ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 67-АД23-5 от 20.07.2023 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 67-АД23-5-К8

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 20 июля 2023 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев СИ., рассмотрев  жалобу законного представителя федерального казенного учреждения «База  материально-технического и военного снабжения Главного Управления Федеральной  службы наказаний по Новосибирской области» (далее - ФКУ «БМТ и ВС ГУ ФСН по  Новосибирской области», Учреждение) - временно исполняющего обязанности  начальника ФКУ «БМТ и ВС ГУ ФСН по Новосибирской области» Минакова М.А. на  вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи  8 судебного участка Дзержинского судебного района города Новосибирска  Новосибирской области - мирового судьи 2 судебного участка Дзержинского судебного  района города Новосибирска Новосибирской области, от 03 февраля 2022 года и  постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26 августа  2022 года, вынесенные в отношении ФКУ «БМТ и ВС ГУ ФСН по Новосибирской  области» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1  статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установил:

постановлением исполняющего обязанности мирового судьи 8 судебного участка  Дзержинского судебного района города Новосибирска Новосибирской области - мирового судьи 2 судебного участка Дзержинского судебного района города  Новосибирска Новосибирской области, от 03 февраля 2022 года ФКУ «БМТ и ВС ГУ  ФСН по Новосибирской области» признано виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному 

наказанию в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, 


предусмотренного названной нормой, в сумме 50 000 рублей (л.д. 80-83). 

Данное постановление обжаловано Учреждением в Дзержинский районный суд  города Новосибирска Новосибирской области (л.д. 92-97). 

Определением судьи Дзержинского районного суда города Новосибирска  Новосибирской области от 16 февраля 2022 года жалоба возвращена Учреждению без  рассмотрения по существу ввиду ее подачи неуполномоченным лицом (л.д. 110-111). 

Учреждение повторно обратилось с жалобой в Дзержинский районный суд города  Новосибирска Новосибирской области на постановление по делу, одновременно заявив  ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы (л.д. 123-127). 

Определением судьи Дзержинского районного суда города Новосибирска  Новосибирской области от 29 марта 2022 года в удовлетворении ходатайства ФКУ «БМТ  и ВС ГУ ФСН по Новосибирской области» о восстановлении срока на обжалование  постановления по делу отказано, жалоба возвращена заявителю (л.д. 134-135). 

Определением исполняющего обязанности мирового судьи 8 судебного участка  Дзержинского судебного района города Новосибирска Новосибирской области - мирового судьи 4 судебного участка Дзержинского судебного района города  Новосибирска Новосибирской области, от 18 апреля 2022 года в соответствии со статьей  31.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  Учреждению предоставлена рассрочка исполнения постановления о назначении  административного наказания на срок до 20 августа 2022 года включительно (л.д. 149- 150). 

Постановление по делу об административном правонарушении от 03 февраля 2022  года обжаловано ФКУ «БМТ и ВС ГУ ФСН по Новосибирской области» в порядке части  1 статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в  Восьмой кассационный суд общей юрисдикции. 

Постановлением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26  августа 2022 года жалоба Учреждения на данное постановление оставлена без  удовлетворения. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, законный  представитель ФКУ «БМТи ВС ГУ ФСН по Новосибирской области» Минаков М.А.  выражает несогласие с постановлением исполняющего обязанности мирового судьи 8  судебного участка Дзержинского судебного района города Новосибирска  Новосибирской области - мирового судьи 2 судебного участка Дзержинского судебного  района города Новосибирска Новосибирской области, от 03 февраля 2022 года и  постановлением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26 августа  2022 года, ставит вопрос об их отмене, приводя доводы о незаконности этих актов. 

В силу положений части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу,  протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном  правонарушении в полном объеме. 

АО «Новосибирскэнергосбыт», по заявлению которого в отношении Учреждения  возбуждено настоящее дело об административном правонарушении, представило в  Верховный Суд Российской Федерации возражения на жалобу, в которых полагает 

вынесенные в отношении Учреждения судебные акты законными и обоснованными. 


Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов  жалобы и возражений приводит к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях нарушение потребителем электрической энергии  введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления  электрической энергии при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для  введения такого ограничения, невыполнение потребителем электрической энергии  требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической  энергии, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством об  электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима  потребления электрической энергии, либо необеспечение потребителем электрической  энергии в предусмотренных указанным порядком случаях доступа представителей  сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению  ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим  потребителю энергопринимающим устройствам - влечет назначение административного  наказания в виде административного штрафа, в частности на юридических лиц в размере  от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. 

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении,  основанием для возбуждения в отношении ФКУ «БМТи ВС ГУ ФСН по Новосибирской  области» настоящего дела об административном правонарушении и привлечения его к  административной ответственности по части 1 статьи 9.22 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях послужило невыполнение в  нарушение подпункта «б» пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения  режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442, требования  энергоснабжающей организации АО «Новосибирскэнергосбыт» от 11 октября 2021 года  о самостоятельном ограничении потребления электрической энергии с 27 октября 2021  года в связи с образовавшейся задолженностью по платежам за поставку электроэнергии  в сумме 277 870 рублей 03 копейки по государственному контракту от 15 февраля 2021  года № ГК-99. 

Признавая Учреждение виновным в совершении вмененного противоправного  деяния, мировой судья, с выводами которого согласился судья Восьмого кассационного  суда общей юрисдикции, исходил из того, что ограничение режима потребления  электрической энергии предусмотрено пунктом 2 указанных Правил № 442, а также  условиями государственного контракта энергоснабжения, которым предусмотрена  возможность ограничения режима потребления абонентом электроэнергии, в том числе в  случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате  электроэнергии. 

Вместе с тем изложенные в обжалуемых судебных актах выводы о виновности  Учреждения в совершении вмененного противоправного деяния являются  преждевременными. 

В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях одной из задач производства по делам об административных 

правонарушениях является разрешение дела в соответствии с законом. 


В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об  административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события  административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по  делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение  для правильного разрешения дела. 

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по  договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту  (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать  принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее  потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении  энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования,  связанных с потреблением энергии. 

В силу абзаца второго пункта 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской  Федерации прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом  - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в  установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения  указанным абонентом обязательств по оплате энергии. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442  утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической  энергии (далее - Основные положения № 442) и Правила полного и (или) частичного  ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила № 442). 

Пунктом 48 Основных положений № 442 предусмотрено право гарантирующего  поставщика в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах № 442,  инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного  ограничения режима потребления электрической энергии. 

В соответствии с абзацем 2 подпункта «б» пункта 2 Правил № 442 ограничение  режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих  обязательств потребителем, выразившемся в неисполнении или ненадлежащем  исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по  передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой  частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к  образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком,  энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической  энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из  договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии  (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической  энергии (мощности). 

Положения пункта 1.1 Правил № 442 определяют самостоятельное ограничение  режима потребления как осуществление полного или частичного ограничения режима  потребления электрической энергии потребителем самостоятельно в его  энергопринимающих устройствах и (или) на его объектах электроэнергетики любым 

способом (абзац 5). 


Согласно абзацу 1 пункта 7 Правил № 442 потребитель, в отношении  энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики которого вводится  ограничение режима потребления, обязан осуществить самостоятельно полное  ограничение режима потребления указанными энергопринимающими устройствами и  (или) объектами электроэнергетики на дату, которая указана в уведомлении об  ограничении режима потребления, а если это ограничение вводится в отношении  энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя,  ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к  экономическим, экологическим или социальным последствиям, в день, следующий за  датой, в которую этим потребителем в соответствии с пунктом 16(1) настоящих Правил  должны быть выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного  ограничения режима потребления. 

В силу абзаца 3 пункта 7 Правил № 442 самостоятельное ограничение режима  потребления должно быть осуществлено до 12 часов дня, соответствующего дате,  указанной в уведомлении о введении ограничения режима потребления, а если полное  ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств  и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления  электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или  социальным последствиям, - до 12 часов дня, следующего за датой, в которую этим  потребителем в соответствии с пунктом 16(1) настоящих Правил должны быть  выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничения  режима потребления. 

При этом согласно пункту 3(1) Правил № 442 при введении ограничения режима  потребления в соответствии с требованиями разделов II и IV настоящих Правил уровни  технологической и аварийной брони учитываются в случаях и порядке, которые  установлены настоящими Правилами. 

Положениями абзаца 5 пункта 5 Правил № 442 предусмотрено, что в отношении  энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя,  ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к  экономическим, экологическим или социальным последствиям и который имеет в  отношении этих устройств и (или) объектов акт согласования технологической и (или)  аварийной брони, в котором указаны уровни технологической и аварийной брони,  частичное ограничение режима потребления до уровня аварийной брони, указанного в  данном акте, вводится по истечении 5 дней (если иной срок не установлен актом  согласования технологической и (или) аварийной брони) после дня введения частичного  ограничения режима потребления до уровня технологической брони. 

В отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики  потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может  привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и который  имеет в отношении этих устройств и (или) объектов акт согласования технологической и  (или) аварийной брони, в котором не указан уровень технологической брони, частичное  ограничение режима потребления до уровня аварийной брони, указанного в данном акте,  вводится не ранее чем по истечении 10 дней после дня уведомления такого потребителя 

о введении ограничения режима потребления (абзац 6 пункта 5 Правил № 442). 


Исходя из системного толкования перечисленных правовых норм, в отношении  категорий потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима  потребления электрической энергии которых может привести к экономическим,  социальным последствиям, ограничение потребления электрической энергии может  быть введено не ниже технологической и аварийной брони. 

Законодателем определен исчерпывающий перечень потребителей, ограничение  режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим,  экологическим или социальным последствиям пункта 1.1 Правил № 442, к которым, в  частности относятся учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (абзац 9  пункта 1.1 Правил № 442, пункт 5 Приложения к данным Правилам). 

В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года   № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской  Федерации» уголовно-исполнительная система включает в себя: учреждения,  исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной  системы; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий  правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения  уголовных наказаний в отношении осужденных. 

В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской  Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные  для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно- исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации. 

В Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержденный Постановлением Правительства Российской  Федерации от 01 февраля 2000 года № 89, включены Базы материально-технического и  военного снабжения, следственные изоляторы. 

Согласно уведомлению АО «Новосибирскэнергосбыт» от 11 октября 2021 года в  связи с ненадлежащим исполнением ФКУ «БМТ и ВС ГУ ФСН по Новосибирской  области» обязательств по договору энергоснабжения в части оплаты электроэнергии и  наличием задолженности в размере 277 870 рублей 03 копейки потребителю надлежит  самостоятельно ввести частичное ограничение режима потребления до уровня  потребления иных потребителей, равного 29.7 кВт, с 12 часов 27 октября 2021 года в  точках поставки, указанных в данном уведомлении (л.д. 47). 

Между тем из материалов дела и состоявшихся по делу судебных актов не  следует, что судами исследовались и разрешались имеющие правовое значение для  разрешения настоящего дела вопросы на предмет наличия между сторонами  государственного контракта от 15 февраля 2021 года № ГК-99 акта согласования  технологической и (или) аварийной брони с указанием уровня технологической и  аварийной брони (при отсутствии такого акта и сведений о нем в представленных по  делу доказательствах), соответствия определенного уведомлением уровню частичного  ограничения режима потребления (равного 29.7 кВт) уровню технологической и (или)  аварийной брони (а не ниже), с учетом того обстоятельства, что в рассматриваемом  случае ФКУ «БМТ и ВС ГУ ФСН по Новосибирской области» относится к специальной  категории потребителей, тогда как в уведомлении означенный уровень потребления 

указан как и для иных потребителей. 


Кроме того, в силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года   № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской  Федерации» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной  системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим  Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской  Федерации. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2002 года № 364  «Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения, финансируемых за счет средств  федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства» в  целях обеспечения устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств  федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства  установлены особые условия подачи тепловой энергии и их оплаты, которые в  обязательном порядке включаются в договоры теплоснабжения согласно приложению №  3, заключаемые газо- и теплоснабжающими организациями независимо от  организационно-правовой формы с финансируемыми за счет средств федерального  бюджета организациями-потребителями топливно-энергетических ресурсов,  обеспечивающими безопасность государства. 

В силу пункта 1 указанного постановления к организациям, обеспечивающим  безопасность государства, отнесены учреждения и организации уголовно-исполнительной системы. 

В соответствии с Приложением № 3 к данному постановлению к особым условиям  подачи тепловой энергии и ее оплаты отнесена обязанность теплоснабжающей  организации не производить ограничение подачи тепловой энергии потребителю в  пределах установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета  лимитов бюджетных обязательств в случае несвоевременного поступления платежей на  его счета. 

Данное законоположение воспроизведено в пункте 8.4.3 государственного  контракта от 15 февраля 2021 года № ГК-99, которым стороны установили, что в случае  финансирования Абонента за счет средств федерального бюджета и относящегося к  организациям, обеспечивающим безопасность государства, для которых установлен  особый порядок ограничения подачи электрической энергии (мощности),  гарантирующий поставщик обязуется не производить ограничение подачи  электрической энергии (мощности) в пределах установленных ему главным  распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств в  случае несвоевременного поступления платежей на его счета, что оставлено без  внимания мировым судьей и судьей кассационной инстанции. 

Кроме того, приложением № 3 к постановлению Правительства Российской  Федерации от 29 мая 2002 года № 364 потребитель обязуется: предоставить  подтверждение наличия установленного ему лимита в рамках бюджетных обязательств;  производить оплату потребленной тепловой энергии ежемесячно в полном объеме в  пределах доведенных ему главным распорядителем средств федерального бюджета  лимитов бюджетных обязательств; при несвоевременном поступлении средств на его  лицевой счет, открытый в органе федерального казначейства, информировать главного 

распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета о необходимости 


исполнения поставленных в установленном порядке на учет в органе федерального  казначейства обязательств по оплате тепловой энергии. 

Как усматривается из материалов дела, Учреждение, являясь потребителем,  приведенные выше обязательства исполняло с апреля 2021 года (л.д. 19, 20, 21-22, 23,  24-25, 26), что опровергает выводы нижестоящих судов об отсутствии объективных  данных, явствующих об отсутствии у Учреждения возможности для соблюдения  требований законодательства в указанной сфере, и что данным лицом не были  предприняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения этих норм. 

При этом вопрос о том, что введение ограничения потребления электроэнергии не  связано с исполнением Учреждением обязательств в пределах доведенных лимитов, при  разрешении настоящего дела также не исследовался. 

Также нельзя согласиться с суждением судьи Восьмого кассационного суда общей  юрисдикции об отсутствии в материалах дела данных, свидетельствующих, о том, что  ФКУ «БМТ и ВС ГУ ФСН по Новосибирской области» включено в перечень  потребителей электрической энергии, ограничение потребления электрической энергии  которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям,  поскольку в силу приведенных выше норм закона Учреждение относится к  организациям, обеспечивающим безопасность государства, и к потребителям,  ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к  экономическим, экологическим или социальным последствиям. 

Изложенное свидетельствует о том, что в ходе производства по данному делу об  административном правонарушении все юридически значимые обстоятельства,  необходимые для правильного разрешения дела, возбужденного в отношении ФКУ  «БМТ и ВС ГУ ФСН по Новосибирской области», в нарушение требований статей 24.1 и  26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не  установлены. 

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста  на вступившие в законную силу постановление по делу об административном  правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится  решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении,  решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое  рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований,  предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и  объективно рассмотреть дело. 

Данные законоположения направлены на реализацию задач производства по  делам об административных правонарушениях и обеспечение процессуальных прав лиц,  участвующих в деле. 

В рассматриваемом случае разрешение настоящего дела нельзя признать  отвечающим установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях задачам производства по делам об  административных правонарушениях о всесторонности, полноте, объективности  выяснения обстоятельств каждого дела и разрешении его в соответствии с законом, а 

потому постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26 


августа 2022 года подлежит отмене, дело - возвращению на новое рассмотрение в  означенный суд кассационной инстанции. 

При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное в настоящем  постановлении и, правильно применив нормы материального и процессуального права,  вынести законное и обоснованное решение. 

Вопрос о законности привлечения Учреждения к административной  ответственности подлежит разрешению при новом рассмотрении жалобы на  постановление по делу, в связи с чем доводы жалобы в означенной части не подлежат  рассмотрению по существу в настоящей стадии производства по делу. 

Руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

жалобу законного представителя Минакова М.А. удовлетворить частично.

Постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26  августа 2022 года, вынесенное в отношении ФКУ «БМТ и ВС ГУ ФСН по  Новосибирской области» по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, отменить. 

Направить настоящее дело на новое рассмотрение в Восьмой кассационный суд  общей юрисдикции. 

Жалобу в части несогласия с постановлением исполняющего обязанности  мирового судьи 8 судебного участка Дзержинского судебного района города  Новосибирска Новосибирской области - мирового судьи 2 судебного участка  Дзержинского судебного района города Новосибирска Новосибирской области, от 03  февраля 2022 года оставить без рассмотрения по существу. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СИ. Кузьмичев