ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 67-АД21-12 от 10.01.2022 Верховного Суда РФ

верховный суд
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 67-АД21-12-К8

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 10 января 2022 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,  рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью  «Кранбашсервис» Каминника С.С. на вступившие в законную силу  постановление судьи Дзержинского районного суда города Новосибирска от 03  августа 2020 года и постановление судьи Восьмого кассационного суда общей  юрисдикции от 17 мая 2021 года, вынесенные в отношении общества с  ограниченной ответственностью «Кранбашсервис» (далее - общество) по делу  об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Дзержинского районного суда города Новосибирска  от 03 августа 2020 года, оставленным без изменения постановлением судьи  Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17 мая 2021 года,  общество признано виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто  административному наказанию в виде административного штрафа в  размере 200 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  Каминник С.С. просит отменить судебные акты, вынесенные в отношении  общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном  частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, считая их незаконными, производство по делу прекратить.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы, прихожу к следующим выводам.


[A1] В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к  административной ответственности) нарушение требований промышленной  безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в  области промышленной безопасности опасных производственных объектов  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух  тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до  тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до  одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей  или административное приостановление деятельности на срок до девяноста  суток.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ  «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее -  Закон о промышленной безопасности) определено, что опасными  производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным  законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные  производственные объекты, указанные в Приложении 1 к этому закону.

К категории опасных производственных объектов в силу Приложения 1 к  Закону о промышленной безопасности относятся, в числе иных, объекты, на  которых используются стационарно установленные грузоподъемные  механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов),  эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры.

К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся  проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный  ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного  производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и  ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном  объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности (пункт 1 статьи 6  указанного выше закона).

Как следует из пункта 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности  организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в  числе прочего соблюдать положения этого закона, других федеральных  законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов  Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов  Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в  области промышленной безопасности.

Федеральными нормами и правилами в области промышленной  безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на  которых используются подъемные сооружения», утвержденными приказом  Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года № 533 (далее также - Правила),  действующими на момент проведения проверки, установлены необходимые  требования, в числе иного, к деятельности в области промышленной


[A2] безопасности на опасных производственных объектах (далее - ОПО), на  которых используются стационарно установленные грузоподъемные  механизмы (далее также - подъемные сооружения, подъемные средства, ПС), в  том числе к работникам указанных ОПО.

В силу пункта 138 Правил решение о пуске в работу ПС, перечисленных в  пункте 3 данного нормативного правового акта, выдается специалистом,  ответственным за осуществление производственного контроля при  эксплуатации ПС, с записью в паспорте ПС на основании положительных  результатов технического освидетельствования в следующих случаях (кроме  случаев, указанных в пунктах 139, 140, 141 Правил): а) перед пуском в работу  после постановки ПС на учет; б) после монтажа, вызванного установкой ПС на  новом месте, а также после перестановки на новый объект гусеничных,  пневмоколесных и башенных быстромонтируемых кранов, питающихся от  внешнего источника энергии; в) после реконструкции; г) после ремонта  расчетных элементов или узлов металлоконструкций с применением сварки.

Специалистом, выдавшим разрешение на пуск в работу ПС, должна быть  сделана соответствующая запись в его паспорте, а после перестановки на новый  объект гусеничных, пневмоколесных и башенных быстромонтируемых кранов,  питающихся от внешнего источника энергии, запись должна быть сделана в  вахтенном журнале.

В пункте 141 Правил определено, что решение о пуске в работу ПС,  подлежащих учету в федеральных органах исполнительной власти в области  промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО,  выдается специалистом, ответственным за осуществление производственного  контроля при эксплуатации ПС, с записью в паспорте ПС на основании  предложений комиссии о возможности пуска ПС в работу в следующих  случаях: при пуске в работу после установки на объекте башенных кранов (за  исключением быстромонтируемых) и грузопассажирских строительных  подъемников; при пуске в работу после установки на объекте кранов мостового  типа и портальных кранов; при пуске в работу после постановки на учет  самоходных кранов иностранного производства грузоподъемностью 25 тонн и  более, а также быстромонтируемых башенных кранов иностранного  производства; при смене эксплуатирующей организации для ПС, отработавших  срок службы.

Для принятия решения о возможности пуска ПС в работу  эксплуатирующая организация обеспечивает работу комиссии в составе:  председателя комиссии - уполномоченного представителя эксплуатирующей  организации; членов комиссии - уполномоченных представителей  эксплуатирующей организации, специализированных организаций (если  осуществлялся монтаж, проводилась экспертиза промышленной безопасности),  а также уполномоченного представителя федерального органа исполнительной  власти в области промышленной безопасности.

При работе указанной комиссии осуществляется проверка возможности  эксплуатации ПС (проверка соответствия требованиям технических


[A3] регламентов и этих Правил, эксплуатационной и ремонтной документации,  проверка работоспособности ПС).

Как усматривается из материалов дела, общество привлечено к  административной ответственности на основании части 1 статьи 9.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что в  нарушение приведенных выше норм промышленной безопасности им  допущена эксплуатация башенного крана КБ-403 Б заводской № 2183, учетный   № 12992, установленного на опасном производственном объекте «Транспортный участок», № А60-06359-0001 по адресу: город Новосибирск,  улица Королева, 1а в отношении которого не осуществлен пуск в работу в  установленном порядке, не созданы условия неукоснительного выполнения  специалистами требований Правил безопасности опасных производственных  объектов, на которых используются подъемные сооружения, утвержденных  приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года № 533, должностных  инструкций, производственный контроль за безопасной эксплуатацией  подъемного сооружения в составе опасного производственного объекта не  осуществляется в соответствии Правилами организации и осуществления  производственного контроля за соблюдением требований промышленной  безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными  постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года   № 263.

Фактические обстоятельства вменяемого административного  правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в  числе которых: протокол об административном правонарушении, фототаблица,  а также иными собранными доказательствами, которым была дана оценка на  предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в  соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении  в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и  своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного  правонарушения.

Так, в силу требований статьи 26.1 указанного Кодекса установлены  наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее  нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на  осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности  опасных производственных объектов, виновность указанного лица в  совершении административного правонарушения, иные обстоятельства,  имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и  условия совершения административного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении отвечает требованиям  статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, он составлен в присутствии защитника общества, который


[A4] доверенностью от 14 января 2020 года наделен правом представлять интересы  общества в производстве по делам об административных правонарушениях  (л.д. 14).

Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными  обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях и законодательства, определяющего  основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных  объектов.

Доводы настоящей жалобы направлены на иную оценку исследованных  судом доказательств, установленные обстоятельства и выводы о виновности  общества в совершении вмененного административного правонарушения, не  опровергают.

Вопреки доводам жалобы срок давности и порядок привлечения  названного лица к административной ответственности соблюдены.

При рассмотрении дела нарушений норм Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях и (или) предусмотренных им  процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно  рассмотреть дело, не допущено.

Административное наказание назначено обществу в минимальном  размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении  настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации

постановил:

постановление судьи Дзержинского районного суда города Новосибирска  от 03 августа 2020 года и постановление судьи Восьмого кассационного суда  общей юрисдикции от 17 мая 2021 года, состоявшиеся в отношении общества с  ограниченной ответственностью «Кранбашсервис» по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной  ответственностью «Кранбашсервис» Каминника С.С. - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации Никифоров