ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 60-АД 14-10
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Москва 18 июля 2014 г.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев надзорную жалобу Борисовой О.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Камчатского края от 31 мая 2013 г., решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28 июня 2013 г. и постановление заместителя председателя Камчатского краевого суда от 24 января 2014 г., вынесенные в отношении Борисовой О.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Камчатского края от 29 мая 2013 г., оставленным без изменения решением судьи Петропавловск- Камчатского городского суда Камчатского края от 28 июня 2013 г., Борисова О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Постановлением заместителя председателя Камчатского краевого суда от 24 января 2014 г. постановление мирового судьи судебного участка № 1 Камчатского края от 29 мая 2013 г. изменено: решено считать датой его вынесения - 31 мая 2013 г. В остальной части данный судебный акт и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28 июня 2013 г. оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Борисова О.В. просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 1 Камчатского края от 31 мая 2013 г., решение судьи Петропавловск- Камчатского городского суда Камчатского края от 28 июня 2013 г. и постановление заместителя председателя Камчатского краевого суда от 24 января 2014 г., вынесенные в отношении её по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно материалам дела 5 марта 2013 г. сотрудниками отдела № 4 УЭБ и ПК УМВД России по Камчатскому краю проведена проверка исполнения требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр в помещении игрового клуба «<...>.» (ООО «<...>»), расположенном по адресу: г. Петропавловск- Камчатский, <...>, в ходе которой было установлено, что <...> клуба Борисова О.В. проводила азартные игры с денежным выигрышем с использованием 26 единиц игрового оборудования (терминалов ОгоззТгаёе модели ВТИ и ВТГ) вне игорной зоны и без специального разрешения.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Борисовой О.В. к административной ответственности по части 1 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи.
Объективная сторона данного административного правонарушения характеризуется нарушением требований Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Действие Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» не распространяется на деятельность по организации и проведению лотерей (часть 2 статьи 1 названного Федерального закона).
Из материалов дела следует, что ООО «Волан» является организатором Всероссийских негосударственных бестиражных лотерей «НОВЫЙ СТИМУЛ I, II, III, IV», записи о которых внесены в Единый государственный реестр лотерей, ООО «Волан» выданы разрешения на проведение указанных лотерей (т. 1,л.д. 170-181).
Между ООО «Солвенто» (Оператор) и ООО «<...>» (Распространитель) заключён агентский договор на оказание услуг от 1 января 2013 г. № <...>, в соответствии с которым Оператор лотереи поручает, а Распространитель лотереи, выступая агентом Оператора и действуя по его поручению за оговоренное вознаграждение, принимает на себя обязательства в течение срока действия договора, осуществлять мероприятия по распространению электронных лотерейных билетов, включающие в себя:
распространение электронных лотерейных билетов (квитанций), иных носителей информации среди участников лотереи;
выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи;
технологическое обеспечение учёта и хранения электронных лотерейных билетов (квитанций), иных носителей информации;
экспертизу выигрышных электронных лотерейных билетов (квитанций) иных носителей информации;
предоставление отчётности Оператору лотереи.
Согласно агентскому договору на оказание услуг от 1 января 2013 г. № <...> и приложения № 4 к нему Распространитель (ООО «<...>») обязуется в течение срока действия договора осуществлять мероприятия по распространению лотерейных билетов на оборудовании (терминалы ОгоззТгаёе модели ВТИ и ВТГ), указанном в этом приложении. Серийные номера и количество оборудования, используемого Распространителем для продажи лотерейных билетов, квитанций и иных носителей информации и отображения розыгрыша, указаны в приложении (т. 1, л.д. 185-197).
Как видно из имеющихся в материалах дела паспортов и технической документации терминалов ОгоззТгайе модели ВТИ и ВТГ, терминалы представляют собой совокупность внешних устройств и клиентского программного обеспечения и предназначены для продажи электронных лотерейных билетов и визуального отображения процесса лотерейного розыгрыша (т. 1, л.д. 204-213).
Из имеющихся в материалах дела Технических условий ТУ 5151-001- 63597743-2010 на терминалы ОгоззТгаёе модели ВТИ и ВТГ (т. 1, л.д. 151-165) следует, что терминалы представляют собой торговые автоматы, предназначенные для использования в качестве средств взаимодействия с пользователем для оказания следующих услуг, определенных его целевым и функциональным назначением: продажа (распространение) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, иных документов; вывод на экран сопутствующей информации по проводимым операциям; демонстрация (отображение) развлекательных программ.
При этом из заключения от 23 марта 2011 г. № <...> специалиста бюро независимой экспертизы ООО «Камчатский Центр Сертификации» усматривается, что на представленном оборудовании отсутствуют процедуры и алгоритмы, которые позволили бы предопределить результат проведения розыгрыша призового фонда бестиражной лотереи до начала розыгрыша (т. 1, л.д. 112-150).
Изложенное свидетельствует о том, что работник ООО «<...>» - <...> клуба «<...>» Борисова О.В. не проводила азартные игры, что исключает наличие в её действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Названные выше обстоятельства не были приняты во внимание мировым судьёй судебного участка № 1 Камчатского края и судьями вышестоящих инстанций в ходе производства по данному делу.
По этим основаниям судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о необходимости отмены постановления мирового судьи судебного участка № 1 Камчатского края от 31 мая 2013 г., решения судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28 июня 2013 г. и постановления заместителя председателя Камчатского краевого суда от 24 января 2014 г., состоявшихся в отношении Борисовой О.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1.1 данного кодекса).
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
надзорную жалобу Борисовой О.В. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Камчатского края от 31 мая 2013 г., решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда
Камчатского края от 28 июня 2013 г. и постановление заместителя председателя Камчатского краевого суда от 24 января 2014 г., состоявшиеся в отношении Борисовой О.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации В.П. Меркулов