ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 69-АД21-4 от 28.04.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 69-АД21-4-К7

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 28 апреля 2021 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев защитника Чорап Т.Г., действующего на основании доверенности в  интересах ФИО1 на вступившие в законную силу постановление судьи  Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 марта 2020 года и постановление судьи Седьмого кассационного  суда общей юрисдикции от 11 января 2021 года, вынесенные в отношении  Эваззода Атовулло Холмухаммада по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Нефтеюганского районного суда Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 24 марта 2020 года, оставленным  без изменения постановлением судьи Седьмого кассационного суда общей  юрисдикции от 11 января 2021 года, гражданин Республики Таджикистан  ФИО1 признан виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут  административному наказанию в виде административного штрафа в размере  2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской  Федерации в форме принудительного выдворения с помещением в Центре  временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Сургуту. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  защитник Чорап Т.Г. просит изменить названные акты, вынесенные в  отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, исключив из них назначенное наказание  в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. 


В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению  жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об  административном правонарушении в полном объеме. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к  административной ответственности) нарушение иностранным гражданином  или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской  Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на  пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких  документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в  уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного  срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно  наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от  двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы  Российской Федерации. 

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации  регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ  «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»  (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ). 

Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ  законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином  признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо  разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту,  либо иные предусмотренные федеральным законом или международным  договором Российской Федерации документы, подтверждающие право  иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской  Федерации. 

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля  2002 года № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации  иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не  требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в  течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев,  предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если  такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.  При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской  Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать  девяносто суток. 


Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин  обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его  визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим  Федеральным законом или международным договором Российской Федерации,  за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему  продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему  выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на  жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые  для получения им разрешения на временное проживание в порядке,  предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него  принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство  Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем  русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая  2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о  выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти  в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ  (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в  качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя  или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу,  выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со  статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство  образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по  очной или очно-заочной форме по основной профессиональной  образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или  ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в  которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении  или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной  программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению  основных профессиональных образовательных программ на русском языке, о  продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого  иностранного гражданина. 

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года   № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую  Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на  территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо  не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание)  в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не  обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган  федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо  уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока  пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие  правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации,  являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и 


несут ответственность в соответствии с законодательством Российской  Федерации. 

Из материалов дела об административном правонарушении следует,  что 23 марта 2020 года в 13 часов 00 минут по адресу: г. Нефтеюганск,  мкрн. <...>, выявлен гражданин Республики Таджикистан ФИО1, допустивший нарушение режима пребывания (проживания)  иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии  документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в  Российской Федерации, а также в уклонении от выезда из Российской  Федерации по истечении срока пребывания. 

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами: рапортом инспектора ОИК ОВМ ОМВД России по  г. Нефтеюганску (л.д. 1); копиями паспорта, миграционной карты, патента и  уведомления о прибытии ФИО1 (л.д. 2-7); данными из базы ФМС  России АС ЦБДУИГ (л.д. 10-13); письменными объяснениями ФИО1  (л.д. 15); протоколом об административном правонарушении (л.д. 16) и иными  материалами дела, которые оценены в совокупности с другими материалами  дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения  их относимости, допустимости, достоверности и достаточности. 

Таким образом, ФИО1 обоснованно привлечен к  административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

При рассмотрении дела об административном правонарушении на  основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств  установлены все юридически значимые обстоятельства совершения  административного правонарушения. 

Постановление о привлечении ФИО1 к административной  ответственности за совершение административного правонарушения,  предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, вынесено судьей в пределах срока  давности привлечения к административной ответственности, установленного  частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях для данной категории дел, порядок привлечения  ФИО1 к административной ответственности соблюден. 

В соответствии с общими правилами назначения административного  наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и  индивидуализации ответственности, административное наказание за  совершение административного правонарушения назначается в пределах,  установленных законом, предусматривающим ответственность за данное  административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской  Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях); при 


назначении административного наказания физическому лицу учитываются  характер совершенного им административного правонарушения, личность  виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие  административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие  административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях). 

Вместе с тем по настоящему делу имеются основания для изменения  обжалуемых судебных актов в части назначенного наказания. 

Из материалов дела усматривается, что 24 марта 2020 года постановлением  судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного  округа - Югры ФИО1 привлечен к административной ответственности  по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде  административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным  выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного  выдворения с помещением в Центре временного содержания иностранных  граждан УМВД России по г. Сургуту. 

Исходя из положений подпункта «в» статьи 1 и подпункта «б»  статьи 2 Указа Президента РФ от 18 апреля 2020 года № 274 (в редакции  от 18 апреля 2020 года) «О временных мерах по урегулированию правового  положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской  Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой  коронавирусной инфекции (СОУЮ-19)» в период с 15 марта по 15 июня 2020  года включительно в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства  не принимаются решения об административном выдворении за пределы  Российской Федерации. 

Названный Указ вступил в законную силу 18 апреля 2020 года, однако  распространяется на правоотношения, возникшие с 15 марта 2020 года. 

В силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы,  протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об  административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения  жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об  административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения  жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или)  закона субъекта Российской Федерации об административных  правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое  рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или  иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены  указанные постановление, решение. 

При таких обстоятельствах, постановление судьи Нефтеюганского  районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 марта  2020 года и постановление судьи Седьмого кассационного суда общей 


юрисдикции от 11 января 2021 года, вынесенные в отношении Эваззода  Атовулло Холмухаммада по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, подлежат изменению путем исключения  из них указания на назначение ему административного наказания в виде  административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме  принудительного выдворения с помещением в Центре временного содержания  иностранных граждан УМВД России по г. Сургуту. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

жалобу защитника Чорап Т.Г. удовлетворить.

Постановление судьи Нефтеюганского районного суда Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 24 марта 2020 года и  постановление судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции  от 11 января 2021 года, вынесенные в отношении Эваззода Атовулло  Холмухаммада по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, изменить, исключить из них указание о  назначении Эваззода Атовулло Холмухаммада административного наказания в  виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в  форме принудительного выдворения с помещением в Центре временного  содержания иностранных граждан УМВД России по г. Сургуту. 

В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров