ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 85-АД19-4 от 17.06.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 85-АД19-4

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 17 июня 2019 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,  рассмотрев жалобу Родиковой О.Г. на вступившие в законную силу  постановление мирового судьи судебного участка № 1 Калужского судебного  района Калужской области от 23 октября 2018 года, решение судьи  Калужского районного суда Калужской области от 05 декабря 2018 года и  постановление заместителя председателя Калужского областного суда  от 19 февраля 2019 года, вынесенные в отношении Родиковой Ольги  Геннадьевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном  частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, 

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Калужского  судебного района Калужской области от 23 октября 2018 года, оставленным  без изменения решением судьи Калужского районного суда Калужской области  от 05 декабря 2018 года и постановлением заместителя председателя  Калужского областного суда от 19 февраля 2019 года, Родикова О.Г.  признана виновной в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнута административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с  лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 6  месяцев. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  Родикова О.Г. просит отменить постановления, вынесенные в отношении нее  по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1  статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, считая их незаконными и прекратить производство по делу. 


Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Родиковой О.Г. к  административной ответственности) невыполнение водителем транспортного  средства законного требования уполномоченного должностного лица о  прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если  такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей  с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора  до двух лет. 

Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской  Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства  Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (далее - Правила  дорожного движения), водитель транспортного средства обязан по требованию  должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального  государственного надзора в области безопасности дорожного движения,  проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и  медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Водитель  транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних  войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно- технических и дорожно-строительных воинских формирований при  федеральных органах исполнительной власти, спасательных воинских  формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных  бедствий обязан проходить освидетельствование на состояние алкогольного  опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения также  по требованию должностных лиц военной автомобильной инспекции. 

Частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях определено, что лицо, которое управляет  транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого  имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии  опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о  возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном  статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на  состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей  статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние  алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами  освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать,  что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате  освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо  подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние  опьянения. 


Нормы раздела III Правил освидетельствования лица, которое управляет  транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления  его результатов, направления указанного лица на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения, медицинского  освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его  результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 26.06.2008 № 475 (далее также - Правила), воспроизводят  указанные в части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях обстоятельства, являющиеся основанием  для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние  опьянения, и устанавливают порядок направления на такое  освидетельствование. 

В соответствии с пунктом 3 указанных Правил достаточными основаниями  полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии  опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков:  запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое  изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее  обстановке. 

Как усматривается из материалов дела, 07 июля 2018 года в  23 часа 25 минут на ул. Вишневского, д. 1 в г. Калуге, водитель Родикова О.Г.  управляла транспортным средством «Рено», государственный  регистрационный знак <...>, с признаками опьянения: запах алкоголя  изо рта; нарушение речи. 

В связи с наличием указанных признаков опьянения, должностным лицом  ГИБДД в порядке, предусмотренном Правилами, Родиковой О.Г. было  предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного  опьянения, от прохождения которого она отказалась. 

Пунктом 10 упомянутых Правил, установлено, что направлению на  медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель  транспортного средства подлежит: при отказе от прохождения  освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при несогласии с  результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при  наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного  средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате  освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. 

В соответствии с пунктом 10 упомянутых Правил, Родикова О.Г.  была направлена на медицинское освидетельствование на состояние  опьянения, однако, в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения она  не выполнила законное требование уполномоченного должностного  лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние  опьянения. 

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 4);  протоколом об отстранении от управления транспортным средством (л.д. 8); 


актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (л.д. 6);  протоколом о направлении на медицинское освидетельствование на  состояние опьянения (л.д. 7); письменными объяснениями понятых (л.д. 10-11);  письменными объяснениями свидетелей (л.д. 12-14); карточкой водителя и  списком нарушений Родиковой О.Г. (л.д. 15-16); видеозаписью (л.д. 18) и  иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости,  достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Из содержания протокола о направлении на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения 40 КМ № 094826 от 07.07.2018  следует, что в присутствии понятых Л. и Ж. Родикова О.Г. была направлена на медицинское освидетельствование на  состояние опьянения от прохождения которого она отказалась. 

Отказ Родиковой О.Г. зафиксирован в названном протоколе о направлении  на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, где она  собственноручно написала: «отказываюсь» и расписалась в соответствующих  графах, что удостоверено подписями понятых и должностного лица. 

Утверждение Родиковой О.Г. о том, что указанным транспортным  средством она не управляла, своего подтверждения не нашло. 

Напротив, совокупность доказательств, полученных в ходе производства  по делу об административном правонарушении, объективно свидетельствует об  управлении Родиковой О.Г. 07 июля 2018 года названным транспортным  средством. 

Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о  совершении Родиковой О.Г. административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства совершения административного правонарушения,  предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

Все доводы, поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы  направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств.  Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных  инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего  дела об административном правонарушении, противоречат совокупности  собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям,  изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под  сомнение наличие в действиях Родиковой О.Г. объективной стороны  состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1  статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 


Административное наказание назначено Родиковой О.Г. в пределах  санкции части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Постановление о привлечении Родиковой О.Г. к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к  административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для  данной категории дел. 

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения  состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 1 Калужского  судебного района Калужской области от 23 октября 2018 года, решение  судьи Калужского районного суда Калужской области от 05 декабря 2018 года  и постановление заместителя председателя Калужского областного суда  от 19 февраля 2019 года, вынесенные в отношении Родиковой  Ольги Геннадьевны по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу  Родиковой О.Г. - без удовлетворения, 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации  В.П. Меркулов