ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 82-АД22-7 от 25.08.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 82-АД22-7-К7

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 25 августа 2022 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу генерального директора акционерного общества «Водный  Союз» Овсянникова Владимира Леонидовича на вступившие в законную силу  постановление мирового судьи судебного участка № 42 судебного района  г. Кургана Курганской области от 25 сентября 2020 г. (здесь и далее день  изготовления постановления в полном объеме, с учетом определения об  исправлении описки от 11 января 2021 г.), решение судьи Курганского  городского суда Курганской области от 2 декабря 2020 г. и постановление  судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30 июля 2021 г.,  вынесенные в отношении акционерного общества «Водный Союз» (далее - АО «Водный Союз», общество) по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 42 судебного района  г. Кургана Курганской области от 25 сентября 2020 г., оставленным без  изменения решением судьи Курганского городского суда Курганской области  от 2 декабря 2020 г. и постановлением судьи Седьмого кассационного суда  общей юрисдикции от 30 июля 2021 г., АО «Водный Союз» признано  виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об 

административных правонарушениях, и подвергнуто административному 


[A1] наказанию в виде административного штрафа с применением положений  частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного кодекса в размере 100 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  генеральный директор АО «Водный Союз» Овсянников В.Л. просит отменить  постановления, вынесенные в отношении общества по настоящему делу об  административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы. 

В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях несоблюдение требований по  обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве,  реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или  других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному  устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного  ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных  участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает  безопасности дорожного движения, влечет наложение административного  штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог,  железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от  двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот  тысяч до трехсот тысяч рублей. 

В силу статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря  1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон   № 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность,  направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. 

Согласно статье 12 данного закона ремонт и содержание дорог на  территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность  дорожного движения (пункт 1). Обязанность по обеспечению соответствия  состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам  и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие  содержание автомобильных дорог (пункт 2). 

Частями 1, 4 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ  «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской  Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты  Российской Федерации» установлено, что содержание автомобильных дорог  осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в  целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации  дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного  движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных  условий такого движения. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных  дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных 

характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов. 


[A2] В силу пункта 14 Основных положений по допуску транспортных средств  к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности  дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства  Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного  движения» (далее - Основные положения), должностные и иные лица,  ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать  безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также  неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и  тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны  быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и  ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях  недостаточной видимости - дополнительно красными или желтыми  сигнальными огнями. 

Технические требования к сигнальным фонарям определены в пункте 4.1.4  «ГОСТ 32758-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные  общего пользования. Временные технические средства организации дорожного  движения. Технические требования и правила применения» (далее - ГОСТ 32758-2014). 

Нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности  дорожного движения влечет за собой в установленном порядке  дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность  (статья 31 Закона № 196-ФЗ). 

Как усматривается из материалов дела, по результатам проведенного  23 июля 2020 г. в 23 часа 30 минут дорожного надзора установлено, что  АО «Водный Союз», осуществляющее на участке дороги в районе д. 23 по  ул. Панфилова в г. Кургане на основании соответствующего разрешения от  23 июля 2020 г. производство земляных работ по аварийному ремонту  водопровода, в нарушение требований пункта 14 Основных положений,  пункта 4.1.4 ГОСТ 32758-2014 не обозначило место производства работ  сигнальными огнями (фонарями) в темное время суток, создав угрозу  безопасности дорожного движения. 

Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными  доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 2),  актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной  дороги и приложенной к нему фототаблицей (л .д. 7-9), сведениями,  представленными МКУ «Административно-техническая инспекция г. Кургана»  (л.д. 11-15), и иными материалами дела, получившими оценку на предмет  относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам  статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в  совершении административного правонарушения, если будет установлено, что 

у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение 


[A3] которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации  предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были  приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за  нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных  правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не  приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии общества состава  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся  доказательствам. 

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении выполнены, на основании полного и  всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все  юридически значимые обстоятельства совершения административного  правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса. 

Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными  обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях и подлежащего применению  законодательства. 

Правила подсудности при рассмотрении дела мировым судьей не  нарушены. Оснований для вывода о том, что по делу было проведено  административное расследование, и оно подлежало рассмотрению судьей  городского суда, не имеется. 

В силу абзаца второго части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях судьи районных судов рассматривают  дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 данной  статьи, в том числе в случае, когда по делу проводилось административное  расследование. 

Согласно правовой позиции, изложенной в подпункте «а» пункта 3  постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта  2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»,  административное расследование представляет собой комплекс требующих  значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на  выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их  фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.  Проведение административного расследования должно состоять из реальных  действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе  путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса 

лиц, проживающих в другой местности. 


[A4] Из материалов дела усматривается, что административное расследование в  соответствии с положениями статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях фактически не проводилось, требующие  значительных временных затрат процессуальные действия, направленные на  выяснение обстоятельств административного правонарушения, не  выполнялись. 

Вынесение определения о возбуждении дела об административном  правонарушении и проведении административного расследования, а также  направление запроса нельзя признать элементами административного  расследования. Производство указанных действий не свидетельствует о том,  что такое расследование проводилось. 

Определением судьи Курганского городского суда от 31 августа 2020 г.  дело обоснованно передано на рассмотрение мировому судье на основании  пункта 5 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не  допущено, нормы материального права применены правильно. 

Порядок и срок давности привлечения к административной  ответственности соблюдены. 

Административное наказание назначено по правилам, установленным  статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, с применением положений частей 3.2, 3.3  статьи 4.1 названного кодекса. 

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении  рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6,  30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  соответственно. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении  настоящей жалобы не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 42 судебного района  г. Кургана Курганской области от 25 сентября 2020 г. (с учетом определения об  исправлении описки от 11 января 2021 г.), решение судьи Курганского  городского суда Курганской области от 2 декабря 2020 г. и постановление  судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30 июля 2021 г.,  вынесенные в отношении АО «Водный Союз» по делу об административном 

правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской 


[A5] Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения,  жалобу генерального директора АО «Водный Союз» Овсянникова В.Л. - без  удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

СБ. Никифоров