ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 77-АД19-1 от 08.04.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 77-АД19-1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 8 апреля 2019 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев  жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу  постановление руководителя межрегионального управления Федеральной службы  по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу (далее - МРУ Росфинмониторинга по Центральному федеральному округу, управление) от  24 апреля 2018 г. № 07-18/41/28ПДЛ1, решение судьи Октябрьского районного суда  г. Липецка от 16 июля 2018 г., решение судьи Липецкого областного суда от 16  августа 2018 г. и постановление и.о. председателя Липецкого областного суда от 14  ноября 2018 г., вынесенные в отношении директора общества с ограниченной  ответственностью «Объединенные вычислительные центры» (далее - ООО «ОВЦ»,  общество) ФИО1 по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением руководителя МРУ Росфинмониторинга по Центральному  федеральному округу от 24 апреля 2018 г. № 07-18/41/28ПДЛ1, оставленным без  изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Липецка от 16 июля  2018 г., решением судьи Липецкого областного суда от 16 августа 2018 г. и  постановлением и.о. председателя Липецкого областного суда от 14 ноября 2018 г.,  директор ООО «ОВЦ» ФИО1 признана виновной в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и  подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в  размере 11 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ФИО1  ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных актов, 


вынесенных в отношении ее по настоящему делу об административном  правонарушении, считая их незаконными. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях неисполнение законодательства в части  организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее  непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю,  либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации,  осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом,  возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания)  доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно  повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с  нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев,  предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 данной статьи, влечет предупреждение или  наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти  тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста  тысяч рублей. 

Субъектами указанного административного правонарушения являются  организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным  имуществом, исчерпывающий перечень которых приведен в статье 5 Федерального  закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации  (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию  терроризма» (далее - Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ). 

Согласно данной статье к организациям, осуществляющим операции с  денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе операторы  по приему платежей. 

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ  «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой  платежными агентами» (далее - Федеральный закон от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ)  оператором по приему платежей признается платежный агент - юридическое лицо,  заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему  платежей физических лиц. 

Платежный агент в силу указанной нормы это юридическое лицо, за  исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель,  осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным  агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. 

Физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных  средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед  поставщиком, является плательщиком. 

Поставщик это юридическое лицо, за исключением кредитной организации,  или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства 


плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые  услуги) в соответствии с названным Федеральным законом, а также юридическое  лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое  помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом  Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного  самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные  средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных  законодательством Российской Федерации. 

Согласно статье 3 Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ под  деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным  агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение  денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том  числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии  с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным  агентом последующих расчетов с поставщиком. 

Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной прокуратурой  Правобережного района г. Липецка в период с 16 по 28 марта 2018 г., установлено,  что ООО «ОВЦ» осуществляет деятельность оператора по приему платежей. 

Согласно пункту 2.4 Устава ООО «ОВЦ» предметом деятельности общества  являются разработка, внедрение и предоставление инновационных видов услуг в  сфере жилищно-коммунального хозяйства. 

ООО «ОВЦ» заключены договоры с поставщиками на оказание услуг по  организации сбора денежных средств от граждан за жилищно-коммунальные  услуги: 

- 1 февраля 2017 г. с ООО «Управляющая компания «Привокзальная» № 10-17, 

- 1 февраля 2017 г. с ООО «Управляющая компания «Привокзальная» № 06-17, 

- 1 марта 2017 г. с ООО «Городская управляющая компания «Сокол» № 17-17, 

- 1 октября 2012 г. с ООО «Городская управляющая компания «Центральная  Л» № 60-12, 

- 1 июня 2012 г. с ООО «Управляющая компания «Левобережная» № 47-12  (далее - управляющие компании»). 

В соответствии с указанными договорами поставщики уполномочили, а  ООО «ОВЦ» приняло на себя обязательство по организации сбора денежных  средств, поступающих от граждан за жилищно-коммунальные услуги. 

В свою очередь ООО «ОВЦ» перечисляет поступившие на расчетные счета и  специальные счета денежные средства (за вычетом его вознаграждения),  оплаченные населением за жилищно-коммунальные услуги, на расчетные счета  поставщиков или на указанные ими счета. 

Частью 7 статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ  установлено, что оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц - платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право 


предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об  осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. 

В соответствии со статьей 2 названного Федерального закона платежным  субагентом является платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный  предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об  осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. 

Для реализации обязательств по сбору и приему платежей от граждан за  жилищно-коммунальные услуги ООО «ОВЦ» заключены договоры о приеме  платежей и переводе денежных средств физических лиц на расчетные счета  ООО «ЛБК», открытые в Липецком отделении № 8593 ПАО «Сбербанк»,  ПАО «Липецккомбанк», ФИО2 АО «Россельхозбанк»: 

- 9 февраля 2011 г. с ФГУП «Почта России» № 10,
- 26 сентября 2011 г. с ОАО «Липецккомбанк» № 15,
- 22 марта 2012 г. с ПАО «Сбербанк» № 54,
- 15 мая 2017 г. с АО «Россельхозбанк» № РСХБ-024-15/302-2017.

В соответствии с указанными договорами банками и почтамтом  осуществляется прием платежей от клиентов - потребителей в счет оплаты  жилищно-коммунальных и иных услуг и последующее перечисление сумм  принятых платежей на расчетные и специальные счета ООО «ОВЦ», открытые в  названных банках. По условиям договоров банки и почтамт кроме приема и  перечисления платежей, а также иных оговоренных в договорах обязательств  предоставляют ООО «ОВЦ» информацию об осуществленных переводах денежных  средств плательщиков на его счета. 

Таким образом, ООО «ОВЦ» от своего имени и за свой счет заключает  договоры с банками, иными организациями о переводе денежных средств,  поступающих от населения (физических лиц - плательщиков) за жилищно- коммунальные услуги, на целевые банковские счета, принадлежащие ООО «ОВЦ»,  открытые в названных банках. 

Исходя из приведенных выше положений Федерального закона от 3 июня 2009  г. № 103-ФЗ и условий названных договоров, в рамках указанных правоотношений  управляющие компании являются поставщиками услуг, а общество - оператором  по приему платежей - платежным агентом, осуществляющим деятельность по  приему в пользу поставщиков платежей от физических лиц через банки, почтамт и  последующие расчеты с поставщиками. 

Таким образом, общество осуществляет операции с денежными средствами  потребителей услуг (ресурсов), оказываемых поставщиками, в том числе путем их  получения от платежных субагентов и последующего перечисления поставщикам. 

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 г. № 103- ФЗ 31 октября 2014 г. ООО «ОВЦ» открыт специальный счет в Липецком  отделении ПАО «Сбербанк», на который поступают денежные средства ФГУП  УФПС Липецкой области - филиал ФГУП «Почта России» и с которого  ООО «ОВЦ» перечисляет на счета поставщиков (управляющих компаний) 


денежные средства в качестве оплаты за жилищно-коммунальные услуги  согласно договорам. 

При таких обстоятельствах в соответствии со статьей 5 Федерального закона  от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ общество относится к организациям,  осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, на  которые в силу закона возложена обязанность принимать меры, направленные на  противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным  путем, и финансированию терроризма. 

В силу статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ в числе  прочих к таким мерам относится организация и осуществление внутреннего  контроля. 

Согласно статье 3 названного Федерального закона (в редакции Федерального  закона от 8 ноября 2011 г. № 308-ФЗ, действовавшей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об  административном правонарушении) внутренним контролем является деятельность  организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным  имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и  иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с  легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и  финансированием терроризма; организация внутреннего контроля - это  совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с  денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку  правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц,  ответственных за реализацию правил внутреннего контроля; осуществлением  внутреннего контроля признается реализация организациями, осуществляющими  операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего  контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации  клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному  фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный  орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров. 

В силу пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ (в  редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. № 308-ФЗ, действовавшей на  момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения  настоящего дела об административном правонарушении) организации,  осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом,  обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных  преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила  внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за  реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние  организационные меры в указанных целях. 

Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым  организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным 


имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утверждены  постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 667. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2014 г.   № 492 утверждены квалификационные требования к специальным должностным  лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также  требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов,  представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в  целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных  преступным путем, и финансированию терроризма. 

Приказом Росфинмониторинга от 3 августа 2010 г. № 203 утверждено  Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций,  осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в  целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных  преступным путем, и финансированию терроризма. 

Пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ  определено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами  или иным имуществом, подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в  порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. 

Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому  мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами  или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере  деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утверждено постановлением  Правительства Российской Федерации от 27 января 2014 г. № 58. 

Требования, установленные перечисленными актами, не соблюдены. В  нарушение требований статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ  общество в течение длительного времени не состоит на учете в  Росфинмониторинга; в обществе отсутствуют правила внутреннего контроля и  специальное должностное лицо, ответственное за их реализацию, то есть  отсутствует организованная система внутреннего контроля; руководителем  общества не утвержден перечень сотрудников, которые должны проходить  обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных  преступным путем, и финансированию терроризма, соответствующее обучение не  проводится. 

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях административной ответственности подлежит  должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в  связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных  обязанностей. 

Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные  правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или  административно-хозяйственных функций руководители организаций несут  административную ответственность как должностные лица. 


Приведенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения  прокурором Правобережного района г. Липецка 28 марта 2018 г. в отношении  директора ООО «ОВЦ» Пожидаевой О.В. дела об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, и привлечения указанного  лица постановлением должностного лица управления от 24 апреля 2018 г., с  выводами которого согласились судебные инстанции, к административной  ответственности, предусмотренной данной нормой. 

Факт совершения директором общества ФИО1 вмененного  административного правонарушения подтвержден собранными по делу  доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости,  допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

В соответствии с приведенными выше положениями статьи 2.4 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях директор общества  ФИО1, не исполнившая надлежащим образом свои служебные  обязанности, подлежит административной ответственности. 

Действия директора общества ФИО1 квалифицированы по части 1  статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  положениями законодательства в сфере деятельности платежных агентов и  противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным  путем, и финансированию терроризма. 

Довод жалобы о том, что ФИО1 не является субъектом вмененного  административного правонарушения, нельзя признать состоятельным. 

В соответствии с условиями названных выше договоров с поставщиками  общество осуществляет сбор платежей потребителей за оказанные им услуги по  содержанию и обслуживанию жилья, а также перечисляет денежные средства,  поступившие в счет оплаты услуг, на расчетные счета поставщиков. 

В рамках договоров, заключенных с банками и почтамтом, которые являются  платежными субагентами, денежные средства, поступающие от физических лиц в  счет оплаты жилищно-коммунальных услуг, перечисляются на счета общества,  которое в свою очередь перечисляет их на счета поставщиков. 

Таким образом, общество осуществляет операции с денежными средствами  потребителей услуг, оказываемых поставщиками, в том числе, путем их получения  от платежных субагентов и последующего перечисления поставщикам. 

В соответствии с приведенными выше положениями Федерального закона от 3  июня 2009 г. № 103-ФЗ общество в данных правоотношениях выступает  оператором по приему платежей, осуществляющим сбор платежей за услуги,  оказанные поставщиками, и перечисляющим такие платежи поставщикам. 


Ссылка на осуществление расчетов между обществом и банками, почтамтом  посредством безналичных платежей приведенных выводов не опровергает. 

Согласно пункту 4 части 2 статьи 1 Федерального закона от 3 июня 2009 г.   № 103-ФЗ положения этого Федерального закона не применяются к отношениям,  связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в  безналичном порядке. 

Вместе с тем прием платежей физических лиц (плательщиков) за жилищно- коммунальные услуги для их последующего перечисления оператору по приему  платежей осуществляется посредством наличных денежных средств. Расчеты  между обществом, платежными субагентами, поставщиками не отвечают  признакам расчетов, проводимых в безналичном порядке в смысле, придаваемым  таким расчетам пунктом 4 части 2 статьи 1 Федерального закона от 3 июня 2009 г.   № 103-ФЗ. 

То обстоятельство, что платежи за жилищно-коммунальные услуги  непосредственно принимаются иными организациями (платежными субагентами) и  впоследствии перечисляются на счет общества, не свидетельствует о безналичном  порядке проведения расчетов. 

Постановление Арбитражного суда Липецкой области от 20 июля 2018 г. по  делу № А36-5468/2018, которым признано незаконным и отменено постановление  МРУ Росфинмониторинга по Центральному федеральному округу от 24 апреля  2018 г. № 07-18/40/27/ПЮЛ1 о привлечении ООО «ОВЦ» к административной  ответственности по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, преюдициального значения при  рассмотрении настоящей жалобы не имеет, наличие данного постановления не  является безусловным основанием для отмены актов, состоявшихся по настоящему  делу в отношении директора ООО «ОВЦ» ФИО1 

Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности  соблюдены. 

Административное наказание назначено в пределах санкции части 1  статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении  дела об административном правонарушении не допущено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного  Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление руководителя межрегионального управления Федеральной службы  по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу от 24 апреля  2018 г. № 07-18/41/28ПДЛ1, решение судьи Октябрьского районного суда г. 


Липецка от 16 июля 2018 г., решение судьи Липецкого областного суда от 16  августа 2018 г. и постановление и.о. председателя Липецкого областного суда от 14  ноября 2018 г., вынесенные в отношении директора общества с ограниченной  ответственностью «Объединенные вычислительные центры» Пожидаевой О.В. по  делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи  15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  оставить без изменения, жалобу Пожидаевой О.В. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации В.П. Меркулов