ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 64-АД21-6 от 09.08.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 64-АД21-6-К9

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 9 августа 2021 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью  Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационный участок - 14»  Зиновьевой Ирины Анатольевны на вступившие в законную силу  постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской  области от 8 июня 2020 г., решение судьи Сахалинского областного суда от  10 августа 2020 г. и постановление судьи Девятого кассационного суда общей  юрисдикции от 19 ноября 2020 г., состоявшиеся в отношении общества с  ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищно- эксплуатационный участок - 14» (далее - ООО УК «ЖЭУ-14», общество) по  делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1  статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской  области от 8 июня 2020 г., оставленным без изменения решением судьи  Сахалинского областного суда от 10 августа 2020 г. и постановлением судьи  Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2020 г.,  ООО УК «ЖЭУ-14» признано виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, с назначением  административного наказания в виде административного штрафа с  применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного кодекса в  размере 50 000 рублей. 


В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, директор  ООО УК «ЖЭУ-14» Зиновьева И.А. просит отменить постановления,  вынесенные в отношении общества по настоящему делу об административном  правонарушении, приводя доводы об их незаконности. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях невыполнение правил поведения при  введении режима повышенной готовности на территории, на которой  существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне  чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2  статьи 6.3 названного кодекса, влечет предупреждение или наложение  административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати  тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч  рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без  образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч  рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. 

Объективная сторона состава административного правонарушения,  предусмотренного данной нормой, выражается в невыполнении правил  поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на  которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне  чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2  статьи 6.3 названного кодекса. 

В силу статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ  «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера» (далее - Закон № 68-ФЗ) граждане обязаны выполнять  установленные в соответствии с данным законом правила поведения при  введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. 

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для  исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении  режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а. 2»  статьи 10 Закона № 68-ФЗ). 

Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской  Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417. 

Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих,  утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого  уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения  продолжительности жизни заболевших. 

Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства  Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января  2020 г. № 66 коронавирусная инфекция (2019-пСоУ) внесена в Перечень  заболеваний, представляющих опасность для окружающих. 


Органы государственной власти субъектов Российской Федерации  принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные  нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и  устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями  правила поведения при введении режима повышенной готовности или  чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной  ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее  возникновения во исполнение правил поведения, установленных в  соответствии с подпунктом «а» статьи 10 Закона № 68-ФЗ, могут  предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и  организациями правила поведения при введении режима повышенной  готовности или чрезвычайной ситуации (пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11  Закона № 68-ФЗ). 

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г.   № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического  благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с  распространением новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19)» на высших  должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов  государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений  данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и  особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19) в  субъекте Российской Федерации возложена обязанность обеспечить разработку  и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий. 

Указом Губернатора Сахалинской области от 18 марта 2020 г. № 16  «О введении в Сахалинской области режима повышенной готовности для  органов управления, сил и средств Сахалинской территориальной подсистемы  единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных  ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой  коронавирусной инфекции (2019-пСоУ) на территории Сахалинской области»  (далее - Указ Губернатора Сахалинской области от 18 марта 2020 г. № 16) на  территории указанного субъекта с 18 марта 2020 г. введен режим повышенной  готовности для органов управления, сил и средств Сахалинской  территориальной подсистемы единой государственной системы  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 

Пунктом 23 данного указа (в редакции указа от 14 апреля 2020 г.,  действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших  основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) на  управляющие компании возложена обязанность обеспечить организацию работ  по санитарной обработке поверхностей в местах общего пользования  многоквартирных домов. 

В ранее действовавшей и последующей редакциях означенная обязанность  была предусмотрена пунктами 22 и 14 соответственно. 


Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г.  утвержден Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с  применением законодательства и мер по противодействию распространению на  территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (СОУЮ- 19) № 1. 

В данном документе, в числе прочего, разъяснено, что из анализа норм  подпункта «а.2» пункта «а» статьи 10, подпункта «б» пункта 6 статьи 4.1,  пунктов «а», «у», «ф» части 1 статьи 11, статьи 19 Закона № 68-ФЗ (в редакции  от 1 апреля 2020 г.) и Правил поведения, обязательных для исполнения  гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности  или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства  Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 (далее - Правила), в их  системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица,  осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к  административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях как за  нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных  обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения  при введении на территории субъекта Российской Федерации режима  повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (вопрос 17 названного  Обзора). 

Как усматривается из материалов дела, 29 апреля 2020 г. должностными  лицами отдела муниципального жилищного контроля аппарата администрации  г. Южно-Сахалинска проведено обследование находящегося в управлении  ООО УК «ЖЭУ-14» многоквартирного дома № 22А по ул. Украинской в  г. Южно-Сахалинске Сахалинской области на предмет проведения  мероприятий по санитарной обработке поверхностей мест общего пользования  (подъездов) многоквартирных домов. 

В ходе обследования выявлено несоблюдение организацией,  осуществляющей управление многоквартирными домами, ООО УК «ЖЭУ-14»  правил поведения при введении режима повышенной готовности на  территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной  ситуации, выразившееся в невыполнении в нарушение требований пункта 23  Указа Губернатора Сахалинской области от 18 марта 2020 г. № 16 мероприятий  по санитарной обработке поверхностей в местах общего пользования  (подъездах) многоквартирных домов. 

Факт совершения ООО УК «ЖЭУ-14» административного  правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами:  протоколом об административном правонарушении (л.д. 5-7), актом  обследования (л.д. 25-26) и иными доказательствами, которые получили оценку  на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по  правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 


В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным  в совершении административного правонарушения, если будет установлено,  что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение  которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации  предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были  приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за  нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных  правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не  приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии общества состава  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся  доказательствам. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1  данного кодекса. 

Деяние общества квалифицировано в соответствии с установленными  обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях и подлежащего применению  законодательства. 

Утверждение заявителя о том, что вина общества в совершении  вмененного административного правонарушения не доказана, состоятельным  признать нельзя. 

Ставить под сомнение достоверность сведений, установленных в рамках  обследования 29 апреля 2020 г. помещений общего пользования  многоквартирного дома на предмет проведения мероприятий по их санитарной  обработке и изложенных в соответствующем акте, оснований не имеется. 

Вывод о невыполнении мероприятий по санитарной обработке  поверхностей в помещениях общего пользования многоквартирного дома  сделан должностными лицами по результатам визуального осмотра  поверхностей (в том числе контактирующих) и проверки графиков проведения  таких мероприятий. При визуальном осмотре выявлено наличие пыли на  дверцах электрических щитов, выключателях, подоконниках, поручнях  ограждений лестничных маршей, почтовых ящиках, приборах отопления,  входных дверях подъездов. Из содержания графиков мероприятий по  санитарной обработке установлено, что последняя санитарная обработка в  подъезде № 1 датирована 24 апреля 2020 г., в подъезде № 2-28 апреля 2020 г. 


Представленные при составлении протокола об административном  правонарушении копии актов о приемке выполненных работ по дезинфекции  (уборке) лестничных клеток описанные обстоятельства не опровергают. 

Зафиксированные в акте обследования результаты основаны на  установленных в ходе данного мероприятия по контролю фактических данных. 

Проведение обследования и составление по его результатам акта без  привлечения представителей проверяемого лица либо собственников  помещений в многоквартирном доме, как о том указывается в жалобе,  нарушением требований закона не является. При производстве такого  мероприятия по контролю как обследование помещений общего пользования не  требуется взаимодействие органа муниципального контроля с юридическим  лицом, в отношении которого проверяется соблюдение обязательных  требований законодательства. 

Собранные по делу доказательства последовательны, непротиворечивы,  получены без нарушения требований Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях и обоснованно признаны судами  достоверными относительно события административного правонарушения. 

Судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что обществом  не выполняются правила поведения при введении на территории субъекта  Российской Федерации режима повышенной готовности, не достигнуто  требуемое санитарное состояние поверхностей общего пользования в подъездах  многоквартирных домов, санитарная обработка не проводится в той степени,  которая необходима для соблюдения требований Указа Губернатора  Сахалинской области от 18 марта 2020 г. № 16 и предотвращения  распространения новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19). 

Дело об административном правонарушении возбуждено государственной  жилищной инспекцией Сахалинской области при наличии к тому повода,  предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, каковым в данном случае  являлись поступившие из органов местного самоуправления материалы,  содержащие данные, указывающие на наличие события административного  правонарушения. 

В соответствии с частью 2 этой статьи дело возбуждено по результатам  рассмотрения должностным лицом государственной жилищной инспекции  Сахалинской области соответствующих материалов. Вопреки доводам жалобы  оснований для иных выводов не имеется. 

Доводы, имеющие правовое значение и аналогичные изложенным в  настоящей жалобе, были предметом проверки на предыдущих стадиях  производства по делу. Несогласие заявителя с оценкой установленных  обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является. 

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не  допущено, нормы материального права применены правильно. 

Административное наказание назначено с соблюдением требований  статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных 


правонарушениях, с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1  названного кодекса. 

Порядок и срок давности привлечения к административной  ответственности не нарушены. 

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении  рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6,  30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  соответственно. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену состоявшихся по делу актов, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской  области от 8 июня 2020 г., решение судьи Сахалинского областного суда от  10 августа 2020 г. и постановление судьи Девятого кассационного суда общей  юрисдикции от 19 ноября 2020 г., состоявшиеся в отношении ООО УК «ЖЭУ- 14» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1  статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу директора  ООО УК «ЖЭУ-14» Зиновьевой И.А. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров