ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 78-АД21-22 от 21.01.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 78-АД21-22-КЗ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 21 января 2022 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу  постановление судьи Октябрьского районного суда г. Санкт-Петербурга  от 24 января 2021 года, решение судьи Санкт-Петербургского городского суда  от 02 февраля 2021 года и постановление судьи Третьего кассационного суда  общей юрисдикции от 02 июля 2021 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 8 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Санкт-Петербурга  от 24 января 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 02 февраля 2021 года и постановлением  судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 02 июля 2021 года,  ФИО1 признан виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 20.2 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут  административному наказанию в виде административного ареста сроком на 20  суток с исчислением с 19 часов 20 минут 23 января 2021 года. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  ФИО1 просит об отмене судебных актов, вынесенных в отношении  него по настоящему делу об административном правонарушении, приводя  доводы об их незаконности. 

Изучение материалов истребованного дела об административном  правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим 

выводам. 


[A1] Частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Скурихина Д.Н. к  административной ответственности) установлена административная  ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без  подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного  мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей  статьи. 

В соответствии с частью 8 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях повторное совершение  административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1  настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния,  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста  пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок от  сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати  суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на  юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей. 

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года   № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и  пикетированиях» (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ)  под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная  каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или  пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая  по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других  общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с  использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия  является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение  требований по различным вопросам политической, экономической, социальной  и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или  информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата  законодательного (представительного) органа государственной власти,  депутата представительного органа муниципального образования с  избирателями. 

Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах  законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской  Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов  Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии  (статья 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ). 

Права и обязанности организатора публичного мероприятия установлены 

статьей 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ. 


[A2] Положениями части 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года   № 54-ФЗ установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия  (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом  законодательного (представительного) органа государственной власти,  депутатом представительного органа муниципального образования в целях  информирования избирателей о своей деятельности при встрече с  избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним  участником без использования быстровозводимой сборно-разборной  конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган  исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного  самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения  публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия  депутатом законодательного (представительного) органа государственной  власти, депутатом представительного органа муниципального образования в  целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с  избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним  участником без использования быстровозводимой сборно-разборной  конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня  проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой  лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с  использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей  препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о  проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех  дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и  (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не  позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о  проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими  праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий  день, предшествующий нерабочим праздничным дням. При исчислении сроков  подачи уведомления о проведении публичного мероприятия не учитываются  день получения такого уведомления органом исполнительной власти субъекта  Российской Федерации или органом местного самоуправления и день  проведения публичного мероприятия. 

Как усматривается из материалов дела об административном  правонарушении, ФИО1, являющийся организатором незаконного  публичного мероприятия в виде митинга, выполняя организационно-распорядительные функции, осуществил агитацию неопределенного круга лиц  посредством интернет-ресурса социальной сети «<...>» принять  участие 23 января 2021 года в 14 часов 00 минут в публичном мероприятии в  форме митинга на Сенатской площади Санкт-Петербурга и  последующего шествия к Гостиному двору в Санкт-Петербурге, 

расположенному по адресу: Невский пр., д. 35. 


[A3] Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами, которые получили оценку в совокупности с другими  материалами дела об административном правонарушении по правилам  статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1  данного Кодекса. 

Действия ФИО1 квалифицированы по части 8 статьи 20.2  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в  соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного  Кодекса и подлежащего применению законодательства. 

Из содержания поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы  не следует, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями  допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях и (или) предусмотренные им  процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно  рассмотреть дело. 

Доводы, содержащиеся в поданной в Верховный Суд Российской  Федерации жалобе, ранее заявлялись при рассмотрении настоящего дела об  административном правонарушении, являлись предметом проверки  нижестоящих судебных инстанций и своего подтверждения не нашли. 

Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к  административной ответственности соблюдены. 

Административное наказание назначено ФИО1 в размере,  предусмотренном санкцией части 8 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

постановил:

постановление судьи Октябрьского районного суда г. Санкт-Петербурга  от 24 января 2021 года, решение судьи Санкт-Петербургского городского суда  от 02 февраля 2021 года и постановление судьи Третьего кассационного суда 

общей юрисдикции от 02 июля 2021 года, вынесенные в отношении ФИО1 


[A4] Дмитрия Николаевича по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 8 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу  Скурихина Д.Н. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации

СБ. Никифоров