении настоящего дела не нарушены.

Названное экспертное заключение отвечает требованиям статей 17, 18  Закона № 436-ФЗ, Порядка проведения экспертизы информационной  продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей,  утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций  Российской Федерации от 29 августа 2012 г. № 217. Данный документ  обоснованно признан доказательством по настоящему делу об  административном правонарушении. 

Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были проверены в  ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно  отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах. 

Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями  обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу решений не  является. 

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не  допущено, нормы материального права применены правильно. 

Срок давности и порядок привлечения к административной  ответственности соблюдены. 

Административное наказание назначено с учетом требований статей 3.1,  3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, в пределах санкции части 2 статьи 6.21 названного кодекса. 


Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении  рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6,  30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  соответственно. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 33 Центрального округа  г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 13 июля 2020 г., решение  судьи Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского  края от 20 августа 2020 г. и постановление судьи Девятого кассационного суда  общей юрисдикции от 15 декабря 2020 г., вынесенные в отношении  Цветковой Ю.В. по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 2 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу  Цветковой Ю.В. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров