ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 82-АД19-3 от 03.07.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 82-АД 19-3

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 3 июля 2019 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,  рассмотрев жалобу Гуряну Геннадия Ивановича на вступившие в законную  силу постановление мирового судьи судебного участка № 28 Шумихинского  судебного района Курганской области от 11.10.2018 № 5-550/2018, решение  судьи Шумихинского районного суда Курганской области от 26.11.2018 № 12- 53/2018 и постановление заместителя председателя Курганского областного  суда от 16.01.2019 № 4А-23/2019, состоявшиеся в отношении Гуряну Геннадия  Ивановича (далее - Гуряну Г.И.) по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 28 Шумихинского  судебного района Курганской области от 11.10.2018 № 5-550/2018 Гуряну Г.И.  признан виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, с назначением административного  наказания в виде административного штрафа в размере 3000 рублей  с конфискацией гражданского огнестрельного оружия марки: <...>

Решением судьи Шумихинского районного суда Курганской области  от 26.11.2018 № 12-53/2018, оставленным без изменения постановлением  заместителя председателя Курганского областного суда от 16.01.2019 № 4А- 23/2019, постановление мирового судьи изменено: из объема вменяемого лицу 


деяния исключено указание на незаконное приобретение, продажу, передачу,  перевозку или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия  и огнестрельного оружия ограниченного поражения. В остальной части  постановление мирового судьи оставлено без изменения. 

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобе Гуряну Г.И.  просит об изменении названных судебных актов, вынесенных в отношении  него, полагая, что вменяемое ему деяние следует квалифицировать на  основании части 4 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам. 

Статьей 22 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии»  (далее - Закон об оружии) (все нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент  возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения  Гуряну Г.И. к административной ответственности) определено, что хранение  гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется  юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе  исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его  территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение  оружия. 

В соответствии с частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях незаконные приобретение, продажа,  передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного  гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех  тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо  административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией  оружия и патронов к нему; на должностных лиц - от десяти тысяч до  пятидесяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо их  дисквалификацию на срок от одного года до трех лет с конфискацией оружия и  патронов к нему; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с  конфискацией оружия и патронов к нему либо административное  приостановление их деятельности на срок от десяти до шестидесяти суток. 

Как усматривается из материалов дела, 24.08.2018 было установлено, что  Гуряну Г.И. по адресу: <...> незаконно хранил гражданское огнестрельное оружие марки: <...>, чем нарушил требования статьи 22 Закона об оружии. 


Срок действия разрешений на хранение и ношение названного выше  огнестрельного оружия истек 19.08.2018. 

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами, в том числе, копиями разрешений на хранение и ношение  оружия, срок действия которых истек (л.д. 5), протоколом об  административном правонарушении (л.д. 1), письменными объяснениями  Гуряну Г.И. (л.д. 4) и другими представленными доказательствами,  оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном  правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1  данного Кодекса. 

Деяние Гуряну Г.И. квалифицировано по части 6 статьи 20.8 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии  с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и  подлежащего применению законодательства об оружии. 

Утверждение в жалобе о том, что действия Гуряну Г.И. подлежат  переквалификации с части 6 на часть 4 статьи 20.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, является несостоятельным  в связи со следующим. 

Частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях установлена административная  ответственность, в том числе, за незаконное хранение гражданского  огнестрельного оружия. 

Оборот оружия, боеприпасов и патронов к нему на территории Российской  Федерации урегулирован Законом об оружии, который закрепляет в качестве  общего правила лицензионный (разрешительный) порядок приобретения  допущенного к обороту оружия, его хранения, ношения и использования  гражданами и юридическими лицами при соблюдении ими нормативно  установленных требований. 

В силу приведенных выше положений статьи 22 Закона об оружии  хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается 


юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел  разрешения на хранение или хранение и ношение оружия. 

Статьей 13 Закона об оружии предусмотрено, что гражданину Российской  Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в  сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства  при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия  самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при  регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия,  спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического  оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на  его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа,  подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия.  Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке,  предусмотренном статьей 9 данного закона. 

Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской  Федерации обязан представить в федеральный орган исполнительной власти,  уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по  месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ,  удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о  прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания  правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного  обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии медицинских  противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об  отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных  веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико- токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических  средств, психотропных веществ и их метаболитов, и другие предусмотренные  названным законом документы. 

При этом в соответствии с требованиями статьи 13 Закона об оружии  граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами огнестрельного  оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов,  гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия  самообороны, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку  знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков  безопасного обращения с оружием; не реже одного раза в пять лет представлять  в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота  оружия, или его территориальный орган медицинское заключение об  отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и  медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических  средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после 


прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме  человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. 

В силу пункта 67 Инструкции по организации работы органов внутренних  дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к  нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД  России от 12.04.1999 № 288 «О мерах по реализации Постановления  Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814», не позднее чем за  месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на  хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их  владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия  заявления и документы, необходимые для получения соответствующих  лицензий и разрешений. 

Следовательно, по истечении срока действия разрешения хранение  гражданского огнестрельного оружия является незаконным, так как отсутствует  подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных  условий его хранения и использования. 

Аналогичный правовой подход выражен в определении Конституционного  Суда Российской Федерации от 19.11.2015 № 2557-0 «Об отказе в принятии  к рассмотрению жалобы гражданина Зеленюка Владимира Николаевича на  нарушение его конституционных прав положением части 6 статьи 20.8 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях» и содержится  в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.2016 № 41- АД16-17. 

Вопреки доводам жалобы совокупность исследованных и оцененных  судами доказательств является достаточной для принятия законного и  обоснованного решения по данному делу. Имеющий правовое значение для  настоящего дела факт незаконного хранения Гуряну Г.И. гражданского  огнестрельного оружия по истечении срока действия выданных ему  разрешений на хранение и ношение установлен и доказан при рассмотрении  дела в судебных инстанциях, не отрицался лицом, в отношении которого  возбуждено производство по делу об административном правонарушении,  в ходе его рассмотрения и образует объективную сторону состава  административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Сведений о том, что Гуряну Г.И. 24.08.2018 хранил оружие, имея  действующие разрешения, материалы дела не содержат. 

Доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, аналогичны по  существу доводам, которые являлись предметом проверки в ходе судебного  разбирательства, установленные обстоятельства и выводы о виновности Гуряну 


Г.И. в совершении вмененного ему административного правонарушения не  опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых судебных актов. 

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении  от 12.04.2018 № 866-0 «По запросу Ивановского областного суда о проверке  конституционности части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях», оружие, будучи техническим  средством, конструктивно предназначенным для поражения живой или иной  цели, способно причинить существенный вред жизни, здоровью людей,  имуществу, природе и тем самым создает повышенную опасность для этих  охраняемых Конституцией Российской Федерации ценностей, а также  сопряжено с угрозой посягательства на другие конституционно значимые  ценности, в том числе основы конституционного строя, права и законные  интересы граждан, безопасность государства, что требует от федерального  законодателя установления механизма их защиты в рамках правового режима  оборота оружия, предусматривающего специальные правила его приобретения,  продажи, передачи, хранения, перевозки и ношения. 

При этом Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что  закрепление в части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях санкции, предполагающей необходимость  кумулятивного применения к лицам, привлекаемым к административной  ответственности, основного (административный штраф или административный  арест) и дополнительного (конфискация) административных наказаний  обусловлено степенью общественной опасности и характером  соответствующего административного правонарушения, его потенциальными  вредными последствиями для охраняемых законом ценностей, а потому не  может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. 

В рассматриваемом случае параметры административного наказания,  назначенного привлекаемому к административной ответственности лицу,  находятся в пределах санкции части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, учитывают цели  индивидуализации административной ответственности и конкретные  обстоятельства данного дела. 

Порядок и срок привлечения Гуряну Г.И. к административной  ответственности соблюдены. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. 


Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 28 Шумихинского  судебного района Курганской области от 11.10.2018 № 5-550/2018, решение  судьи Шумихинского районного суда Курганской области от 26.11.2018 № 12- 53/2018 и постановление заместителя председателя Курганского областного  суда от 16.01.2019 № 4А-23/2019, состоявшиеся в отношении Гуряну Геннадия  Ивановича по делу об административном правонарушении, предусмотренном  частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Гуряну Геннадия Ивановича  - без удовлетворения.  

Судья Верховного Суда
Российской Федерации В.П.Меркулов