ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 59-АД23-7 от 14.12.2023 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 59-АД23-7-К9

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 14 декабря 2023 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев СИ.,  рассмотрев жалобу Владимирова В.Е. на вступившее в законную силу  постановление судьи Благовещенского районного суда Амурской области  от 09 марта 2022 года и постановление судьи Девятого кассационного суда  общей юрисдикции от 20 апреля 2023 года, вынесенные в отношении  Владимирова Вадима Евгеньевича по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Благовещенского районного суда Амурской области  от 09 марта 2022 года, оставленным без изменения постановлением судьи  Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 20 апреля 2023 года,  Владимиров В.Е. признан виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут  административному наказанию в виде административного штрафа в размере  5 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  Владимиров В.Е. просит об отмене судебных актов, вынесенных в отношении  него по настоящему делу об административном правонарушении, считая их  незаконными. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Владимирова В.Е. к 

административной ответственности) неповиновение законному распоряжению 


или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника  органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника  войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением  ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению  общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими  служебных обязанностей, влечет наложение административного штрафа в  размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест  на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до  ста двадцати часов. 

В соответствии с пунктами 2, 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от  07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Федеральный закон  от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ) в числе иных на полицию возложены  обязанности: пресекать противоправные деяния, устранять угрозы  безопасности граждан и общественной безопасности, документировать  обстоятельства совершения преступления, административного  правонарушения, происшествия, обеспечивать сохранность следов  преступления, административного правонарушения, происшествия; пресекать  административные правонарушения и осуществлять производство по делам об  административных правонарушениях, отнесенных законодательством об  административных правонарушениях к подведомственности полиции. 

В силу пунктов 1, 2, 8 части 1 статьи 13 Федерального закона  от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ для выполнения возложенных на нее  обязанностей предоставлено право: требовать от граждан и должностных лиц  прекращения противоправных действий; проверять документы,  удостоверяющие личность граждан, если имеется повод к возбуждению в  отношении этих граждан дела об административном правонарушении;  составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать  доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об  административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные  законодательством об административных правонарушениях. 

Частями 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 07 февраля 2011 года   № 3-ФЗ определено, что законные требования сотрудника полиции  обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.  Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных  обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления,  насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции  в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение  законных требований сотрудника полиции влечет ответственность,  предусмотренную законодательством Российской Федерации. 

Как усматривается из материалов дела, 08 марта 2022 года в 02 часа  50 минут, в районе 22 км автодороги «Благовещенск - Свободный»  Благовещенского района Амурской области, Владимиров В.Е. оказал  неповиновение законным требованиям сотрудника полиции в связи с 

исполнением им служебных обязанностей по охране общественного порядка и 


обеспечению общественной безопасности, отказывался пройти в служебный  автомобиль для оформления административного материала, пытался скрыться с  места происшествия, препятствуя исполнению сотруднику полиции своих  служебных обязанностей, предусмотренных положениями части 1 статьи 13  Закона о полиции. 

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными  доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 4);  рапортом (л.д. 5); протоколом о задержании (л.д. 45); видеозаписью и иными  материалами дела, которым дана оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения  их относимости, допустимости, достоверности и достаточности. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства совершения административного правонарушения,  предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

Правильность выводов судебных инстанций о виновности  Владимирова В.Е. в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, сомнений не вызывает, они основаны на  совокупности собранных по делу доказательств. 

Действия Владимирова В.Е. квалифицированы в соответствии с  установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии  с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, в нем отражены все необходимые  данные для разрешения дела по существу. 

Доводы Владимирова В.Е. об отсутствии в его действиях события и  состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1  статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, являются несостоятельными и опровергаются  установленными по настоящему делу обстоятельствами. Аналогичные доводы  были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего  подтверждения в материалах настоящего дела об административном  правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу  доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в  соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в  действиях Владимирова В.Е. объективной стороны состава административного  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с 

толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об 


административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами  допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные  Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях  процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно  рассмотреть дело. 

Право Владимирова В.Е. на защиту при производстве по делу не  нарушено. 

Постановление о привлечении Владимирова В.Е. к административной  ответственности за совершение административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности  привлечения к административной ответственности, установленного частью 1  статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел. 

Вместе с тем с учетом обстоятельств настоящего дела имеются основания  для изменения обжалуемых судебных постановлений в части назначенного  наказания. 

Санкция части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях в качестве административного наказания  предусматривает административный штраф в размере от двух тысяч до четырех  тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо  обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов. 

В соответствии с общими правилами назначения административного  наказания административное наказание за совершение административного  правонарушения назначается в пределах, установленных законом,  предусматривающим ответственность за данное административное  правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

При этом согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях административное наказание является  установленной государством мерой ответственности за совершение  административного правонарушения и применяется в целях предупреждения  совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и  другими лицами. 

Назначение наказания в виде административного штрафа в размере 5 000  рублей не предусмотрено санкцией части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Согласно пункту 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы,  протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об  административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения  жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об  административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения  жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) 

закона субъекта Российской Федерации об административных 


правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое  рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или  иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены  указанные постановление, решение. 

Учитывая, что административное наказание, в виде административного  штрафа в размере 5 000 рублей, назначенное Владимирову В.Е., не  предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, принятые по настоящему  делу судебные акты подлежат изменению в части назначенного наказания  путем снижения размера штрафа до 4 000 рублей. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление судьи Благовещенского районного суда Амурской области  от 09 марта 2022 года и постановление судьи Девятого кассационного суда  общей юрисдикции от 20 апреля 2023 года, вынесенные в отношении  Владимирова Вадима Евгеньевича по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, изменить. 

Снизить размер назначенного Владимирову Вадиму Евгеньевичу  административного наказания в виде административного штрафа до 4 000  рублей. 

В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.
Судья Верховного Суда

Российской Федерации СИ. Кузьмичев