ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 7-АД22-3 от 22.07.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 7-АД22-3-К2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 22 июля 2022 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Шалаевой Надежды Сергеевны на вступившие в законную  силу постановление заместителя руководителя Управления Федеральной  антимонопольной службы по Ивановской области (далее - Ивановское УФАС  России) от 2 ноября 2020 г. № 037/04/7.30-565/2020 (07-05/2020-096), решение  судьи Фрунзенского районного суда г. Иваново от 8 июля 2021 г., решение  судьи Ивановского областного суда от 8 сентября 2021 г. и постановление  судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2021 г.,  состоявшиеся по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, в отношении члена Единой комиссии  администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области  Шалаевой Надежды Сергеевны, 

установил:

постановлением заместителя руководителя Ивановского УФАС России от  2 ноября 2020 г. № 037/04/7.30-565/2020 (07-05/2020-096) (далее также - постановление должностного лица) член Единой комиссии администрации  Фурмановского муниципального района Ивановской области Шалаева Н.С.  признана виновной в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнута административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 16 445 рублей. 

Решением судьи Фрунзенского районного суда г. Иваново от 3 февраля  2021 г. постановление должностного лица отменено, производство по делу об 

административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 


[A1] статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях в связи с отсутствием состава административного  правонарушения. 

Решением судьи Ивановского областного суда от 6 апреля 2021 г. решение  судьи Фрунзенского районного суда г. Иваново от 3 февраля 2021 г. отменено,  дело возвращено в тот же суд на новое рассмотрение. 

Решением судьи Фрунзенского районного суда г. Иваново от 8 июля  2021 г., оставленным без изменения решением судьи Ивановского областного  суда от 8 сентября 2021 г. и постановлением судьи Второго кассационного суда  общей юрисдикции от 22 декабря 2021 г., постановление должностного лица  оставлено без изменения. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  Шалаева Н.С. просит об отмене постановления заместителя руководителя  Ивановского УФАС России от 2 ноября 2020 г. № 037/04/7.30-565/2020 (07- 05/2020-096), решения судьи Фрунзенского районного суда г. Иваново от  8 июля 2021 г., решения судьи Ивановского областного суда от 8 сентября  2021 г. и постановления судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции  от 22 декабря 2021 г., приводя доводы об их незаконности. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы. 

Статьей 67 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной  системе, приведенные в настоящем постановлении положения названного  закона с 1 января 2022 г. признаны утратившими силу Федеральным законом от  2 июля 2021 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации», изложены в редакции, действовавшей на момент  возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела  об административном правонарушении) установлено, что аукционная комиссия  проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе,  содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного  закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком  аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг (часть 1). По  результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном  аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66  названного закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске  участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в  нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об  отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям,  которые предусмотрены частью 4 данной статьи (часть 3). Участник  электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае  непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66  названного закона, или предоставления недостоверной информации;  несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного 

закона, требованиям документации о таком аукционе (часть 4). Отказ в допуске 


[A2] к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным  частью 4 указанной статьи, не допускается (часть 5). 

Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть  заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая,  предусмотренного частью 3.1 данной статьи, должна содержать: 

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям,  установленным в документации об электронном аукционе, и указание на  товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная данным  подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае  отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный  знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен  товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об  электронном аукционе. 

В силу приведенной нормы указания означенных сведений о товаре можно  требовать только в отношении поставляемого товара. В отношении товара,  используемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг  такого требования не установлено. 

В настоящее время порядок проведения электронного аукциона  урегулирован статьей 49 Закона о контрактной системе. 

В соответствии с частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях отклонение заявки на участие в конкурсе,  отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке  товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной  документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от  участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к  участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством  Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание  заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям  конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе  надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в  случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в  допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства  Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение  порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом  аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме  электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких 

заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного 


[A3] конкурсной документацией, влекут наложение административного штрафа на  должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены  контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей. 

Из материалов дела следует, что 28 апреля 2020 г. по адресу: г. Иваново,  ул. Степанова, д. 17 Шалаева Н.С, будучи членом Единой комиссии по  осуществлению закупок администрации Фурмановского муниципального  района Ивановской области, в нарушение части 5 статьи 67 Закона о  контрактной системе отказала в допуске к участию в электронном аукционе на  благоустройство территорий общего пользования Фурмановского городского  поселения обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «ААА ГРУП» со  ссылкой на пункт 1 части 4 статьи 67 названного закона и на то, что им не  указана в заявке и не представлена предусмотренная частью 3 статьи 66  названного закона информация о конкретных товарах и их характеристиках,  тогда как у юридического лица отсутствовала обязанность отражать такую  информацию в заявке. 

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения  члена Единой комиссии администрации Фурмановского муниципального  района Ивановской области Шалаевой Н.С постановлением должностного  лица, с выводами которого согласились судебные инстанции, к  административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.30  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Фактические обстоятельства дела подтверждены совокупностью  собранных доказательств, получивших оценку с точки зрения их относимости,  допустимости, достоверности и достаточности, по правилам статьи 26.11  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

В силу статьи 2.4 названного кодекса должностное лицо подлежит  административной ответственности в случае совершения им  административного правонарушения в связи с неисполнением либо  ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей 

Согласно примечанию к этой статье лица, осуществляющие функции члена  комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник  контрактной службы, совершившие административные правонарушения,  предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5,  статьей 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, несут административную ответственность как должностные  лица. 

Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии  члена Единой комиссии администрации Фурмановского муниципального  района Ивановской области Шалаевой Н.С состава административного  правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, соответствует  фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. 

Деяние указанного лица квалифицировано в соответствии с 

установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации 


[A4] об административных правонарушениях и подлежащего применению  законодательства. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1  данного кодекса. 

В настоящей жалобе заявитель указывает, что при рассмотрении заявок  участников электронного аукциона и принятии решения об отказе в допуске к  участию в нем члены Единой комиссии руководствовались утвержденной  заказчиком документацией об электронном аукционе, положениями которой  они связаны (в том числе в случае, когда такая документация не соответствует  каким-либо положениям Закона о контрактной системе). 

Данный довод был предметом проверки на предыдущих стадиях  производства по делу и обоснованно признан не влекущим отмену  состоявшихся по делу актов. 

В силу пункта 5.1 Положения о Единой комиссии она обязана проверять  соответствие участников закупки предъявляемым к ним требованиям,  установленным Законом о контрактной системе, документацией об аукционе,  не допускать участника закупки к участию в аукционе в случаях,  установленных Законом о контрактной системе. 

Должностное лицо и судебные инстанции обоснованно признали, что,  руководствуясь исходными принципами контрактной системы, Единая  комиссия при рассмотрении представленных участниками заявок не может  ограничиваться документацией об аукционе и должна оценивать их с учетом  требований, установленных Законом о контрактной системе. 

При этом в обжалуемых актах также отмечено, что документация об  электронном аукционе была разработана специализированной организацией в  рамках исполнения контракта (договора возмездного оказания услуг) от  13 марта 2020 г. № 24-20/Р, заключенного между администрацией  Фурмановского муниципального района Ивановской области (заказчик) и  закрытым акционерным обществом (ЗАО) «Ивановское региональное агентство  конкурсов и аукционов» (исполнитель) на выполнение функций по  определению поставщика (подрядчика, исполнителя), включая разработку  документации об аукционе. В силу этого же контракта Шалаева Н.С, являясь  сотрудником указанной специализированной организации, выполняла  обязанности члена Единой комиссии администрации Фурмановского  муниципального района Ивановской области. 

Единая комиссия в соответствии с законом и названным выше  Положением обязана не допускать участника закупки к участию в аукционе в  случаях, установленных Законом о контрактной системе.  

Как указано выше, в силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе  участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае 

непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 


[A5] названного закона, или предоставления недостоверной информации, а равно в  случае ее несоответствия требованиям документации о таком аукционе. 

Из буквального содержания положений пункта 2 части 3 статьи 66 Закона  о контрактной системе следует, что предоставление в составе заявки на участие  в аукционе конкретных показателей товара, соответствующих значениям,  установленным в документации о закупке, и указание на товарный знак (при  наличии) требуется в отношении поставляемого товара. 

Вместе с тем юридическому лицу отказано в допуске к участию в  электронном аукционе ввиду неуказания в заявке информации о конкретных  товарах (средство Ьас Ва1зат, бетон и щебень), которые не являлись  поставляемыми, а подлежали использованию при выполнении работ по  благоустройству территорий в рамках контракта, у участников закупки  отсутствовала обязанность указывать означенные товары и их характеристики в  заявке. Решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе  принято по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о  контрактной системе, что недопустимо в силу части 5 указанной статьи.  Неправомерные действия члена Единой комиссии привели к ограничению  числа участников закупки. 

В соответствии с пунктами 5.3, 7.1 Положения о Единой комиссии ее  члены обязаны знать требования законодательства Российской Федерации и  руководствоваться ими. Члены комиссии, виновные в нарушении  законодательства Российской Федерации о контрактной системе, несут  ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

Член Единой комиссии администрации Фурмановского муниципального  района Ивановской области Шалаева Н.С обоснованно привлечена к  административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.30  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Указание заявителя на то, что, исходя из содержания решения Ивановского  УФАС России от 18 мая 2020 г. № 037/06/67-251/2020 (07-15/2020-136),  которым в действиях администрации Фурмановского муниципального района  Ивановской области (заказчика) установлено нарушение пункта 2 части 1  статьи 64, части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, фактически нельзя  было проводить закупку, допускать участников к торгам и определять  победителя на основании первично размещенной документации о закупке в  связи с ненадлежащим ее содержанием, не исключает виновность члена Единой  комиссии администрации Фурмановского муниципального района Ивановской  области Шалаевой Н.С. в совершении вмененного административного  правонарушения. 

Ссылка в жалобе на судебные акты по другим делам отклоняется,  поскольку выводы судов по ним сделаны исходя из конкретных обстоятельств  и представленных доказательств. 

Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом  проверки на предыдущих стадиях производства по делу, обоснованно  отвергнуты по мотивам, изложенным в обжалуемых актах, и не ставят под 

сомнение их законность. 


[A6] Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и  судебными инстанциями обстоятельств не является правовым основанием к  отмене состоявшихся по делу решений. 

Нарушений норм процессуального закона не допущено, нормы  материального права применены правильно. 

Порядок и срок давности привлечения к административной  ответственности соблюдены. 

Административное наказание назначено по правилам статей 3.1, 3.5, 4.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в  пределах санкции части 2 статьи 7.30 названного кодекса. 

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении  рассмотрены в порядке, предусмотренном статьями 30.6, 30.9, 30.16 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях  соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела,  получили надлежащую оценку. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь  изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

постановил:

постановление заместителя руководителя Ивановского УФАС России от  2 ноября 2020 г. № 037/04/7.30-565/2020 (07-05/2020-096), решение судьи  Фрунзенского районного суда г. Иваново от 8 июля 2021 г., решение судьи  Ивановского областного суда от 8 сентября 2021 г. и постановление судьи  Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2021 г.,  состоявшиеся по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, в отношении члена Единой комиссии  администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области  Шалаевой Н.С, оставить без изменения, жалобу Шалаевой Н.С. - без  удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

СЛ^^ржифоров