ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 66-АД20-2 от 11.06.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 66-АД20-2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 11 июня 2020 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в  законную силу постановление от 22.05.2018 № 404/251, вынесенное  заместителем главного государственного инспектора Иркутской области по  использованию и охране земель, решение судьи Иркутского районного суда  Иркутской области от 26.03.2019, решение судьи Иркутского областного суда  от 17.06.2019 № 21-379/2019 и постановление заместителя председателя  Иркутского областного суда от 23.10.2019 № 4а-1488/2019, состоявшиеся в  отношении ФИО1 (далее - ФИО2 В .А.) по делу  об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением от 22.05.2018 № 404/251, вынесенным заместителем  главного государственного инспектора Иркутской области по использованию и  охране земель (далее также - постановление должностного лица), оставленным  без изменения решением судьи Иркутского районного суда Иркутской области  от 26.03.2019, решением судьи Иркутского областного суда от 17.06.2019 № 21- 379/2019 и постановлением заместителя председателя Иркутского областного  суда от 23.10.2019 № 4а-1488/2019, ФИО1 признан виновным  в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1  статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде  10 000 рублей административного штрафа. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ФИО2 


В.А. выражает несогласие с указанными актами, принятыми в отношении него,  и ставит вопрос об их отмене. 

Изучение материалов истребованного дела об административном  правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы. 

Из пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (нормы,  цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей  на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для  привлечения ФИО1 к административной ответственности) следует, что  земли в Российской Федерации, подразделяемые по целевому назначению на  указанные в пункте 1 этой статьи категории, используются в соответствии с  установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель  определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и  разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие  принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными  законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид  разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий  видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур  согласования. Виды разрешенного использования земельных участков  определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке  государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере  земельных отношений. 

В силу положений статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации  собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками  земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки  в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны  наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;  выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом,  федеральными законами. 

В соответствии с частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях использование земельного участка не  по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной  категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением  случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 данной статьи, влечет наложение  административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость  земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой  стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на 


должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного  участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2  процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч  рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного  участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;  на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на  юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. 

Основанием для привлечения ФИО1 к административной  ответственности, предусмотренной приведенной выше нормой Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, послужил  выявленный 17.04.2018 должностным лицом Управления Росреестра по  Иркутской области факт использования земельного участка с кадастровым  номером <...>, расположенного по адресу: <...>, принадлежащего ФИО1 и ФИО3 на праве общей долевой собственности (доли каждого из  собственников в праве собственности - 1/2), с видом разрешенного  использования: для ведения личного подсобного хозяйства, категория земли - земли населенных пунктов, не в соответствии с установленным видом  разрешенного использования, а именно: для размещения музея. 

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, подтвержден материалами дела, которым  была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности  по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства совершения административного правонарушения,  предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации,  Земельный кодекс Российской Федерации в порядке реализации положений  статьи 9 (часть 1) и статьи 36 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации  закрепляет в качестве основного принципа земельного законодательства  принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно  которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности 


к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с  зонированием территорий и требованиями законодательства (постановление  от 30 июня 2011 года № 13-П; определения от 24 декабря 2013 года № 2153-0, от  24 марта 2015 года № 671-О, от 23 июня 2015 года № 1453-0 и от 28 февраля  2017 года № 443-0). Данный принцип земельного законодательства призван  обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли как  важнейшего компонента окружающей среды; этой же цели служат положения  статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, возлагающие на  собственников земельных участков обязанность использовать их в соответствии  с разрешенным видом использования и целевым назначением (определение от 28  сентября 2017 года № 1919-0, от 27 сентября 2018 № 2347-0). 

Исследованные должностным лицом Управления Росреестра по Иркутской  области и судебными инстанциями доказательства объективно свидетельствуют  о том, что использование ФИО1 земельного участка с кадастровым  номером <...> осуществлялось не в соответствии с установленным  правоустанавливающими документами видом разрешенного использования. 

Приведенные в жалобе доводы о недоказанности вины привлекаемого к  административной ответственности лица, мотивированные нахождением музея  в жилом доме, являлись предметом рассмотрения и обоснованно отклонены при  рассмотрении данного дела, в материалах которого отсутствуют доказательства  того, что вид разрешенного использования указанного земельного участка  изменен в установленном порядке на вид разрешенного использования,  предусматривающий размещение на земельном участке музейного объекта. 

Таким образом, должностное лицо и судебные инстанции сделали  правильный вывод о том, что ФИО1, являющимся одним из  собственников названного земельного участка, допущено нарушение правового  режима использования земельного участка, установленного требованиями статей  1, 7 и 42 Земельного кодекса. 

Доказательств объективной невозможности исполнения действующего  законодательства материалы дела не содержат. 

Приведенные заявителем поданной в Верховный Суд Российской  Федерации жалобы доводы сводятся к несогласию с содержащимися  в обжалуемых актах выводами, заявлялись в ходе производства по данному делу  об административном правонарушении, получили надлежащую правовую  оценку, не согласиться с которой оснований не имеется. Событие и состав  административного правонарушения установлены на основании совокупности 


доказательств, что соответствует статьям 28.1 и 26.2, 26.7 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от  05.04.2019 по делу № А19-13415/2018, вынесенное в отношении  индивидуального предпринимателя ФИО3, в части правовой  квалификации рассматриваемых отношений и толкования законодательных норм  преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела об  административном правонарушении в отношении ФИО1 не имеет. 

Порядок привлечения ФИО1 к административной ответственности  соблюден. 

Административное наказание назначено в пределах, предусмотренных  санкцией части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь  изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

ПОСТАНОВИЛ:

постановление от 22.05.2018 № 404/251, вынесенное заместителем главного  государственного инспектора Иркутской области по использованию и охране  земель, решение судьи Иркутского районного суда Иркутской области  от 26.03.2019, решение судьи Иркутского областного суда от 17.06.2019 № 21- 379/2019 и постановление заместителя председателя Иркутского областного суда  от 23.10.2019 № 4а-1488/2019, состоявшиеся в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном  частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров