ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 77-АД21-2 от 25.03.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 77-АД21-2-К1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 25 марта 2021 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в  законную силу постановление мирового судьи Усманского судебного участка   № 3 Усманского судебного района Липецкой области от 15 мая 2020 г.,  решение судьи Усманского районного суда Липецкой области от 26 июня  2020 г. (здесь и далее день изготовления решения в полном объеме) и  постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от  11 сентября 2020 г., вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении,  предусмотренном статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, 

установил:

постановлением мирового судьи Усманского судебного участка № 3  Усманского судебного района Липецкой области от 15 мая 2020 г.,  оставленным без изменения решением судьи Усманского районного суда  Липецкой области от 26 июня 2020 г. и постановлением судьи Первого  кассационного суда общей юрисдикции от 11 сентября 2020 г., ФИО1  признан виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнут административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с  конфискацией предметов административного правонарушения - лома черных  металлов в количестве 4 350 кг., хранящегося в АО «Вторчермет». 


В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  Выткалов В.К. просит изменить постановления, состоявшиеся в отношении его  по настоящему делу об административном правонарушении, исключив из него  указание на назначение дополнительного административного наказания в виде  конфискации лома черных металлов в количестве 4 350 кг, возвратив его  собственнику Г.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии со статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях нарушение правил обращения с ломом и  отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения,  транспортировки), за исключением случаев, предусмотренных частями 1-10  статьи 8.2, частью 2 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.31 данного кодекса, а также  их отчуждения влечет наложение административного штрафа на граждан в  размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией  предметов административного правонарушения или без таковой; на  должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией  предметов административного правонарушения или без таковой; на  юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией  предметов административного правонарушения или без таковой. 

Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах  производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) определены правовые  основы обращения с отходами производства и потребления в целях  предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на  здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в  хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. 

Согласно пункту 4 статьи 13.1 данного закона правила обращения с ломом  и отходами черных металлов и их отчуждения устанавливаются  Правительством Российской Федерации. 

Данные правила утверждены постановлением Правительства Российской  Федерации от 11 мая 2001 г. № 369 и определяют порядок обращения (приема,  учета, хранения, транспортировки) и отчуждения лома и отходов черных  металлов на территории Российской Федерации (далее - Правила обращения с  ломом и отходами черных металлов). 

В силу пункта 2 этих правил физические лица осуществляют отчуждение  лома и отходов черных металлов с указанием основания возникновения права  собственности на такие лом и отходы. 

В соответствии с пунктом 3 означенных правил юридические лица и  индивидуальные предприниматели осуществляют обращение с ломом и  отходами черных металлов, образовавшимися у них в процессе производства и  потребления либо ими приобретенными, и их отчуждение в случае, если  имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные  лом и отходы. 


Согласно пункту 20 названных правил при транспортировке лома и  отходов черных металлов организация - перевозчик (транспортная организация  или юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие  перевозку собственным транспортом) и грузоотправитель должны обеспечить  водителя транспортного средства или лицо, сопровождающее груз,  документами, к числу которых относятся: путевой лист, транспортная  накладная, удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных  металлов по форме согласно приложению № 3. 

Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2000 г. № 616  «О дополнительных мерах по обеспечению безопасного функционирования  важнейших отраслей экономики» (далее - Указ Президента Российской  Федерации от 31 марта 2000 г. № 616) в связи с участившимися случаями  хищения цветных и черных металлов на объектах важнейших отраслей  экономики, что ставит под угрозу нормальное их функционирование,  руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации, и впредь до  принятия соответствующего федерального закона, постановлено, что  физические лица могут осуществлять в порядке, установленном  законодательными актами Российской Федерации, реализацию лома цветных и  черных металлов, образующегося в быту и принадлежащего им на праве  собственности. Юридические лица и зарегистрированные в качестве  индивидуальных предпринимателей граждане могут осуществлять обращение,  использование и реализацию лома цветных и черных металлов, в случае если  лом образовался у них в порядке, предусмотренном Законом № 89-ФЗ, либо  если имеются документы, подтверждающие их право собственности на  указанный лом. 

В силу приведенных норм транспортировка лома и отходов черных  металлов может осуществляться только транспортной организацией или  юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, при наличии  документов, указанных в пункте 20 названных правил. 

Нарушение Правил обращения с ломом и отходами черных металлов  влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством  Российской Федерации (пункт 22 названных правил). 

Как усматривается из материалов дела, 2 марта 2020 г. в 15 часов 35 минут  в районе <...>/д ст. Дрязги Усманского района Липецкой  области водитель ФИО1 на автомобиле <...> на базе КАМАЗ-65115- ПЗ, государственный регистрационный знак <...>, осуществлял транспортировку лома черных металлов весом 4350 кг без документов в  нарушение Правил обращения с ломом и отходами черных металлов. 

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу  доказательствами: протоколом об административном правонарушении и  изложенными в нем объяснениями ФИО1, в которых он указал, что  перевозил лом черных металлов без документов, с нарушением согласен  (л.д. 2), рапортом (л.д. 3), письменными объяснениями ФИО1 и  Г. (л.д. 4, 38), протоколом осмотра транспортного средства и


приложенной к нему фототаблицей (л.д. 5-7), актом взвешивания лома черных  металлов (л.д. 8), протоколом изъятия (л.д. 9), постановлением о приобщении к  делу вещественных доказательств (л.д. 11), показаниями участкового  уполномоченного полиции В. данными в ходе судебного разбирательства (л.д. 42, 44, 48-49), и иными доказательствами, получившими  оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и  достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии ФИО1 состава  административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.26 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует  фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства совершения административного правонарушения,  предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса. 

Действия ФИО1 квалифицированы по статье 14.26 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии  с установленными обстоятельствами и нормами названного кодекса. 

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых  судебных актов, не допущено, нормы материального права применены  правильно. Порядок и срок давности привлечения к административной  ответственности соблюдены. 

Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену  обжалуемых судебных актов, не установлено. 

Вместе с тем имеются основания для изменения принятых по настоящему  делу решений. При назначении ФИО1 дополнительного  административного наказания мировым судьей не учтено следующее. 

Как указано выше, санкцией статьи 14.26 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях для граждан предусмотрено  административное наказание в виде административного штрафа в размере от  двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов  административного правонарушения или без таковой. 

В то же время в силу части 4 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях конфискация орудия совершения или  предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве  собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за  данное административное правонарушение и не признанному в судебном  порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением  административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения  таможенных правил), предусмотренных главой 16 названного кодекса. 


В ходе производства по делу установлено, что Выткалов В.К. не является  собственником изъятого лома черных металлов в количестве 4 350 кг. 

Согласно части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях в постановлении по делу об  административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых  вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их  не применено или не может быть применено административное наказание в  виде конфискации. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота,  подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его  передаются в собственность государства в соответствии с законодательством  Российской Федерации. 

ФИО1 заявлял, что транспортируемый им и изъятый лом черных  металлов принадлежит Г. который и просил осуществить его транспортировку. 

Г <...> в своих объяснениях, данных участковому уполномоченному полиции ОМВД России по Усманскому району УМВД  России по Липецкой области В. (л.д. 38), и показаниях, данных в ходе судебного разбирательства (л.д. 42), указывал, что изъятый лом черных  металлов принадлежит ему. 

Вместе с тем мировым судьей, выводы которого поддержаны  вышестоящими судебными инстанциями, обоснованно признано, что предметы  административного правонарушения не могут быть возвращены  Г. поскольку не имеется объективных доказательств, свидетельствующих о принадлежности ему изъятого лома черных металлов на  праве собственности. 

При этом судебные инстанции исходили из того, что в силу пункта 1  статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из оснований  возникновения гражданских прав и обязанностей является приобретение  имущества по основаниям, допускаемым законом. 

Руководствуясь приведенными выше положениями статьи 13.1 Закона   № 89-ФЗ и Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2000 г. № 616,  судебные инстанции отметили, что граждане не вправе осуществлять прием  (скупку), учет, хранение и транспортировку металлического лома, если они не  зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей или не  исполняют соответствующие трудовые функции. 

На основании объяснений, полученных от Г. участковым уполномоченным полиции ОМВД России по Усманскому району УМВД  России по Липецкой области В. по поручению суда (л.д. 38), установлено, что Г.. осуществлял скупку лома черных металлов, документов на это не имеет. 

Показаниям Г. данным в ходе судебного разбирательства, в которых он указал, что лом черных металлов достался ему от отца и деда, дана  критическая оценка. 


При таких обстоятельствах судебными инстанциями сделан правильный  вывод о том, что изъятый лом черных металлов не может быть возвращен  Г.., доказательства того, что данный лом образовался в быту и принадлежит ему на праве собственности, отсутствуют. 

По изложенным мотивам доводы жалобы в указанной части являются  несостоятельными. 

Пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам  рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление  по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении  постановления по делу об административном правонарушении, решения по  результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения  данного кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об  административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения  дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное  наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении  которого вынесены указанные постановление, решение. 

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи Усманского  судебного участка № 3 Усманского судебного района Липецкой области от  15 мая 2020 г., решение судьи Усманского районного суда Липецкой области от  26 июня 2020 г. и постановление судьи Первого кассационного суда общей  юрисдикции от 11 сентября 2020 г., вынесенные в отношении ФИО1  по настоящему делу об административном правонарушении, подлежат  изменению путем исключения из них указания на назначение ФИО2  административного наказания в виде конфискации предмета  административного правонарушения - лома черных металлов в количестве  4 350 кг. 

При этом означенные судебные акты необходимо дополнить указанием на  то, что изъятый лом черных металлов в количестве 4 350 кг подлежит передаче  в собственность государства в соответствии с законодательством Российской  Федерации. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление мирового судьи Усманского судебного участка № 3 Усманского  судебного района Липецкой области от 15 мая 2020 г., решение судьи  Усманского районного суда Липецкой области от 26 июня 2020 г. и  постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от  11 сентября 2020 г., вынесенные в отношении ФИО1 по делу об 


административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.26 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить. 

Исключить из перечисленных актов указание на назначение  ФИО1 административного наказания в виде конфискации лома  черных металлов в количестве 4 350 кг, являющегося предметами  административного правонарушения и хранящегося в АО «Вторчермет». 

Изъятый на основании протокола изъятия вещей и документов от 2 марта  2020 г. лом черных металлов в количестве 4 350 кг передать в собственность  государства в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров