ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 78-АД22-22 от 04.07.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 78-АД22-22-КЗ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 4 июля 2022 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в  законную силу постановление инспектора группы по ИАЗ ОР ДПС ГИБДД  УМВД России по Центральному району г. Санкт-Петербурга от 2 октября  2020 г. № 18810078130002933038, решение судьи Дзержинского районного  суда г. Санкт-Петербурга от 19 апреля 2021 г., решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 12 августа 2021 г. и постановление судьи  Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 9 декабря 2021 г.,  вынесенные в отношении ФИО1 по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.29  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установил:

постановлением инспектора группы по ИАЗ ОР ДПС ГИБДД УМВД России по  Центральному району г. Санкт-Петербурга от 2 октября 2020 г.   № 18810078130002933038, оставленным без изменения решением судьи  Дзержинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 19 апреля 2021 г.,  решением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 12 августа 2021 г. и  постановлением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от  9 декабря 2021 г., ФИО1. признан виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.29  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и  подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в 

размере 800 рублей. 


[A1] В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Янбаев А.Н.  просит об отмене постановления должностного лица и судебных актов,  вынесенных в отношении его по настоящему делу об административном  правонарушении, приводя доводы об их незаконности. 

Второй участник дорожно-транспортного происшествия С. уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче  указанной жалобы, представила на нее возражения, в которых просит  состоявшиеся по делу акты оставить без изменения. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении,  доводов жалобы и возражений на нее позволяет прийти к следующим выводам. 

В соответствии с частью 2 статьи 12.29 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях нарушение Правил дорожного движения  лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом,  непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за  исключением лиц, указанных в части 1 данной статьи, а также водителя  транспортного средства), влечет наложение административного штрафа в  размере восьмисот рублей. 

Согласно пункту 1.3 Правил дорожного движения, утвержденных  постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от  23 октября 1993 г. № 1090 (далее - Правила дорожного движения, Правила)  участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним  требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также  выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах  предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение  установленными сигналами.  

Пунктом 4.1 Правил дорожного движения предусмотрено, что пешеходы  должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным  дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. 

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных  дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним  пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по  краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему  краю проезжей части). 

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу  движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных  колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны  следовать по ходу движения транспортных средств. 

В силу пункта 1.2 Правил дорожного движения пешеходом признается  лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной  или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам  приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие 

велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную 


[A2] коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты  и иные аналогичные средства. 

Пунктом 1.5 Правил дорожного движения определено, что участники  дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать  опасности для движения и не причинять вреда. 

Как следует из материалов дела об административном правонарушении,  6 сентября 2020 г. в 13 часов 15 минут ФИО2. в нарушение требований  пунктов 1.3, 4.1 Правил дорожного движения следовал на самокате по линии  разметки проезжей части дороги, разделяющей первую и вторую полосу  движения от правого края проезжей части, по Владимирскому просп. в  г. Санкт-Петербурге в направлении от Невского просп. к Графскому пер., в  районе д. 9 по Владимирскому просп. совершил столкновение с автомобилем  «Оре1», государственный регистрационный знак <...>, под управлением  С.

Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу  доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости,  допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с правилами  статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении соблюдены, на основании полного и  всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все  юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные  статьей 26.1 названного кодекса. 

В настоящей жалобе ФИО1. заявляет об отсутствии в его деянии  состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2  статьи 12.29 названного кодекса, с указанием на то, что при описанных выше  обстоятельствах он не мог быть приравнен к пешеходам и привлечен к  ответственности за нарушение пунктов 1.3, 4.1 Правил дорожного движения,  поскольку управлял самокатом, который с учетом технических характеристик  является транспортным средством. 

Данный довод был предметом проверки на предыдущих стадиях  производства по делу и обоснованно отвергнут по мотивам, изложенным в  обжалуемых актах. 

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 25 июня 2019 г. № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в  судебной практике при рассмотрении дел об административных  правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях» разъяснено, что понятие  транспортного средства, закрепленное в примечании к статье 12.1 названного  кодекса, расширительному толкованию не подлежит. В предусмотренных  отдельными статьями главы 12 названного кодекса случаях устанавливается 

административная ответственность и лиц, управляющих иными средствами 


[A3] передвижения (в частности, велосипедами, гужевыми повозками), при  нарушении такими лицами Правил дорожного движения (например, части 2 и 3  статьи 12.29 названного кодекса). 

При рассмотрении дел об административных правонарушениях в области  дорожного движения необходимо учитывать, что управление транспортным  средством представляет собой целенаправленное воздействие на него лица, в  результате которого транспортное средство перемещается в пространстве (вне  зависимости от запуска двигателя). Действия лица, приравненного к пешеходу  (пункт 1.2 Правил дорожного движения), например, ведущего мопед, мотоцикл,  не могут расцениваться в качестве управления транспортным средством. 

С учетом приведенных выше положений пункта 1.2 Правил дорожного  движения, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а  также конкретных фактических обстоятельств дела должностное лицо и  судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что ФИО1,  участвующий в процессе дорожного движения, при описанных обстоятельствах  должен был выполнять требования, предусмотренные названными выше  нормами Правил, однако их проигнорировал. 

Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии  ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного  частью 2 статьи 12.29 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и  имеющимся доказательствам. 

Действия ФИО1 квалифицированы в соответствии с  установленными обстоятельствами, нормами названного кодекса и  подлежащего применению законодательства. 

Протокол об административном правонарушении отвечает требованиям  статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, содержат необходимые сведения, которые должны быть  отражены в нем в силу данной нормы, в том числе относительно обстоятельств  административного правонарушения. Событие административного  правонарушения описано в протоколе с учетом диспозиции части 2  статьи 12.29 названного кодекса и с указанием на все обстоятельства,  подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении. 

Несогласие заявителя с выводами должностного лица и судебных  инстанций, толкованием ими норм Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях и законодательства, подлежащего  применению в деле, оценкой собранных по делу доказательств и  установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения  обжалуемых актов не является. 

Нарушений норм процессуального закона не допущено, нормы  материального права применены правильно. 

Порядок и срок давности привлечения к административной 

ответственности соблюдены. 


[A4] Административное наказание назначено с соблюдением требований  статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, в пределах санкции части 2 статьи 12.29 названного кодекса. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь  изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление инспектора группы по ИАЗ ОР ДПС ГИБДД УМВД России по  Центральному району г. Санкт-Петербурга от 2 октября 2020 г.   № 18810078130002933038, решение судьи Дзержинского районного суда  г. Санкт-Петербурга от 19 апреля 2021 г., решение судьи Санкт-Петербургского  городского суда от 12 августа 2021 г. и постановление судьи Третьего  кассационного суда общей юрисдикции от 9 декабря 2021 г., вынесенные в  отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 2 статьи 12.29 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу  ФИО1 - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации С.Б.Никифоров