ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 71-АД19-3 от 04.07.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 71-АД 19-3

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 4 июля 2019 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,  рассмотрев жалобу Кретова Юрия Владимировича на постановление ведущего  консультанта отдела административно-технического надзора Министерства  природных ресурсов и экологии Калининградской области от 2 февраля 2018 г.   № 39/2018, решение судьи Гусевского городского суда Калининградской  области от 2 апреля 2018 г., решение судьи Калининградского областного суда  от 17 мая 2018 г. и постановление и.о. заместителя председателя  Калининградского областного суда от 1 августа 2018 г., вынесенные в  отношении генерального директора акционерного общества «Утилизация  мусора» (далее - АО «Утилизация мусора», общество) Кретова Юрия  Владимировича по делу об административном правонарушении,  предусмотренном абзацами 2, 3, 8 части 1 статьи 73 Закона Калининградской  области от 12 мая 2008 г. № 244 «Кодекс Калининградской области об  административных правонарушениях» (далее - Кодекс Калининградской  области об административных правонарушениях), 

установил:

постановлением ведущего консультанта отдела административно-технического  надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской  области от 2 февраля 2018 г. № 39/2018, оставленным без изменения решением  судьи Гусевского городского суда Калининградской области от 2 апреля  2018 г., решением судьи Калининградского областного суда от 17 мая 2018 г. и  постановлением и.о. заместителя председателя Калининградского областного  суда от 1 августа 2018 г., генеральный директор АО «Утилизация мусора»  Кретов Ю.В. признан виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного абзацами 2, 3, 8 части 1 статьи 73 Кодекса  Калининградской области об административных правонарушениях, с  назначением административного наказания в виде административного штрафа  в размере 10 000 рублей. 


В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  Кретов Ю.В. ставит вопрос об отмене актов, состоявшихся в отношении его по  настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об  их незаконности. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с абзацами 2, 3, 8 части 1 статьи 73 Кодекса  Калининградской области об административных правонарушениях нарушение  требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания  граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории  муниципальных образований Калининградской области, установленных  нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не  влекущее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических  требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда,  установленных законодательством Российской Федерации, выразившееся: 

в нарушении установленной правилами благоустройства территории  поселений (городских округов) периодичности проведения работ по уборке  территории лицами, ответственными за осуществление соответствующих  работ; 

в оставлении лицом, производившим погрузку твердых коммунальных  отходов после их выгрузки из контейнеров в транспортное средство, выпавших  при погрузке твердых коммунальных отходов; 

в нарушении установленной правилами благоустройства территории  поселений (городских округов) периодичности окраски малых архитектурных  форм лицами, ответственными за осуществление указанных работ, 

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от  одной тысячи до трех тысяч рублей, на должностных лиц - от десяти тысяч до  тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти  тысяч рублей. 

Решением окружного Совета депутатов Гусевского городского округа от  22 июля 2015 г. № 61 утверждено Положение «О благоустройстве, содержании  фасадов объектов капитального строительства, санитарном состоянии и охране  зеленых насаждений на территории муниципального образования «Гусевский  городской округ» (далее - Положение о благоустройстве, нормы приведены в  редакции, действовавшей до изменений, внесенных Решением окружного  Совета депутатов Гусевского городского округа от 23 мая 2018 г. № 41). 

В силу пункта 3.1 указанного Положения уборка территорий  муниципального образования осуществляется в соответствии с действующими  правилами и нормами, а также данным Положением, уборка территорий  включает сбор и вывоз отходов производства и потребления. 

Ответственными за содержание в чистоте городских территорий, зданий,  сооружений, малых архитектурных форм являются юридические лица и  индивидуальные предприниматели, физические лица (пункт 3.2 Положения о  благоустройстве). 


Пунктами 3.3, 3.3.9 Положения о благоустройстве установлено, что на  основных территориях организации всех форм собственности, а также  юридические, физические лица и индивидуальные предприниматели обязаны  не допускать образования скопления бытовых отходов, своевременно вывозить  ТБО. 

Согласно пункту 4.1 Положения о благоустройстве порядок, условия и  способы вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов  определяются в соответствии с действующим законодательством и должны  соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области  окружающей среды и здоровья человека. 

В соответствии с пунктами 4.2, 4.2.1 Положения о благоустройстве  договор на вывоз ТБО и КГМ заключают юридические лица, индивидуальные  предприниматели, садовые, огороднические и дачные некоммерческие  объединения граждан, коллективные гаражные стоянки, ТСЖ, иные  хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории  городского округа. 

При этом в силу пункта 4.2.5 Положения о благоустройстве необходимо  осуществлять содержание в исправном состоянии несменяемых контейнеров и  других сборников для жидких и твердых бытовых отходов. 

В пункте 4.3 Положения о благоустройстве закреплено, что размещение  площадок для установки контейнеров определяется при проектировании  строительства многоквартирных домов, а также нежилых зданий. В  сложившейся застройке контейнеры размещаются (устанавливаются) в местах  сбора ТБО/на специально оборудованных контейнерных площадках. Тип  ограждения контейнерной площадки и место размещения (в случае, если  схемой размещения контейнерных площадок ранее было не определено)  согласовываются администрацией. Количество мест сбора ТБО, контейнерных  площадок, контейнеров на них должно соответствовать утвержденным нормам  накопления ТБО. Размер места сбора ТБО, контейнерной площадки должен  быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров. 

Согласно пункту 4.4 Положения о благоустройстве контейнеры,  предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или  опорожняться ежедневно (при временном хранении отходов в дворовых  сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения.  Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и  ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой  температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз)). 

В пункте 4.5 Положения о благоустройстве закреплено, что контейнеры  должны быть в технически исправном состоянии, покрашены (для  металлических), иметь маркировку с указанием реквизитов владельцев. 

Санитарное содержание контейнерных площадок осуществляет  организация, оказывающая услуги по сбору и вывозу отходов, мусора. После  выгрузки мусора из контейнеров в транспортное средство работник  предприятия, производивший выгрузку, обязан подобрать выпавший при  выгрузке мусор, также специализированная организация, осуществляющая 


вывоз ТБО, ликвидирует образовавшуюся свалку мусора вокруг контейнера  либо возмещает затраты пользователю места сбора ТБО (контейнерной  площадки) на уборку такой свалки (пункт 4.10 Правил благоустройства). 

Как усматривается из материалов дела, 17 января 2018 г. в 14 часов  18 минут выявлено, что генеральный директор АО «Утилизация мусора»  Кретов Ю.В. в период с 10 по 17 января 2018 г. по адресу: Калининградская  область, Гусевский район, пос. Мичуринское, ул. Мичурина, д. 2 в нарушение  требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания  граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории  муниципальных образований Калининградской области, установленных  пунктами 3.1, 3.2, 3.3, 3.3.9, 4.1, 4.2.1, 4.2.5, 4.3, 4.4, 4.5, 4.10 Положения о  благоустройстве, не принял своевременно меры по уборке мусора из  контейнера и с контейнерной площадки. 

При этом в указанные выше время и месте установлено, что контейнер  переполнен, имеет повреждения, не окрашен, не содержит маркировки с  указанием реквизитов владельцев, мусор разбросан на площадке и на  прилегающей территории. После вывоза мусора по состоянию на 9 часов  18 минут 19 января 2018 г. не принято мер к уборке мусора, выпавшего из  контейнеров при погрузке в мусоровоз, и образовавшегося в связи с  нарушением периодичности его вывоза. 

Эти нарушения послужили основанием для составления 24 января 2018 г.  ведущим консультантом отдела административно-технического надзора  Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области в  отношении генерального директора АО «Утилизация мусора» Кретова Ю.В.  протокола об административном правонарушении, предусмотренном абзацами  2, 3, 8 части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об  административных правонарушениях, и привлечения его постановлением  должностного лица указанного органа от 2 февраля 2018 г. № 39/2018 к  административной ответственности, установленной данной нормой. 

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу  доказательствами, получившими оценку на предмет относимости,  допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Изложенный в обжалуемых актах вывод о наличии в деянии генерального  директора АО «Утилизация мусора» Кретова Ю.В. административного  правонарушения, предусмотренного абзацами 2, 3, 8 части 1 статьи 73 Кодекса  Калининградской области об административных правонарушениях,  соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся  доказательствам. 

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении соблюдены, на основании полного и  всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все  юридически значимые обстоятельства совершения административного  правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса. 


Деяние указанного лица квалифицировано в соответствии с  установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях и Кодекса Калининградской области  об административных правонарушениях. 

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях административной ответственности  подлежит должностное лицо в случае совершения им административного  правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением  своих служебных обязанностей. 

В силу примечания к указанной норме совершившие административные  правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных  или административно-хозяйственных функций руководители и другие  работники организаций несут административную ответственность как  должностные лица. 

Таким образом, генеральный директор АО «Утилизация мусора»  Кретов Ю.В. обоснованно привлечен к административной ответственности,  предусмотренной абзацами 2, 3, 8 части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской  области об административных правонарушениях. 

Довод заявителя со ссылкой на пункты 3.2.14, 3.2.15 Положения о  благоустройстве о том, что он не является субъектом вмененного  административного правонарушения, состоятельным признать нельзя. 

АО «Утилизация мусора» создано в результате реорганизации ранее  действовавшего муниципального унитарного предприятия «Утилизация  мусора» в соответствии с постановлением администрации муниципального  образования «Гусевский городской округ» Калининградской области от 1 июня  2017 г. № 560 и является правопреемником указанного предприятия. 

При этом согласно Уставу общества основной вид его деятельности - эксплуатация оборудования, предназначенного для обеспечения потребителей  услугами по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию,  размещению отходов (пункт 4.3). Выполнение основных видов деятельности  обеспечивается, в том числе путем организации правильной технической  эксплуатации и контроля за сбором ТБО, а также иного имущества,  переданного в пользование общества; проведению работ по своевременному  текущему ремонту оборудования, осуществляемому за счет доходов,  получаемых от собственной деятельности. 

В ходе производства по делу объективно установлено, что вывоз мусора с  территории пос. Мичуринское Гусевского района Калининградской области,  где находится контейнер для сбора ТБО, осуществляется АО «Утилизация  мусора». Данное обстоятельство подтверждено, в частности, сообщением главы  администрации муниципального образования «Гусевский городской округ»  Калининградской области от 28 марта 2018 г. на запрос должностного лица  Министерства природопользования и экологии Калининградской области  (л.д. 55-56). Соответствующая контейнерная площадка включена в маршрут  вывоза ТБО, утвержденный генеральным директором АО «Утилизация мусора»  Кретовым Ю.В. (л.д. 49-50). Кретов Ю.В., будучи руководителем организации, 


оказывающей услуги по сбору и вывозу отходов, мусора, в силу приведенных  выше требований Положения о благоустройстве обязан обеспечить  осуществление санитарного содержания контейнерных площадок и выполнение  работы таким образом, чтобы после выгрузки мусора из контейнеров в  транспортное средство выполнялся сбор выпавшего при выгрузке мусора, а  также организовать ликвидацию образовавшейся свалки мусора вокруг  контейнера. 

Утверждение заявителя о том, что в пос. Мичуринское Гусевского района  Калининградской области размещено две контейнерные площадки,  опровергается сообщением начальника Калининского территориального отдела  администрации муниципального образования «Гусевский городской округ»  Калининградской области от 27 марта 2018 г. № 88 на запрос суда, из которого  следует, что на территории пос. Мичуринское Гусевского района  Калининградской области имеется одна контейнерная площадка, на которой  расположен один мусорный контейнер (л.д. 38). 

Избранный должностным лицом способ описания в протоколе об  административном правонарушении места, где было допущено нарушение  требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания  граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории  муниципальных образований Калининградской области, установленных  Положением о благоустройстве, не противоречит информации, содержащейся в  названном сообщении. 

Доводы жалобы не влекут освобождение генерального директора общества  Кретова Ю.В. от административной ответственности, установленной  абзацами 2, 3, 8 части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об  административных правонарушениях. 

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не  допущено, нормы материального права применены правильно. 

Порядок и срок давности привлечения к административной  ответственности соблюдены. 

Административное наказание назначено генеральному директору  общества Кретову Ю.В. по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении  настоящей жалобы не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление ведущего консультанта отдела административно-технического  надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской 


области от 2 февраля 2018 г. № 39/2018, решение судьи Гусевского городского  суда Калининградской области от 2 апреля 2018 г., решение судьи  Калининградского областного суда от 17 мая 2018 г. и постановление  и.о. заместителя председателя Калининградского областного суда от 1 августа  2018 г., вынесенные в отношении генерального директора акционерного  общества «Утилизация мусора» Кретова Ю.В. по делу об административном  правонарушении, предусмотренном абзацами 2, 3, 8 части 1 статьи 73 Кодекса  Калининградской области об административных правонарушениях, оставить  без изменения, а жалобу Кретова Ю.В. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации В.П. Меркулов