ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 66-АД22-3 от 04.05.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 66-АД22-3-К8

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 04 мая 2022 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью  «Звезда» Бадлеевой А.Б. на вступившие в законную силу постановление судьи  Кировского районного суда города Иркутска от 10 августа 2020 года, решение  судьи Иркутского областного суда от 03 ноября 2020 года, постановление  судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02 апреля 2021  года и постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции  от 29 июля 2021 года, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной  ответственностью «Звезда» (далее - общество) по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Кировского районного суда города Иркутска от 10  августа 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Иркутского  областного суда от 03 ноября 2020 года, постановлением судьи Восьмого  кассационного суда общей юрисдикции от 02 апреля 2021 года и  постановлением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29  июля 2021 года, общество признано виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде  административного штрафа в размере 100 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  Бадлеева А.Б. выражает несогласие с судебными актами, состоявшимися в  отношении общества по данному делу, ставя вопрос об их отмене и  прекращении производства по делу. 

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации 


[A1] об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению  жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об  административном правонарушении в полном объеме. 

Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти  к следующим выводам. 

В силу части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент  возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения  общества к административной ответственности) невыполнение правил  поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на  которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне  чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2  статьи 6.3 данного Кодекса, влечет предупреждение или наложение  административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати  тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч  рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без  образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч  рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. 

Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020  года утвержден Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным  с применением законодательства и мер по противодействию распространению  на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции  (СОУГО-19) № 1. 

В данном документе, в числе прочего, разъяснено, что из анализа норм  подпункта «а.2» пункта «а» статьи 10, подпункта «б» пункта 6 статьи 4.1,  пунктов «а», «у», «ф» части 1 статьи 11, статьи 19 Федерального закона от 21  декабря 1994 года № 68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) «О защите  населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера» и Правил поведения, обязательных для исполнения  гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности  или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства  Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417 (далее - Правила), в их  системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица,  осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к  административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях как за  нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также  дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями  правил поведения при введении на территории субъекта Российской  Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации 

(вопрос 17 вышеназванного Обзора). 


[A2] Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020  года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического  благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с  распространением новой коронавирусной инфекции (СОУШ-19)» высшим  должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов  государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом  положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической  обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции  (СОУГО-19) в субъекте Российской Федерации, указано обеспечить разработку  и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую  очередь, в числе прочего, приостановить (ограничить) деятельность  находящихся на соответствующей территории отдельных организаций  независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а  также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5  этого Указа. 

Указом Губернатора Иркутской области от 18 марта 2020 года № 59-уг «О  введении режима функционирования повышенной готовности для  территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной  системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (вместе с  «Правилами поведения при введении режима повышенной готовности на  территории Иркутской области, на которой существует угроза возникновения  чрезвычайной ситуации в связи с распространением новой коронавирусной  инфекции (СОУЮ-19) (Порядком передвижения на территории Иркутской  области лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств,  осуществляющих межрегиональные перевозки)») с 20-00 часов 18 марта 2020  года на территории Иркутской области введен режим функционирования  повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области  единой государственной системы предупреждения и ликвидации  чрезвычайных ситуаций. 

Согласно подпункту 1 пункта 2 Перечня организаций и индивидуальных  предпринимателей, деятельность которых приостановлена (ограничена) в  целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в  связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУШ-19),  установленного вышеназванным Указом Губернатора Иркутской области  (далее - Перечень), на территории Иркутской области ограничена деятельность  хозяйствующих субъектов, осуществляющих предоставление услуг  ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий  общественного питания (код ОКВЭД 2: 56). 

Деятельность хозяйствующих субъектов, указанных в подпункте 1 пункта  2 названного Перечня, допускается при обслуживании на вынос без посещения  гражданами помещений таких хозяйствующих субъектов, а также при  осуществлении доставки заказов, работы столовых, буфетов, кафе и иных  предприятий питания, осуществляющих организацию питания для работников 

организаций (пункт 4 Перечня). 


[A3] Как усматривается из материалов дела об административном  правонарушении, основанием для вынесения обжалуемых судебных актов  послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении  выводы, о том, что общество 27 мая 2020 года в 13 часов 15 минут по адресу:  город Иркутск, улица Партизанская, дом 7, в нарушение вышеприведенных  норм допустило деятельность по оказанию услуг предприятия общественного  питания с непосредственным присутствием граждан в помещении кафе  «Центр Плова», не выполнив тем самым правила поведения при введении  режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза  возникновения чрезвычайной ситуации (административная ответственность по  части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях). 

Вместе с тем принятые по делу судебные акты законными признать  нельзя. 

Административным правонарушением признается противоправное,  виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за  которое Кодексом Российской Федерации об административных  правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об  административных правонарушениях установлена административная  ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).  

Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто  не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения  не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения  ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. 

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях производство по делу об  административном правонарушении не может быть начато, а начатое  производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как  признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих  административную ответственность за содеянное, за исключением случая  одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих  административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же  деяние уголовную ответственность. 

Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий  административную ответственность за административное правонарушение  либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего  административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть  распространяется и на лицо, которое совершило административное  правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого  постановление о назначении административного наказания не исполнено.  Закон, устанавливающий или отягчающий административную  ответственность за административное правонарушение либо иным образом 

ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. 


[A4] Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях являются  взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие  положения Конституции Российской Федерации применительно к институту  административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно  этим нормам, действие закона, отменяющего административную  ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не  исполнено постановление о назначении административного наказания. 

Указом Губернатора Иркутской области от 12 октября 2020 года № 280-уг  «О признании утратившими силу отдельных указов Губернатора Иркутской  области» признан утратившим силу указ Губернатора Иркутской области от  18 марта 2020 года № 59-уг «О введении режима функционирования  повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области  единой государственной системы предупреждения и ликвидации  чрезвычайных ситуаций». 

Таким образом, приведенные выше положения указа Губернатора  Иркутской области от 18 марта 2020 года № 59-уг «О введении режима  функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы  Иркутской области единой государственной системы предупреждения и  ликвидации чрезвычайных ситуаций» утратили силу. 

В материалах настоящего дела не имеется сведений об исполнении  постановления о назначении обществу административного наказания. 

Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях установлено, что по результатам  рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу  постановление по делу об административном правонарушении, решения по  результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене  постановления по делу об административном правонарушении, решения по  результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по  делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных  статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности  обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные  постановление, решение. 

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты, состоявшиеся  в отношении общества о привлечении его к административной  ответственности на основании части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.  Производство по делу об административном правонарушении подлежит  прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса. 

Изложенное в настоящем постановлении согласуется с правовой  позицией, выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики,  связанным с применением законодательства и мер по противодействию  распространению на территории Российской Федерации новой 

коронавирусной инфекции (СОУШ-19) № 3, утвержденном Президиумом 


[A5] Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года (вопрос № 22),  из которого, в частности, следует, что отмена нормативного правового акта,  принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской  Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и  организациями правила поведения при введении режима повышенной  готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм,  закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для  прекращения производства по делу об административном правонарушении,  предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, либо отмены  состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления  о назначении административного наказания, если оно не было исполнено  (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса). 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

постановил:

постановление судьи Кировского районного суда города Иркутска от 10  августа 2020 года, решение судьи Иркутского областного суда от 03 ноября  2020 года, постановление судьи Восьмого кассационного суда общей  юрисдикции от 02 апреля 2021 года и постановление судьи Восьмого  кассационного суда общей юрисдикции от 29 июля 2021 года, принятые в  отношении общества с ограниченной ответственностью «Звезда» по делу  об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи  20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, отменить. 

Производство по данному делу об административном правонарушении на  основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях прекратить. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации .Б. Никифоров