ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 69-АД19-8 от 08.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 69-АД 19-8

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 08 августа 2019 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,  рассмотрев жалобу защитника Жураевой Р., действующей на основании  доверенности в интересах Мирзобобоева АО. на вступившие в законную силу  постановление судьи Нефтеюганского районного чуда Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры от 27 апреля 2017 года и постановление  заместителя председателя суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 декабря 2018 года, вынесенные в отношении Мирзобобоева  Аъзамзона Одилжоновича по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Нефтеюганского районного чуда Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 27 апреля 2017 года,  оставленным без изменения постановлением заместителя председателя суда  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 декабря 2018 года,  гражданин Республики Таджикистан Мирзобобоев А.О. признан виновным в  совершении административного правонарушения, предусмотренного частью  1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде  административного штрафа в размере 2 000 рублей с принудительным  административным выдворением за пределы Российской Федерации с  помещением в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД  России по г. Сургуту. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  защитник Жураева Р. просит изменить судебные акты, состоявшиеся в  отношении Мирзобобоева А.О. по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса 


Российской Федерации об административных правонарушениях, исключив из  них назначенное наказание в виде административного выдворения за пределы  Российской Федерации. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на  момент совершения административного правонарушения) нарушение  иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания  (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии  документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в  Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче  заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда  из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания,  если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти  тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской  Федерации. 

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации  регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О  правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). 

Согласно статье 2 названного Федерального закона, законно  находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается  лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на  временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные  предусмотренные федеральным законом или международным договором  Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного  гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. 

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25  июля 2002 г. № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации  иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке,  не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток  суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением  случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в  случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным  законом. 

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный  гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока  действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного  настоящим Федеральным законом или международным договором Российской  Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной  статьи. 


В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ  «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую  Федерацию» (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ)  иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов,  подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской  Федерации, а также уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по  истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации,  являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и  несут ответственность в соответствии с законодательством Российской  Федерации. 

Согласно пункту 12 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г.   № 114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или  лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин  или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в  Российской Федерации превысили срок пребывания в девяносто суток  суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, - в течение трех  лет со дня выезда из Российской Федерации. 

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что  25 апреля 2017 года в 22 часа 40 минут, по адресу: Ханты-Мансийский  автономный округ - Югра, г. Нефтеюганск, 8 км автодороги подъезд к  г. Сургуту, был выявлен гражданин Республики Таджикистан Мирзобобоев  Аъзамзон Одилжонович, допустивший нарушение режима пребывания  (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в  отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание)  в Российской Федерации, а также в уклонении от выезда из Российской  Федерации по истечении срока пребывания. 

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 4);  копиями паспорта и миграционной карты Мирзобобоева А.О. (л.д. 5-10);  рапортом участкового уполномоченного полиции ОМВД России по  г. Нефтеюганску (л.д. 11); письменными объяснениями Мирзобобоева А.О.  (л.д. 14); досье иностранного гражданина (л.д. 15-20); протоколом о  задержании лица (л.д. 21), которые оценены в совокупности с другими  материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи  26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и  достаточности. 

Таким образом, совершенное Мирзобобоевым А.О. деяние образует  объективную сторону состава административного правонарушения,  предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Постановление о привлечении Мирзобобоева А.О. к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к 


административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для  данной категории дел. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  Жураева Р. указывает, что применение к Мирзобобоеву А.О. такой меры  административной ответственности, как административное выдворение за  пределы Российской Федерации, является чрезмерно суровым и нарушает  право на уважение семейной жизни, поскольку на территории Российской  Федерации проживает его семья. 

Такие доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение  состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных  постановлений. 

Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод,  признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не  допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление  этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство  предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в  интересах национальной безопасности и общественного порядка,  экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков  или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и  свобод других лиц. 

Приведенные нормативные положения в их интерпретации Европейским  Судом по правам человека не препятствуют государству в соответствии с  нормами международного права и своими договорными обязательствами  контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей  территории; в вопросах иммиграции статья 8 Конвенции о защите прав  человека и основных свобод или любое другое ее положение не могут  рассматриваться как возлагающие на государство общую обязанность уважать  выбор супружескими парами страны совместного проживания и разрешать  воссоединение членов семьи на своей территории (Постановления от 28 мая  1985 г. по делу «Абдулазиз, Кабалес и Балкандали (АЫч1а212, СаЬа1ез апс!  Ва1капс1аН) против Соединенного Королевства», § 68; от 19 февраля 1996 г. по  делу «Гюль (Ои1) против Швейцарии», § 38; от 10 марта 2011 г. по делу  «Киютин (Кшйп) против России», § 53 и др.). 

Европейский Суд по правам человека пришел к выводу о том, что  названная Конвенция не гарантирует иностранцам право въезжать в  определенную страну или проживать на ее территории и не быть высланными,  указав, что лежащая на государстве ответственность за обеспечение  публичного порядка обязывает его контролировать въезд в страну; вместе с  тем решения в этой сфере, поскольку они могут нарушить право на уважение  личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8  названной Конвенции, должны быть оправданы насущной социальной  необходимостью и соответствовать правомерной цели (Постановления от 21 


июня 1988 г. по делу «Беррехаб (ВеггеЬаЬ) против Нидерландов», § 28; от 24  апреля 1996 г. по делу «Бугханеми (Вои§папегги) против Франции», § 41; от 26  сентября 1997 г. по делу «Эль-Бужаиди (Е1 ВспушсИ) против Франции», § 39;  от 18 октября 2006 г. по делу «Юнер (Шег) против Нидерландов», § 54; от 06  декабря 2007 г. по делу «Лю и Лю (Ьш ап<1 Ьш) против России», § 49; решение  от 09 ноября 2000 г. по вопросу о приемлемости жалобы «Андрей Шебашов  (Апйгеу 8пеЪазпоу) против Латвии» и др.). 

Относительно критериев допустимости высылки в демократическом  обществе Европейский Суд по правам человека отметил, что значение,  придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от  обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью  установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами  отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы  усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть  важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений  иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными  подрывало бы уважение к такому закону. 

При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его  лояльности к правопорядку страны пребывания. 

Правонарушения в области миграционного законодательства в силу  закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно  как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как  административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости. 

При назначении Мирзобобоеву А.О. административного наказания  судьей Нефтеюганского районного чуда Ханты-Мансийского автономного  округа - Югры, требования части 2 статьи 8 Конвенции о защите прав  человека и основных свобод и статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях были соблюдены: учтены характер  совершенного административного правонарушения, личность виновного и  другие обстоятельства дела. 

Материалы дела свидетельствуют о том, что Мирзобобоев А.О.  длительное время пребывает на территории Российской Федерации без  документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в  Российской Федерации, никаких мер по легализации своего нахождения на  территории Российской Федерации принято не было, постоянного источника  дохода и места жительства не имеет. 

Необходимо отметить, что наличие у иностранного гражданина  родственников, имеющих вид на жительство либо гражданство Российской  Федерации и проживающих на ее территории, не освобождает иностранного  гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство  страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к  нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы. 


При таких обстоятельствах довод жалобы о том, что назначенное  Мирзобобоеву А.О. административное наказание в виде административного  выдворения за пределы Российской Федерации нарушает его право на  семейную жизнь применительно к требованиям статьи 8 Конвенции о защите  прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950), обоснованно отклонен  нижестоящими судебными инстанциями. 

Следовательно, назначение Мирзобобоеву А.О. дополнительного  наказания в виде административного выдворения за пределы Российской  Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения  к нему указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным  частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях целям административного наказания, связанным с  предупреждением совершения новых правонарушений как самим  правонарушителем, так и другими лицами. 

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не  допущено, нормы материального права применены правильно. 

Административное наказание назначено Мирзобобоеву А.О. в пределах  санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1,  3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 данного Кодекса, является обоснованным и справедливым. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли  повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  судья Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление судьи Нефтеюганского районного чуда Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 27 апреля 2017 года и  постановление заместителя председателя суда Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры от 18 декабря 2018 года, вынесенные в  отношении Мирзобобоева Аъзамзона Одилжоновича по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  оставить без изменения, а жалобу защитника Жураевой Р. - без  удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации ВП' Меркулов