ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 69-АД19-9 от 19.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 69-АД 19-9

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 19 августа 2019 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,  рассмотрев жалобу защитника Абдуллоева Д.Н., действующего на основании  доверенности в интересах Бойматовой Д.Ф. на вступившие в законную силу  постановление судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры от 17 марта 2016 года и постановление  заместителя председателя суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 апреля 2019 года, вынесенные в отношении Бойматовой Дилрабо  Фуркатовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном  частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры от 17 марта 2016 года, оставленным без изменения  постановлением заместителя председателя суда Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры от 02 апреля 2019 года, гражданка Республики  Таджикистан Бойматова Д.Ф. признана виновной в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и  подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа  в размере 2 000 рублей с принудительным административным выдворением за  пределы Российской Федерации с помещением в Центр временного содержания  иностранных граждан УФМС России по Ханты-Мансийскому автономному  округу - Югре. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  защитник Абдуллоев Д.Н. просит изменить судебные акты, состоявшиеся в  отношении Бойматовой Д.Ф. по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об 


административных правонарушениях, исключив из них назначенное наказание  в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Бойматовой Д.Ф. к  административной ответственности) нарушение иностранным гражданином  или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской  Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на  пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких  документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в  уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного  срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно  наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от  двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы  Российской Федерации. 

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации  регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом  положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). 

Согласно статье 2 названного Федерального закона законно находящимся  в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо,  имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное  проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные  предусмотренные федеральным законом или международным договором  Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного  гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. 

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона  от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской  Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в  порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток  суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением  случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае,  если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.  При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации  указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток. 

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин  обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его  визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим  Федеральным законом или международным договором Российской Федерации,  за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему  продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему 


выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на  жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые  для получения им разрешения на временное проживание в порядке,  предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него  принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство  Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем  русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая  2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о  выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной  власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по  контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее  - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято  ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении  иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве  высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или  заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу,  выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со  статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство  образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по  очной или очно-заочной форме по основной профессиональной  образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о  продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого  иностранного гражданина. 

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ  «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую  Федерацию» (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ)  иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию  Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие  документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в  Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с  соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа  исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по  контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из  Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в  Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда  через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися  на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с  законодательством Российской Федерации. 

Из материалов дела об административном правонарушении следует,  что 19 февраля 2016 года в 19 часов 00 минут в ходе проведения  проверки соблюдения требований миграционного законодательства по адресу:  Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. <...>  выявлена гражданка Республики Таджикистан Бойматова Д.Ф., допустившая  нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в 


Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов,  подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации,  а также в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока  пребывания. 

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 2);  рапортом УУП ОП-3 УМВД России по г. Сургуту (л.д. 3); письменными  объяснениями Бойматовой Д.Ф. (л.д. 4); копией паспорта Бойматовой Д.Ф. (л.д.  5); досье иностранного гражданина (л.д. 11-12), которые оценены в  совокупности с другими материалами дела об административном  правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях с точки зрения их относимости,  допустимости, достоверности и достаточности. 

Таким образом, Бойматова Д.Ф. обоснованно привлечена к  административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

При рассмотрении дела об административном правонарушении на  основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств  установлены все юридически значимые обстоятельства совершения  административного правонарушения. 

Постановление о привлечении Бойматовой Д.Ф. к административной  ответственности за совершение административного правонарушения,  предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, вынесено судьей в пределах срока  давности привлечения к административной ответственности, установленного  частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях для данной категории дел, порядок привлечения  Бойматовой Д.Ф. к административной ответственности соблюден. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  защитник Абдуллоев Д.Н. указывает, что применение к Бойматовой Д.Ф. такой  меры административной ответственности, как административное выдворение за  пределы Российской Федерации, является чрезмерно суровым и нарушает ее  право на уважение семейной жизни. 

Такие доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение  состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных  постановлений. 

Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод,  признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не  допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление  этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство  предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах  национальной безопасности и общественного порядка, экономического  благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или 


преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод  других лиц. 

Приведенные нормативные положения в их интерпретации Европейским  Судом по правам человека не препятствуют государству в соответствии с  нормами международного права и своими договорными обязательствами  контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей  территории; в вопросах иммиграции статья 8 Конвенции о защите прав  человека и основных свобод или любое другое ее положение не могут  рассматриваться как возлагающие на государство общую обязанность уважать  выбор супружескими парами страны совместного проживания и разрешать  воссоединение членов семьи на своей территории (Постановления от 28 мая  1985 г. по делу «Абдулазиз, Кабалес и Балкандали (АЪсш1а212, СаЬа1ез апй  Ва1капс1аН) против Соединенного Королевства», § 68; от 19 февраля 1996 г. по  делу «Гюль (Ои1) против Швейцарии», § 38; от 10 марта 2011 г. по делу  «Киютин (К № т) против России», § 53 и др.). Европейский Суд по правам  человека пришел к выводу о том, что названная Конвенция не гарантирует  иностранцам право въезжать в определенную страну или проживать на ее  территории и не быть высланными, указав, что лежащая на государстве  ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает его  контролировать въезд в страну; вместе с тем решения в этой сфере, поскольку  они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое  в демократическом обществе статьей 8 названной Конвенции, должны быть  оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать  правомерной цели (Постановления от 21 июня 1988 г. по делу «Беррехаб  (ВеггеЬаЬ) против Нидерландов», § 28; от 24 апреля 1996 г. по делу «Бугханеми  (Вои§папепп) против Франции», § 41; от 26 сентября 1997 г. по делу «Эль- Бужаиди (Е1 ВоъцакН) против Франции», § 39; от 18 октября 2006 г. по делу  «Юнер (Шег) против Нидерландов», § 54; от 06 декабря 2007 г. по делу «Лю и  Лю (Ьш апс! Ьш) против России», § 49; решение от 09 ноября 2000 г. по вопросу  о приемлемости жалобы «Андрей Шебашов (Апйгеу ЗЬеЪазпоу) против  Латвии» и др.). 

Относительно критериев допустимости высылки в демократическом  обществе Европейский Суд по правам человека отметил, что значение,  придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от  обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью  установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами  отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения;  в то же время право властей применять выдворение может быть важным  средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений  иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало  бы уважение к такому закону. 

При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его  лояльности к правопорядку страны пребывания. 


Правонарушения в области миграционного законодательства в силу  закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как  обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания,  как административное выдворение, в силу насущной социальной  необходимости. 

Как следует из материалов дела, при назначении Бойматовой Д.Ф.  административного наказания и в дальнейшем при пересмотре указанного  постановления судебными инстанциями требования части 2 статьи 8  Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьи 4.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях были  соблюдены: учтены характер совершенного административного  правонарушения, личность виновного и другие обстоятельства дела. 

При этом судьи нижестоящих судебных инстанций пришли к  обоснованному выводу о том, что каких-либо мер к тому, чтобы узаконить свое  нахождение на территории Российской Федерации Бойматовой Д.Ф.  предпринято не было, гражданство Российской Федерации ей не получено. 

Приложенная к настоящей жалобе копия свидетельства о заключении  брака, заключенного 03 октября 2017 года в Республике Таджикистан с  гражданином Российской Федерации Абдуллоевым Д.Н., не освобождало  гражданку Республики Таджикистан Бойматову Д.Ф. от обязанности  соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является  основанием к невозможности применения к ней наказания в виде  административного выдворения за ее пределы. 

Необходимо отметить, что наличие у иностранного гражданина  родственников, имеющих вид на жительство либо гражданство Российской  Федерации и проживающих на ее территории, не освобождает иностранного  гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны  пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему  наказания в виде административного выдворения за ее пределы. 

При таких обстоятельствах довод жалобы о том, что назначенное  Бойматовой Д.Ф. административное наказание в виде административного  выдворения за пределы Российской Федерации нарушает его право на  семейную жизнь применительно к требованиям статьи 8 Конвенции о защите  прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950), обоснованно отклонен  нижестоящими судебными инстанциями. 

Следовательно, назначение Бойматовой Д.Ф. дополнительного наказания в  виде административного выдворения за пределы Российской Федерации  основано на данных, подтверждающих необходимость применения к ней  указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным частью  1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях целям административного наказания, связанным с  предупреждением совершения новых правонарушений как самим  правонарушителем, так и другими лицами. 


Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу  фактических обстоятельств, и не ставят под сомнение наличие в действиях  Бойматовой Д.Ф. объективной стороны состава административного  правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не  допущено, нормы материального права применены правильно. 

Административное наказание назначено Бойматовой Д.Ф. в пределах  санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1,  3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 данного Кодекса, является обоснованным и справедливым. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь  изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры от 17 марта 2016 года и постановление  заместителя председателя суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 апреля 2019 года, вынесенные в отношении Бойматовой  Дилрабо Фуркатовны по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу  защитника Абдуллоева Д.Н. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации ВП- Меркулов