ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 82-АД22-1 от 11.02.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 82-АД22-1-К7

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 11 февраля 2022 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Мусиной Любови Николаевны на вступившие в законную  силу постановление судьи Курганского городского суда Курганской области от  15 апреля 2020 г. № 5-309/2020, решение судьи Курганского областного суда от  15 июня 2020 г. № 71-74/2020 и постановление судьи Седьмого кассационного  суда общей юрисдикции от 11 ноября 2021 г. № 16-6819/2021, вынесенные в  отношении индивидуального предпринимателя Мусиной Любови Николаевны  по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1  статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, 

установил:

Постановлением судьи Курганского городского суда Курганской области  от 15 апреля 2020 г. № 5-309/2020 индивидуальный предприниматель Мусина  Л.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, с назначением административного  наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. 

Решением судьи Курганского областного суда от 15 июня 2020 г. № 71-


[A1] индивидуального предпринимателя Мусиной Л.Н. переквалифицированы с  части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях на часть 1 статьи 20.6.1 названного кодекса с назначением  административного наказания в виде административного штрафа в размере  30 000 рублей. 

Постановлением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции  от 9 декабря 2020 г. № 16-4510/2020 постановление судьи городского суда и  решение судьи областного суда отменены, производство по делу об  административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1  статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях в связи с отсутствием состава административного  правонарушения. 

Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от  23 сентября 2021 г. № 82-АД21-7-К7 постановление судьи кассационного суда  отменено, дело возвращено в кассационный суд на новое рассмотрение. 

Постановлением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции  от 11 ноября 2021 г. № 16-6819/2021 постановление судьи городского суда и  решение судьи областного суда оставлены без изменения. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  Мусина Л.Н. просит об отмене постановления судьи Курганского городского  суда Курганской области от 15 апреля 2020 г. № 5-309/2020, решения судьи  Курганского областного суда от 15 июня 2020 г. № 71-74/2020 и постановления  судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11 ноября 2021 г.   № 16-6819/2021, вынесенных в отношении ее по настоящему делу об  административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях невыполнение правил поведения при  введении режима повышенной готовности на территории, на которой  существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне  чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2  статьи 6.3 названного кодекса, влечет предупреждение или наложение  административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати  тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч  рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без  образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч  рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. 

Объективная сторона состава данного административного правонарушения  выражается в невыполнении правил поведения при введении режима  повышенной готовности на территории, на которой существует угроза  возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за  исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 Кодекса 

Российской Федерации об административных правонарушениях. 


[A2] Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих,  утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого  уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения  продолжительности жизни заболевших. 

Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства  Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января  2020 г. № 66 коронавирусная инфекция (2019-пСоУ) внесена в Перечень  заболеваний, представляющих опасность для окружающих. 

В силу статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ  «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера» (далее - Закон № 68-ФЗ) граждане Российской  Федерации обязаны выполнять установленные в соответствии с данным  законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или  чрезвычайной ситуации. 

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для  исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении  режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2»  статьи 10 Закона № 68-ФЗ). 

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской  Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 (далее - Правила № 417) и  предусматривают, что при введении режима повышенной готовности на  территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной  ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных  лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных  ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам  запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной  безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие  угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому  благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует  угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3,  подпункты «в», «г» пункта 4). 

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г.   № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического  благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с  распространением новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19)» высшим  должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов  государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений  данного Указа, санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей  распространения новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19) в субъекте  Российской Федерации, дано указание обеспечить разработку и реализацию  комплекса ограничительных и иных мероприятий. 

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации 

принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные 


[A3] нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и  обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения  при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а  также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта  Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил  поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 Закона   № 68-ФЗ, могут предусматривать дополнительные обязательные для  исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении  режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б»  пункта 6 статьи 4.1, подпункты «а», «у», «ф» пункта 1 статьи 11 Закона № 68- ФЗ). 

Постановлением губернатора Курганской области от 16 марта 2020 г. № 12  «О введении режима повышенной готовности» (далее - постановление  губернатора Курганской области от 16 марта 2020 г. № 12) в связи с угрозой  распространения на территории Курганской области новой коронавирусной  инфекции (СОУГО-19) и в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 4.1  Закона № 68-ФЗ на территории этого региона введен режим повышенной  готовности для соответствующих органов управления и сил областной  подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации  чрезвычайных ситуаций. 

Подпунктом 23.2 пункта 23 решения Оперативного штаба по проведению  организационных санитарно-противоэпидемических (профилактических)  мероприятий по предупреждению завоза и распространения новой  коронавирусной инфекции, вызванной 2019-пСоУ, на территории Курганской  области от 30 марта 2020 г. № 15 (далее - решение Оперативного штаба от  30 марта 2020 г. № 15) с 28 марта 2020 г. по 5 апреля 2020 г. временно  приостановлена работа объектов розничной торговли, удельный вес в обороте  розничной торговли которых преимущественно составляют товары, не  относящиеся к продовольственным и (или) непродовольственным товарам,  указанным в перечне. 

Пунктом 24 данного решения определены организации, которые могут  осуществлять деятельность в указанный период, в числе которых организации,  реализующие товары для предупреждения пожаров и пожаротушения. 

В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с  применением законодательства и мер по противодействию распространению на  территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (СОУГО19) № 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации  21 апреля 2020 г., разъяснено, что из анализа норм подпункта «а.2» статьи 10,  подпункта «б» пункта 6 статьи 4.1, подпунктов «а», «у», «ф» пункта 1  статьи 11, статьи 19 Закона № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) и Правил   № 417 в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица,  лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования 

юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к 


[A4] административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях как за  нарушение Правил № 417, так и за нарушение обязательных, а также  дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями  правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации  режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (вопрос 17  вышеназванного Обзора). 

Как усматривается из материалов дела, 2 апреля 2020 г. в 12 часов  40 минут в период приостановления работы объектов розничной торговли  индивидуальный предприниматель Мусина Л.Н. допустила невыполнение  правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории  Курганской области, на которой существует угроза возникновения  чрезвычайной ситуации, вопреки требованиям названного выше решения  Оперативного штаба от 30 марта 2020 г. № 15 в магазине по адресу: г. Курган,  ул. Машиностроителей, д. 30 осуществляла розничную продажу товаров, не  входящих в перечень товаров первой необходимости, утвержденный  распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г.   № 762-р и названным решением Оперативного штаба. 

Фактические обстоятельства совершения административного  правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами:  протоколом об административном правонарушении (л.д. 4-7), письменными  объяснениями Ш. (л.д. 10), протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений,  территорий и находящихся там вещей и документов (л.д. 11), фотоматериалом  (л.д. 12-19), которые оценены в совокупности с другими материалами дела на  предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам  статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 названного кодекса при  рассмотрении дела об административном правонарушении на основании  полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств  установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения,  предусмотренные статьей 26.1 названного кодекса. 

Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и  правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие  административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к  административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие  значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на  основании исследования перечисленных выше и иных представленных в  материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися  между собой. 

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии индивидуального  предпринимателя Мусиной Л.Н. состава административного правонарушения, 

предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об 


[A5] административных правонарушениях, соответствует фактическим  обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. 

Деяние указанного лица квалифицировано в соответствии с  установленными обстоятельствами, нормами названного кодекса и  подлежащего применению законодательства. 

Довод жалобы о том, что наличие в ассортименте магазина  противопожарного оборудования в силу пункта 24 решения Оперативного  штаба от 30 марта 2020 г. № 15 позволяло осуществлять розничную продажу,  обоснованным признать нельзя. 

В ходе производства по делу установлено, что в магазине по  вышеуказанному адресу осуществлялась торговля преимущественно товарами  сантехнического назначения, водонагревателями, электротоварами, он является  магазином по продаже систем водоснабжения, канализации, газификации,  отопления. Объективных данных, которые могли бы свидетельствовать о том,  что данный магазин специализируется на продаже товаров для предупреждения  пожаров и пожаротушения, не имеется. 

Судебными инстанциями сделан обоснованный вывод о том, что наличие в  числе товаров противопожарного полотенца, ствола и рукава пожарных в  минимальном количестве не свидетельствует о том, что индивидуальный  предприниматель Мусина Л.Н. вправе была осуществлять торговлю в  указанном магазине в период режима повышенной готовности. Равным образом  судебные инстанции верно оценили копии счетов-фактур и чеков за 2019 год и  январь, февраль 2020 года. 

Вопреки утверждению заявителя оснований для применения положений  части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях не имеется, постановление о назначении административного  наказания исполнено. Представленная с жалобой копия платежного документа  о возврате уплаченных денежных средств правового значения не имеет. 

Порядок привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в соответствии с правилами  статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях в пределах санкции части 1 статьи 20.6.1 названного кодекса. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь  изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

постановил:

постановление судьи Курганского городского суда Курганской области от  15 апреля 2020 г. № 5-309/2020, решение судьи Курганского областного суда от  15 июня 2020 г. № 71-74/2020 и постановление судьи Седьмого кассационного 

суда общей юрисдикции от 11 ноября 2021 г. № 16-6819/2021, вынесенные в 


[A6] отношении индивидуального предпринимателя Мусиной Л.Н. по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  оставить без изменения, а жалобу Мусиной Л.Н. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации С.Б. Никифоров