ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 78-АД22-10 от 26.05.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 78-АД22-10-КЗ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 26 мая 2022 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Тропика М.А. на вступившие в законную силу  постановление мирового судьи судебного участка № 142 Санкт-Петербурга,  исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 129  Санкт-Петербурга от 02 октября 2020 года, решение судьи Невского  районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2020 года и постановление  судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2021  года, вынесенные в отношении Тропика Максима Андреевича по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 142 Санкт- Петербурга, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №  129 Санкт-Петербурга от 02 октября 2020 года, оставленным без изменения  решением судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря  2020 года и постановлением судьи Третьего кассационного суда общей  юрисдикции от 30 сентября 2021 года, Тропин М.А. признан виновным в  совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1  статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде  административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права  управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  Тропин М.А. просит об отмене судебных актов, вынесенных в отношении него  по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы 

об их незаконности. 


[A1] Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на  момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения  Тропина М.А. к административной ответственности) невыполнение водителем  транспортного средства законного требования уполномоченного  должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на  состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно  наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере  тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными  средствами на срок от полутора до двух лет. 

Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской  Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее  - Правила дорожного движения) водитель транспортного средства  обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление  федерального государственного надзора в области безопасности дорожного  движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного  опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. 

Частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях определено, что лицо, которое  управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении  которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в  состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено  определение о возбуждении дела об административном правонарушении,  предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит  освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с  частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования  на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с  результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных  оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и  отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного  опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения. 

Нормы раздела III Правил освидетельствования лица, которое управляет  транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления  его результатов, направления указанного лица на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения, медицинского  освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его  результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 26 июня 2008 года № 475 (далее также - Правила), 

воспроизводят указанные в части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской 


[A2] Федерации об административных правонарушениях обстоятельства,  являющиеся основанием для направления водителя на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения, и устанавливают порядок  направления на такое освидетельствование. 

В соответствии с пунктом 3 указанных Правил достаточными  основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в  состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих  признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи;  резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не  соответствующее обстановке. 

Как усматривается из материалов дела, 20 марта 2020 года  в 00 часов 05 минут в районе д. 205 по набережной Обводного канала в  Санкт-Петербурге, водитель Тропин М.А. управлял транспортным средством  «ВАЗ - 21140», государственный регистрационный знак <...>, с признаками опьянения: резкое изменение окраски кожных покровов лица;  поведение, не соответствующее обстановке, указанных в пункте 3  Правил (л.д. 13). 

В связи с наличием указанных признаков опьянения должностным лицом  ГИБДД в порядке, предусмотренном Правилами, Тропину М.А. было  предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного  опьянения, которое показало отрицательный результат освидетельствования  на состояние алкогольного опьянения (л.д. 11-12). 

Пунктом 10 Правил установлено, что направлению на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного  средства подлежит: при отказе от прохождения освидетельствования на  состояние алкогольного опьянения; при несогласии с результатами  освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при наличии  достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства  находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате  освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. 

В соответствии с пунктом 10 упомянутых Правил, Тропин М.А. был  направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения,  однако, в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения он не  выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о  прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. 

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными  доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 3);  протоколом об отстранении от управления транспортным средством (л.д. 13);  актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения с  приложенным к нему бумажным носителем с показаниями технического  средства измерения (л.д. 11-12); протоколом о направлении на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения (л.д. 10); карточкой водителя и 

списком административных правонарушений Тропина М.А. (л.д. 14-16); 


[A3] СО-диском и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет  допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

В соответствии с частями 2 и 6 статьи 25.7 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях в случаях,  предусмотренных главой 27 и статьей 28.1.1 названного Кодекса, обязательно  присутствие понятых или применение видеозаписи. 

В случае применения видеозаписи для фиксации совершения  процессуальных действий, за исключением личного досмотра, эти  процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается  запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на  состояние алкогольного опьянения. Материалы, полученные при совершении  процессуальных действий с применением видеозаписи, прилагаются к  соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние  алкогольного опьянения. 

Из протокола о направлении на медицинское освидетельствование на  состояние опьянения 78 20 № 000061 от 20 марта 2020 года следует,  что Тропин М.А. был направлен на медицинское освидетельствование на  состояние, пройти которое он отказался, о чем была сделана соответствующая  отметка (л.д. 7). 

При применении мер обеспечения производства по делу об  административном правонарушении велась видеозапись. 

Утверждение Тропина М.А. о многочисленных нарушениях при  применении к нему мер обеспечения производства по делу об  административном правонарушении, своего подтверждения не нашло. 

Напротив, в ходе производства по делу об административном  правонарушении, судами была исследована видеозапись, которая получила  надлежащую оценку. 

Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о  совершении Тропиным М.А. административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства совершения административного правонарушения,  предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

Иные доводы, поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы  направлены на переоценку установленных по делу фактических  обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих  судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах 

настоящего дела об административном правонарушении, противоречат 


[A4] совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по  основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под  сомнение наличие в действиях Тропина М.А. объективной стороны  состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1  статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Административное наказание назначено Тропину М.А. в пределах  санкции части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Постановление о привлечении Тропина М.А. к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к  административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для  данной категории дел. 

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения  состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  судья Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 142  Санкт-Петербурга, исполняющего обязанности мирового судьи судебного  участка № 129 Санкт-Петербурга от 02 октября 2020 года, решение судьи  Невского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2020 года и  постановление судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции  от 30 сентября 2021 года, вынесенные в отношении Тропина Максима  Андреевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном  частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Тропина М.А. - без  удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров