ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 81-АД23-10 от 03.10.2023 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 81-АД23-10-К8

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 3 октября 2023 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев СИ.,  рассмотрев жалобу защитника администрации г. Кемерово Шибилевой  Светланы Федоровны, действующей на основании доверенности, на  вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка   № 4 Центрального судебного района г. Кемерово от 10 февраля 2022 г.,  решение судьи Центрального районного суда г. Кемерово от 22 марта 2022 г. и  постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от  2 марта 2023 г., вынесенные в отношении администрации г. Кемерово (далее  также - администрация) по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, 

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Центрального  судебного района г. Кемерово от 10 февраля 2022 г., оставленным без  изменения решением судьи Центрального районного суда г. Кемерово от  22 марта 2022 г. и постановлением судьи Восьмого кассационного суда общей  юрисдикции от 2 марта 2023 г., администрация г. Кемерово признана виновной  в совершении административного правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде  административного штрафа с применением положений частей 3.2, 3.3 

статьи 4.1 названного кодекса в размере 100 000 рублей. 


В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  Шибилева С.Ф. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в  отношении администрации по настоящему делу об административном  правонарушении, заявляя об их незаконности. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях несоблюдение требований по  обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве,  реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или  других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному  устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного  ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных  участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает  безопасности дорожного движения, влечет наложение административного  штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог,  железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от  двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот  тысяч до трехсот тысяч рублей. 

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г.   № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ)  ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны  обеспечивать безопасность дорожного движения. 

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их  содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным  документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных  дорог (пункт 2 статьи 12 Закона № 196-ФЗ). 

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к  эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности  дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090  «О Правилах дорожного движения», установлено, что должностные и иные  лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других  дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения  состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. 

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог  и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации,  регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ  «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской  Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты  Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ). 

В силу пункта 6 статьи 3 данного закона содержание автомобильных дорог  является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в 

отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 части 1 


статьи 13 данного закона (в редакции, действовавшей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об  административном правонарушении) относится к полномочиям органов  местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов,  городских округов и в силу части 3 статьи 15 Закона № 257-ФЗ обеспечивается  уполномоченными органами местного самоуправления. 

Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г.   № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в  Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), местная администрация  является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом  муниципального образования, наделенным уставом муниципального  образования полномочиями по решению вопросов местного значения и  полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий,  переданных органам местного самоуправления федеральными законами и  законами субъекта Российской Федерации. 

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Закона № 131 -ФЗ к вопросам  местного значения городского округа относится дорожная деятельность в  отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского  округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них. 

Аналогичные положения содержит пункт 5 части 2 статьи 11 Устава  г. Кемерово, принятого постановлением Кемеровского городского Совета  народных депутатов от 24 июня 2005 г. № 253. 

Пунктом 8.1 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской  Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному  состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного  движения. Методы контроля», утвержденного постановлением Федерального  агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) от  26 сентября 2017 г. № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), установлено, что  на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и  зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их  устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1. 

Согласно указанной таблице зимняя скользкость в виде снежного наката  представляет собой слой снега, образующийся в результате его уплотнения на  дорожном покрытии транспортными средствами, на посадочных площадках  остановок маршрутных транспортных средств, на тротуарах - пешеходами или  механизированной уборкой. 

Из материалов дела следует, что 17 декабря 2021 г. при осуществлении  должностным лицом ОДН ОГИБДД УМВД России по г. Кемерово надзора за  состоянием автомобильных дорог выявлено наличие в нарушение требований  пункта 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 снежных отложений в виде снежного наката  толщиной 5 см в г. Кемерово на ул. Карболитовская вблизи строения 12 и на  ул. Станционная вблизи строения 19, а также толщиной 7 см на ул. Весенняя 

вблизи строения 15. 


Согласно перечню, утвержденному постановлением администрации  г.Кемерово от 11 октября 2021 г. № 2843 (действовало на момент  возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела  об административном правонарушении, признано утратившим силу в связи с  изданием постановления администрации г. Кемерово от 28 апреля 2023 г.   № 1412), указанные автомобильные дороги являются дорогами общего  пользования местного значения г. Кемерово. 

Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными  доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 2- 3); актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии  автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда и приложенными  к ним фотоматериалами (л.д. 5-10); копией свидетельства о поверке средства  измерения (л.д. 11) и иными материалами дела, которым дана надлежащая  оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам  статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии администрации  г. Кемерово состава административного правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и  имеющимся доказательствам. 

Деяние администрации г. Кемерово квалифицировано в соответствии с  установленными обстоятельствами, требованиями названного кодекса,  законодательства в области использования автомобильных дорог и  осуществления дорожной деятельности, а также безопасности дорожного  движения. 

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении соблюдены, на основании полного и  всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все  юридически значимые обстоятельства совершения административного  правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса. 

То обстоятельство, что между Управлением дорожного хозяйства и  благоустройства администрации г. Кемерово от имени администрации и  акционерным обществом «Дорожно-эксплуатационное управление» был  заключен муниципальный контракт от 17 апреля 2021 г. № 2021.0203 на  выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего  пользования местного значения и элементов обустройства автомобильных  дорог в Центральном районе г. Кемерово, контроль их качества осуществляется  муниципальным бюджетным учреждением «Кемеровские автодороги»,  созданным в целях выполнения соответствующих функций, вопреки доводам  жалобы, не свидетельствует об отсутствии вины администрации и не ставит  под сомнение выводы судебных инстанций о совершении ею вмененного 

административного правонарушения, так как она является юридическим лицом, 


ответственным за состояние автомобильных дорог местного значения в  границах городского округа. 

Как обоснованно указано судебными инстанциями, заключение контракта  с подрядной организацией и создание муниципального учреждения не  освобождает это лицо от возложенной на него законом обязанности по  содержанию автомобильных дорог, в том числе путем осуществления  надлежащего контроля за исполнением подрядной организацией своих  обязательств, а учреждением - возложенных на него функций. 

Данных, позволяющих сделать безусловный вывод о том, что данная  обязанность администрацией выполнена, материалы дела не содержат. 

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные  за состояние дорог и дорожных сооружений. 

Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки  субъекта административного правонарушения, следовательно, таким субъектом  может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за  состояние дорог и дорожных сооружений. 

Исходя из анализа приведенных выше правовых норм, орган местного  самоуправления является лицом, ответственным за содержание дорог местного  значения, в том числе в части контроля за выполнением мероприятий по  содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения. 

Судебными инстанциями обоснованно признаны не влекущими отмену  состоявшихся по делу решений доводы жалобы в указанной части о том, что  администрация обеспечивает решение вопросов местного значения в сфере  дорожной деятельности, организации и безопасности дорожного движения  путем планирования дорожной деятельности, утверждения муниципальных  программ, проведения закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд,  заключения муниципальных контрактов, осуществления контроля над их  исполнением и оплаты качественно выполненных работ. 

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным  в совершении административного правонарушения, если будет установлено,  что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение  которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации  предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были  приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Администрация г. Кемерово, имея возможность для соблюдения правил и  норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об  административных правонарушениях предусмотрена административная  ответственность, в том числе посредством проведения надлежащего контроля  за выполнением и качеством работ по содержанию дорог, не приняла все 

зависящие от нее меры по их соблюдению. 


Администрация г. Кемерово обоснованно привлечена к административной  ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, так как допустила  несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения  при содержании дорог, будучи уполномоченным на то лицом в силу  приведенных выше норм. 

Доводы жалобы, имеющие правовое значение, были предметом проверки в  ходе производства по делу, обоснованно отвергнуты по основаниям,  изложенным в состоявшихся по делу актах, установленные обстоятельства и  выводы о виновности администрации в совершении вмененного  административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение  законность судебных решений. 

Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не  является правовым основанием к отмене обжалуемых актов. 

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не  допущено, нормы материального права применены правильно. 

Порядок и срок давности и привлечения к административной  ответственности не нарушены. 

Административное наказание назначено с соблюдением требований  статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1  названного кодекса. 

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении  рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6,  30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  соответственно. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении  настоящей жалобы не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 4 Центрального судебного  района г. Кемерово от 10 февраля 2022 г., решение судьи Центрального  районного суда г. Кемерово от 22 марта 2022 г. и постановление судьи  Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 2 марта 2023 г.,  вынесенные в отношении администрации г. Кемерово по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 

Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях


оставить без изменения, жалобу защитника администрации г. Кемерово  Шибилевой С.Ф. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СИ. Кузьмичев