ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 66-АД23-12 от 29.09.2023 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 66-АД23-12-К8

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 29 сентября 2023 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев СИ., рассмотрев  жалобу защитника Бержановской К.О., действующей на основании доверенности  в интересах Лю Сяодун, на вступившие в законную силу постановление судьи  Октябрьского районного суда города Иркутска Иркутской области от 01 октября  2021 года, решение судьи Иркутского областного суда от 27 октября 2021 года и  постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30  марта 2022 года, вынесенные в отношении гражданина Китайской Народной  Республики Лю Сяодун по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Октябрьского районного суда города Иркутска  Иркутской области от 01 октября 2021 года, оставленным без изменения  решением судьи Иркутского областного суда от 27 октября 2021 года и  постановлением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30  марта 2022 года, гражданин Китайской Народной Республики (далее - гражданин  КНР, иностранный гражданин) Лю Сяодун признан виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с  назначением административного наказания в виде административного штрафа в  размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской 

Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда. 


В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  Бержановской К.О. выражает несогласие с состоявшимися в отношении Лю  Сяодун судебными актами, ставит вопрос об отмене данных актов, приводя  доводы об их незаконности. 

Изучение материалов истребованного дела об административном  правонарушении и доводов жалобы приводит к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административным правонарушением признается нарушение иностранным  гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в  Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих  право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты  таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган  либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении  определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков  уголовно наказуемого деяния. 

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года №  115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»  (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ) законно  находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее  действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание,  либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные  федеральным законом или международным договором Российской Федерации  документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание  (проживание) в Российской Федерации. 

Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ  установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный  гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия  его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим  Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за  исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены  срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая  виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у  него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им  разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1  настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче  уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации  иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии  со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве  Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо  федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято 

ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении 


иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве  высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или  заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу,  выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со  статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной  организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе,  имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной  государственной образовательной организации, в которой иностранный  гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном  факультете по дополнительной общеобразовательной программе,  обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных  профессиональных образовательных программ на русском языке, о продлении  срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного  гражданина. 

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ  «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»  иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию  Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие  документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской  Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с  соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа  исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из  Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в  Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через  территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на  территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с  законодательством Российской Федерации. 

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года №  109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в  Российской Федерации» иностранный гражданин в случае нахождения в месте  пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях,  которые установлены в соответствии с данным Федеральным законом или  международным договором Российской Федерации. 

В соответствии с пунктом 1 Правил выезда из Российской Федерации  иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую  Федерацию в качестве зрителей чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года,  утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая  2021 года № 822, настоящие Правила применяются в отношении иностранных  граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в качестве 

зрителей чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года без оформления виз по 


действительным документам, удостоверяющим личность и признаваемым  Российской Федерацией в этом качестве, и персонифицированной карте зрителя,  выданной таким иностранным гражданам и лицам без гражданства  Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской  Федерации в соответствии с Федеральным законом «О подготовке и проведении в  Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка  конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и  внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 

Согласно пунктам 3, 5 и 6 данных Правил с учетом календаря матчей  чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года настоящие Правила применяются  с 29 мая 2021 года по 12 июля 2021 года включительно. 

Иностранные граждане и лица без гражданства, указанные в пункте 1  указанных Правил, обязаны выехать из Российской Федерации не позднее 12 июля  2021 года включительно. 

Пребывание в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без  гражданства, указанных в пункте 1 означенных Правил, после 12 июля 2021 года  при отсутствии иных оснований для пребывания в Российской Федерации,  установленных законодательством Российской Федерации, влечет  ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 01 октября  2021 года сотрудниками ОИК УВМ ГУ МВД России по Иркутской области по  месту осуществления служебной деятельности по адресу: Иркутская область,  город Иркутск, улица Можайского, дом 1 «А», выявлен гражданин КНР Лю  Сяодун, который 20 июня 2021 года прибыл через Республику Белоруссию в  Российскую Федерацию в качестве зрителя (болельщика) чемпионата Европы по  футболу UEFA 2020 года через КПП «Шереметьево-Авиа», однако в нарушение  перечисленных норм по истечении срока временного пребывания 12 июля 2021  года с территории Российской Федерации не выехал и проживал в городе  Иркутске без постановки на миграционный учет по месту пребывания. 

Данные обстоятельства Лю Сяодун по существу не отрицались и  подтверждаются собранными по делу доказательствами, перечисленными в  обжалуемых актах, получившими оценку на предмет их относимости,  допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Доводы жалобы о необходимости применения положений Указа Президента  РФ от 15 июня 2021 года № 364 «О временных мерах по урегулированию  правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской  Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой  коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее - Указ Президента РФ от 15 июня 


Согласно пункту 1 Указа Президента РФ от 15 июня 2021 года № 364 с 16  июня 2021 года до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской  Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным  государством приостановлено течение сроков временного пребывания в  Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся  в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо  вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное  проживание на его территории, сроков, на которые такие иностранные граждане и  лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков  действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками,  выданных этим иностранным гражданам и лицам без гражданства. 

Перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные  Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (с  указанием даты снятия таких ограничений), утверждается Правительством  Российской Федерации (пункт 6 Указа Президента РФ от 15 июня 2021 года №  364). 

Распоряжением Правительства РФ от 20 мая 2022 года № 1253-р утвержден  Перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные  Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение, в  который включена Китайская Народная Республика. 

Кроме того, согласно Приложению № 1 к распоряжению Правительства  Российской Федерации от 16 марта 2020 года № 635 «О временном ограничении  въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и  временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений», с учетом  изменений, внесенных распоряжением Правительства Российской Федерации от  28 июня 2021 № 1745-р (документ утратил силу с 15 июля 2022 года в связи с  изданием Распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 июля 2022  года № 1267), Китай включен в этот Перечень, следовательно, с 28 июня 2021 года  введенные Российской Федерацией с 00 часов 00 минут по местному времени 18  марта 2020 года временные ограничения на транспортное сообщение в частности,  с Китайской Народной Республикой сняты. 

Таким образом, срок временного пребывания гражданина Китайской  Народной Республикой Лю Сяодун, приостановленный Указом Президента  Российской Федерации 15 июня 2021 года № 364, истек 25 сентября 2021 года и с  этой даты он обязан был выехать за пределы Российской Федерации. 

При таких обстоятельствах бездоказательные ссылка защитника на то, что  Лю Сяодун явился 30 сентября 2021 года в миграционный орган, правового  значения для разрешения дела не имеет. 

Непосредственное обнаружение 01 октября 2021 года уполномоченным  должностным лицом миграционного органа, уполномоченным составлять 

протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, 


указывающих на наличие события административного правонарушения, в  соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях явилось основанием для возбуждения в  отношении Лю Сяодун дела об административном правонарушении. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые  обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного  Кодекса, в том числе, виновность лица, совершившего противоправное деяние. 

Данных, объективно препятствующих Лю Сяодун исполнить требования  законодательства Российской Федерации и своевременно выехать за пределы  Российской Федерации либо обратиться в уполномоченный орган с заявлением об  урегулировании своего правового положения, встать на миграционный по месту  пребывания, судами не установлено, а Лю Сяодуни его защитником не  представлено, равно как и с материалами настоящей жалобы. 

Имеющаяся в материалах дела копия обращения Лю Сяодун в Генеральное  консульство Китайской Народной Республики 07 октября 2021 года (л.д. 46), то  есть после привлечения к административной ответственности, не свидетельствует  о принятии данным иностранным гражданином надлежащих мер для  урегулирования своего правового положения в период с 28 июня по 25 сентября  2021 года. 

Таким образом, законность привлечения Лю Сяодун к административной  ответственности сомнений не вызывает, его действия квалифицированы по части  1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами  данного Кодекса и миграционного законодательства Российской Федерации, а  доводы настоящей жалобы установленные судами обстоятельства и выводы о его  виновности в совершении данного противоправного деяния не опровергают. 

Порядок и срок давности привлечения названного лица к административной  ответственности соблюдены. 

Административное наказание назначено иностранному гражданину Лю  Сяодун в соответствии и в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом  требований статей 3.5, 3.10 данного Кодекса. 

Выводы о действительной необходимости назначения иностранному  гражданину Лю Сяодун административного наказания в виде административного  выдворения за пределы территории Российской Федерации, мотивированы,  основаны на данных, подтверждающих необходимость применения к нему  указанной меры ответственности, соответствуют требованиям статей 3.1, 4.1-4.3 

Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях


Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи  30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не  установлено. 

Право Лю Сяодун на защиту при производстве по делу реализовано.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не  допущено, нормы материального права применены правильно. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление судьи Октябрьского районного суда города Иркутска  Иркутской области от 01 октября 2021 года, решение судьи Иркутского  областного суда от 27 октября 2021 года и постановление судьи Восьмого  кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2022 года, вынесенные в  отношении гражданина Китайской Народной Республики Лю Сяодун по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить  без изменения, жалобу защитника Бержановской К.О. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СИ. Кузьмичев