ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 69-АД22-6 от 08.08.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 69-АД22-6-К7

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 08 августа 2022 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Матросова Александра Сергеевича на вступившие  в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи  судебного участка № 12 Сургутского судебного района города окружного  значения Сургута Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от  30.12.2020 № 5-1498/2612/2020, решение судьи Сургутского городского суда  Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13.04.2021 № 12-228/2021  и постановление заместителя председателя Седьмого кассационного суда  общей юрисдикции от 28.07.2021 № 16-3697/2021, состоявшиеся в отношении  заместителя начальника территориального отдела Управления Федеральной  службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия  человека по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в г. Сургуте и  Сургутском районе Матросова Александра Сергеевича (далее - Матросов  А.С.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном  статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, 

установил:

постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного  участка № 12 Сургутского судебного района города окружного значения  Сургута Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30.12.2020 № 51498/2612/2020, оставленным без изменения решением судьи Сургутского  городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13.04.2021   № 12-228/2021 и постановлением заместителя председателя Седьмого  кассационного суда общей юрисдикции от 28.07.2021 № 16-3697/2021,  заместитель начальника территориального отдела Управления Федеральной  службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия 

человека по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в г. Сургуте и 


[A1] Сургутском районе (далее также - административный орган) Матросов А.С.  признан виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, с назначением административного  наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Матросов  А.С. выражает несогласие с названными судебными актами, вынесенными в  отношении него, ставя вопрос об их отмене. 

Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти  к следующим выводам. 

Статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении,  приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств,  послуживших основанием для привлечения Матросова А.С. к  административной ответственности) предусмотрено, что нарушение  установленного законодательством Российской Федерации порядка  рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе  юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов  местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и  иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых  функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63  указанного Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере  от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. 

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской  Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права  на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а  также порядок рассмотрения обращений граждан государственными  органами, органами местного самоуправления и должностными лицами  регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке  рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон   № 59-ФЗ). 

В силу части 1 статьи 2 данного закона граждане имеют право  обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные  обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе  юридических лиц, в государственные органы, органы местного  самоуправления и их должностным лицам, в государственные и  муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено 

осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. 


[A2] Согласно пунктам 1, 4 статьи 4 Закона № 59-ФЗ обращением гражданина  признаются направленные в государственный орган, орган местного  самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме  электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное  обращение гражданина в государственный орган, орган местного  самоуправления; жалобой является просьба гражданина о восстановлении или  защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав,  свобод или законных интересов других лиц. 

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона № 59-ФЗ гражданин имеет  право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении  вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного закона, а в  случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 данного закона, на основании  обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации  письменного обращения в государственный орган, орган местного  самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит  решение поставленных в обращении вопросов. 

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного  самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией,  подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона № 59-ФЗ). 

В статье 10 Закона № 59-ФЗ закреплено, что государственный орган,  орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает  объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в  случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;  запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для  рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных  органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за  исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;  принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных  прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по  существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев,  указанных в статье 11 названного закона; уведомляет гражданина о  направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган,  орган местного самоуправления или иному должностному лицу в  соответствии с их компетенцией. 

Лица, виновные в нарушении Закона № 59-ФЗ, несут ответственность,  предусмотренную законодательством Российской Федерации (статья 15  названного закона). 

Как следует из материалов дела, 29.09.2020 в территориальный отдел 

Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав 


[A3] потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному  округу-Югре в г. Сургуте и Сургутском районе поступило обращение  М. проживающей по адресу: г. <...> по факту нарушения ее соседями, проживающими в указанном доме  в квартире № <...>, ее права на благоприятную окружающую среду. 

Матросовым А.С, замещающим должность заместителя начальника  административного органа, указанное обращение М. 01.10.2020 направлено для рассмотрения в пределах компетенции и принятия мер в  УМВД России по г. Сургуту. По фактам того, что фактически проверка по  обращению заявителя административным органом не проведена, вопросы,  относящиеся к компетенции территориального отдела Управления  Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и  благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в  г. Сургуте и Сургутском районе, не разрешены, меры по проверке соблюдения  гражданами, проживающими по адресу, указанному в обращении, санитарно-эпидемиологических требований не предприняты, заместителем прокурора  г. Сургута 04.12.2020 возбуждено дело об административном правонарушении  в отношении заместителя начальника административного органа  Матросова А.С. 

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения  названного должностного лица к административной ответственности,  предусмотренной статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, постановлением мирового судьи от  30.12.2020, с выводами которого согласились вышестоящие судебные  инстанции в обжалуемых судебных актах. 

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными  доказательствами, в числе которых постановление о возбуждении дела об  административном правонарушении (л.д. 1-5), копии приказа о назначении  Матросова А.С. (л.д. 11), должностного регламента (л.д. 12-25), обращения  М. (л.д. 30), ответа на обращение (л.д. 33), требование от 18.11.2020 заместителя прокурора г. Сургута, направленное на имя  исполняющего обязанности ТОУ Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в  г. Сургуте и Сургутском районе в связи с проводимой проверкой, о  предоставлении в прокуратуру информации о причинах непринятия мер по  проведению проверки по обращению М. (л.д. 38), обращение уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном  округе-Югре на имя прокурора г. Сургута, в том числе, по факту  перенаправления обращения М. без принятия надлежащих мер по его рассмотрению (л.д. 28-29), а также иными доказательствами, которым  была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в  соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об 

административных правонарушениях. 


[A4] В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в  соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно  и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного  правонарушения. 

Вывод о наличии в действиях лица, в отношении которого ведется  производство по делу об административном правонарушении, состава  административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях,  соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным  доказательствам, которые получили надлежащую оценку в обжалуемых  судебных актах и сомнений не вызывает. 

Исследованные судами доказательства объективно свидетельствуют о  том, что проверка доводов обращения фактически не проводилась,  заместителем начальника административного органа Матросовым А.С.  подготовлен формальный ответ о перенаправлении обращения без принятия  необходимых мер по проверке соблюдения гражданами, проживающими по  адресу, указанному в обращении, санитарно-эпидемиологических требований  в пределах компетенции административного органа. 

Из доводов поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы  не следует, что при рассмотрении дела допущены какие-либо нарушения  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и  (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие  всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. 

Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями  обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу судебных  актов не является. 

Порядок и срок давности привлечения Матросова А.С.  к административной ответственности соблюдены. 

Административное наказание назначено привлекаемому к  административной ответственности лицу в минимальном размере,  предусмотренном санкцией статьи 5.59 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при 

рассмотрении настоящей жалобы не установлено. 


[A5] Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

ПОСТАНОВИЛ:

постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного  участка № 12 Сургутского судебного района города окружного значения  Сургута Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30.12.2020 № 51498/2612/2020, решение судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13.04.2021 № 12-228/2021 и  постановление заместителя председателя Седьмого кассационного суда общей  юрисдикции от 28.07.2021 № 16-3697/2021, состоявшиеся в отношении  заместителя начальника территориального отдела Управления Федеральной  службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия  человека по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в г. Сургуте и  Сургутском районе Матросова Александра Сергеевича по делу об  административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без  изменения, а жалобу названного лица - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

.СБ. Никифоров