ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 75-АД19-4 от 12.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 75-АД19-4

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 12 августа 2019 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,  рассмотрев жалобу Андруневича Сергея Степановича на вступившие в  законную силу постановление судьи Петрозаводского городского суда  Республики Карелия от 23.11.2018 № 5-940/2018, решение судьи Верховного  Суда Республики Карелия от 16.01.2019 № 12-4/2019 и постановление  председателя Верховного Суда Республики Карелия от 20.03.2019 № 4А-55,  вынесенные в отношении Андруневича Сергея Степановича (далее - Андруневич С.С.) по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Петрозаводского городского суда Республики  Карелия от 23.11.2018 № 5-940/2018, оставленным без изменения решением  судьи Верховного Суда Республики Карелия от 16.01.2019 № 12-4/2019 и  постановлением председателя Верховного Суда Республики Карелия от  20.03.2019 № 4А-55, Андруневич С.С. признан виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  с назначением административного наказания в виде административного  штрафа в размере 5 000 рублей (с применением положений частей 2.2, 2.3  статьи 4.1 данного Кодекса). 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  Андруневич С.С. просит отменить судебные акты, состоявшиеся в отношении 


него по данному делу об административном правонарушении, считая их  незаконными. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы заявителя, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит  к следующим выводам. 

В соответствии с частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент  возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения  Андруневича С.С. к административной ответственности) нарушение  участником публичного мероприятия установленного порядка проведения  собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за  исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи, влечет  наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати  тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов. 

Диспозиция указанной выше нормы является бланкетной. На обеспечение  реализации установленного Конституцией Российской Федерации права  граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить  собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетированиянаправлены  положения Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях,  митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный  закон № 54-ФЗ). 

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ под публичным  мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая  в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в  различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе  граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных  объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием  транспортных средств. Целью публичного мероприятия является, в числе  прочего, свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение  требований по различным вопросам политической, экономической,  социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. 

Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах  законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции  Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов  Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии  (статья 3 Федерального закона № 54-ФЗ). 


Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным  Судом Российской Федерации в определениях от 24.10.2013 № 1618-0,  от 24.10.2013 № 1619-0, Федеральный закон № 54-ФЗ в целях обеспечения  мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий,  проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или  пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного  мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия  (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи  12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми  предусмотрена административная ответственность за нарушение  законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и  пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника  публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения  собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6  статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1  статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может  наступать только в случае совершения им противоправных, виновных  действий или его противоправного, виновного бездействия. 

Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6  Федерального закона № 54-ФЗ. 

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ  во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: 

Участники публичных мероприятий не вправе:


2) иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы,  другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия,  взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие,  легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества  или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы  (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления  пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные  вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления,  использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь  при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию,  пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; 

Как усматривается из материалов дела об административном  правонарушении, основанием для привлечения Андруневича С.С.  к административной ответственности на основании части 5 статьи 20.2  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  послужили изложенные в обжалуемых судебных актах выводы о том, что  22.09.2018 в период с 12 часов 00 минут по 13 часов 00 минут на площади  Кирова в городе Петрозаводске у здания Музыкального театра Республики  Карелия он принял участие в публичном мероприятии, имеющем признаки  митинга, проведение которого не было согласовано с органом исполнительной  власти города Петрозаводска, несмотря на требования сотрудников органов  внутренних дел о прекращении участия в данном публичном мероприятии. 

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела  об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1  данного Кодекса. 

Действия Андруневича С.С. квалифицированы по части 5 статьи 20.2  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в  соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного  Кодекса и подлежащего применению законодательства. 


Не соглашаясь с вынесенными в отношении него судебными актами,  Андруневич С.С. в ходе рассмотрения данного дела и в поданной в Верховный  Суд Российской Федерации жалобе, в числе прочего, приводит доводы о  расхождениях протокола об административном правонарушении с выданной  ему копией данного документа в части указания адреса места совершения  административного правонарушения. 

Данные доводы заявителя жалобы не свидетельствуют о незаконности  принятых по делу судебных актов, поскольку из приобщенных к материалам  дела доказательств, всесторонне, полно и объективно исследованных  судебными инстанциями в их совокупности (в числе которых, протокол об  административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.  75, том 1), рапорты сотрудников полиции (л.д. 79, 80-81, 84-85), диск с  видеозаписями мероприятия, состоявшегося 22.09.2018 (л.д. 134, том 1),  объяснения привлекаемого к административной ответственности лица (л.д. 89- 90, том 1), безусловно усматривается, что вменяемое Андруневичу С.С.  административное правонарушение совершено им у здания Музыкального  театра Республики Карелия на площади Кирова в городе Петрозаводске. 

Приведенный довод получил должную правовую оценку суда, нашедшую  отражение в постановлении судьи городского суда, и обоснованно признан  несостоятельным, равно как и ссылка Андруневича С.С. на нарушение  срока составления протокола об административном правонарушении,  предусмотренного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Судебные инстанции в обжалуемых актах обоснованно применили  положения пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов  при применении Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях», согласно которым несущественными являются такие  недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении  дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8  названного Кодекса сроков составления протокола об административном  правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку  эти сроки не являются пресекательными. 

Из доводов поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы,  не содержащей правовых аргументов, свидетельствующих о незаконности  обжалуемых актов, не следует, что при рассмотрении настоящего дела  допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования,  не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. 


Порядок и срок привлечения Андруневича С.С. к административной  ответственности соблюдены. 

Административное наказание назначено привлекаемому к  административной ответственности лицу в размере менее минимального  размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 5  статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, с применением положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1  названного Кодекса. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  судья Верховного Суда Российской Федерации 

ПОСТАНОВИЛ:

постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики  Карелия от 23.11.2018 № 5-940/2018, решение судьи Верховного Суда  Республики Карелия от 16.01.2019 № 12-4/2019 и постановление председателя  Верховного Суда Республики Карелия от 20.03.2019 № 4А-55, вынесенные в  отношении Андруневича Сергея Степановича по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения,  жалобу Андруневича Сергея Степановича - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда 

Российской Федерации В.П. Меркулов