ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 66-АД23-20 от 14.12.2023 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 66-АД23-20-К8

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 14 декабря 2023 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев СИ.,  рассмотрев жалобу защитника Рогозинской А.А., действующей на основании  ордера в интересах ФИО1 на вступившие в законную силу  постановление мирового судьи судебного участка № 62 Иркутского района  Иркутской области от 20 июня 2022 года, решение судьи Иркутского  районного суда Иркутской области от 24 марта 2023 года и постановление  судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12 июля 2023 года,  вынесенные в отношении ФИО1 по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

у становил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 62 Иркутского района  Иркутской области от 20 июня 2022 года, оставленным без изменения  решением судьи Иркутского районного суда Иркутской области от 24 марта  2023 года и постановлением судьи Восьмого кассационного суда общей  юрисдикции от 12 июля 2023 года, ФИО1 признан виновным в  совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1  статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде  административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права  управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  Рогозинская А.А. выражает несогласие с судебными актами, вынесенными в  отношении ФИО1, ставя вопрос об их отмене и прекращении  производства по делу. 

Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к 

следующим выводам. 


В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент  возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения  ФИО1 к административной ответственности) невыполнение  водителем транспортного средства законного требования уполномоченного  должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на  состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно  наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере  тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными  средствами на срок от полутора до двух лет. 

Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской  Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее  - Правила дорожного движения), водитель транспортного средства обязан по  требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление  федерального государственного надзора в области безопасности дорожного  движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного  опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. 

Частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях определено, что лицо, которое  управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении  которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в  состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено  определение о возбуждении дела об административном правонарушении,  предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит  освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с  частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования  на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с  результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных  оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и  отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного  опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения. 

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и  оформление его результатов, направление на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения осуществляются в порядке,  установленном Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 27.12  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). 

Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным  средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его  результатов, направления указанного лица на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения, медицинского  освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его  результатов утверждены постановлением Правительства Российской 

Федерации от 26 июня 2008 года № 475 (далее - Правила). 


В соответствии с пунктом 3 Правил достаточными основаниями полагать,  что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения,  является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах  алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение  окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке. 

Из материалов дела усматривается, что 20 ноября 2021 года в 12 часов 11  минут на ул. Садовая, 2, п. Дзержинск Иркутского района Иркутской области,  ФИО1 управляя транспортным средством «Фольксваген Поло»,  государственный регистрационный знак <...>, с признаками опьянения, в нарушение требований пункта 2.3.2 Правил дорожного движения  не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о  прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. 

В связи с наличием признаков опьянения: запах алкоголя изо рта, резкое  изменение окраски кожных покровов лица, должностным лицом ГИБДД в  порядке, предусмотренном Правилами, ФИО1 было предложено  пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, от  прохождения которого он отказался (л.д. 22). 

В соответствии с приведенными выше положениями части 1.1 статьи  27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  и пункта 10 Правил направлению на медицинское освидетельствование на  состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит: при отказе  от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;  при несогласии с результатами освидетельствования на состояние  алкогольного опьянения; при наличии достаточных оснований полагать, что  водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и  отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного  опьянения. 

В соответствии с указанными нормами ФИО1 был направлен на  медицинское освидетельствование на состояние опьянения, однако в  нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения не выполнил законное  требование уполномоченного должностного лица о прохождении  медицинского освидетельствования на состояние опьянения. 

Меры обеспечения производства по делу об административном  правонарушении применены к названному лицу в соответствии с  требованиями статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях и указанных выше Правил, с  применением видеозаписи. 

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, подтверждается: протоколом об  административном правонарушении, протоколом об отстранении от  управления транспортным средством, протоколом о направлении на  медицинское освидетельствование на состояние опьянения, видеозаписью,  объяснениями ФИО1, а также иными собранными по делу 

доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, 


достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

В ходе рассмотрения данного дела об административном  правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях были  всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства  совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований  статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях установлены: наличие события административного  правонарушения, водитель, не выполнивший законное требование  уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского  освидетельствования на состояние опьянения, виновность указанного  водителя в совершении административного правонарушения, иные  обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также  причины и условия совершения административного правонарушения. 

Доводы жалобы о том, что ФИО1 не управлял транспортным  средством и потому на него не могла быть возложена обязанность  прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения  проверены судами нижестоящих инстанций, и правомерно признаны  несостоятельными. 

Отказ водителя от выполнения законных требований уполномоченного  должностного лица либо медицинского работника о прохождении  медицинского освидетельствования на состояние опьянения образует  объективную сторону состава административного правонарушения,  предусмотренного статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и может выражаться как в форме  действий, так и в форме бездействия, свидетельствующих о том, что водитель  не намерен проходить указанное освидетельствование, в частности,  предпринимает усилия, препятствующие совершению данного  процессуального действия или исключающие возможность его совершения,  например отказывается от прохождения того или иного вида исследования в  рамках проводимого медицинского освидетельствования. Факт такого отказа  должен быть зафиксирован в протоколе о направлении на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения или акте медицинского  освидетельствования на состояние опьянения, а также в протоколе об  административном правонарушении (абзац восьмой пункта 11 постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20  «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении  дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). 

Совокупность доказательств, полученных в ходе производства по делу об  административном правонарушении, объективно свидетельствуют об отказе  ФИО1 выполнить законное требование должностного лица ГИБДД о 

прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. 


Доводы настоящей жалобы аналогичны по существу доводам, которые  являлись предметом проверки нижестоящих судов и были отклонены по  мотивам, приведенным в соответствующих судебных актах, оснований не  согласиться с которыми не имеется. 

С учетом вышеуказанного ФИО1 правомерно признан виновным  в совершении административного правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Постановление о привлечении названного лица к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к  административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для  данной категории дел. 

Право ФИО1 на защиту при производстве по делу не нарушено,  реализовано. 

Административное наказание назначено в пределах санкции части 1  статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Жалобы на постановление по делу об административном  правонарушении рассмотрены в порядке, установленном главой 30 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или безусловную отмену обжалуемых судебных актов, при  рассмотрении настоящей жалобы не установлено. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 62 Иркутского района  Иркутской области от 20 июня 2022 года, решение судьи Иркутского  районного суда Иркутской области от 24 марта 2023 года и постановление  судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12 июля 2023 года,  вынесенные в отношении ФИО1 по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  оставить без изменения, жалобу защитника Рогозинской А.А. - без  удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СИ. Кузьмичев