ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 86-АД22-3 от 01.09.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 86-АД22-3-К2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 1 сентября 2022 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ., рассмотрев  жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу  постановление заместителя начальника отдела государственного земельного  надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному  надзору (Россельхознадзора) по Владимирской области от 15 декабря 2020 г.   № 319, решение судьи Меленковского районного суда Владимирской области от  13 апреля 2021 г., решение судьи Владимирского областного суда от 10 июня  2021 г. и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от  25 ноября 2021 г., вынесенные по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, в отношении ФИО1, 

установил:

постановлением заместителя начальника отдела государственного земельного  надзора Управления Россельхознадзора по Владимирской области от 15 декабря  2020 г. № 319, оставленным без изменения решением судьи Меленковского  районного суда Владимирской области от 13 апреля 2021 г., решением судьи  Владимирского областного суда от 10 июня 2021 г. и постановлением судьи  Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25 ноября 2021 г., ФИО1  признан виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, с назначением административного  наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ФИО1 

просит об отмене постановления должностного лица и судебных актов, 


[A1] вынесенных в отношении его по настоящему делу об административном  правонарушении, приводя доводы об их незаконности. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов  жалобы позволяет прийти к следующим выводам. 

В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях невыполнение установленных требований и  обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от  ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного  негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное  состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в  размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от  пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч  до семисот тысяч рублей. 

Частью 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен  приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и  средства производства в сельском хозяйстве. 

Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения,  истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного  воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования  земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях  сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 Земельного  кодекса Российской Федерации). 

В силу пункта 1 статьи 13 названного кодекса охрана земель представляет  собой деятельность органов государственной власти, органов местного  самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение  земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. 

В целях охраны земель собственники земельных участков,  землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны  проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания  деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого  уровня мелиорации (подпункт 3 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса  Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об  административном правонарушении). 

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что  собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками  земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с  их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред  окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять  мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, истощение, деградацию,  порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и  почвы. 

Как следует из материалов дела, в рамках проведенной в период с 3 по 


[A2] Владимирской области на основании приказа руководителя указанного органа от  30 июля 2020 г. № 05/535 внеплановой выездной проверки соблюдения  Митиным А.В. требований земельного законодательства в отношении объектов  земельных отношений выявлено, что он в нарушение приведенных положений не  выполнил обязательные мероприятия по защите от зарастания сорной и древесно-кустарниковой растительностью принадлежащих ему на праве собственности  земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения с  разрешенным использованием «для ведения сельскохозяйственного  производства»: 

кадастровый номер <...> площадью 274,2785 га,  расположенного <...> в <...> области; 

- кадастровый номер <...> площадью 18,9077 га, расположенного  <...> в <...> области; 

- кадастровый номер <...> площадью 19,7532 га, расположенного  <...> в <...> области; 

- кадастровый номер <...> площадью 49,9308 га, расположенного  <...> в <...> области; 

- кадастровый номер <...> площадью 5,5740 га, расположенного  <...>в <...> области; 

- кадастровый номер <...> площадью 27,0945 га, расположенного  <...> в <...> области; 

- кадастровый номер <...> площадью 14,5713 га, расположенного  <...> в <...> области; 

- кадастровый номер <...> площадью 61,7291 га, расположенного  <...> в <...> области; 

- кадастровый номер<...> площадью 15,7179 га, расположенного  <...>

 в <...>


[A3] <...> области; 

- кадастровый номер <...> площадью 16,7362 га, расположенного  <...> в <...> области; 

- кадастровый номер <...> площадью 32,1607 га, расположенного  <...> в <...> области; 

- кадастровый номер <...> площадью 10,7636 га, расположенного  <...> в <...> области; 

- кадастровый номер <...> площадью 45,0329 га, расположенного  <...> в <...> области; 

- кадастровый номер <...> площадью 7,7120 га, расположенного  <...> в <...> области; 

- кадастровый номер <...> площадью 98,3554 га, расположенного  примерно в <...> области; 

- кадастровый номер <...> площадью 23,2830 га, расположенного  <...> в <...> области; 

- кадастровый номер <...> площадью 4,1093 га, расположенного  <...> в <...> области; 

- кадастровый номер <...> площадью 5,7189 га, расположенного  <...> в <...> области; 

- кадастровый номер <...> площадью 6,8498 га, расположенного  <...> в <...> области; 

- кадастровый номер <...> площадью 2,4695 га, расположенного  <...>

 в <...>


[A4] <...> области; 

- кадастровый номер <...> площадью 1,7860 га, расположенного  <...> в <...> области. 

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу  доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости,  допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях и послужили  основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности,  предусмотренной частью 2 статьи 8.7 названного кодекса. 

Исходя из приведенных выше положений подпункта 3 пункта 2 статьи 13,  статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель на  собственников земельных участков возложена обязанность не допускать  зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и  кустарниками путем проведения соответствующих мероприятий по защите и  охране земель. В ходе производства по делу объективно установлено, что  ФИО1, являющимся собственником земельных участков (согласно  сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об основных  характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, т. 1,  л.д. 66-128), данная обязанность не выполнена. 

Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии  ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного  частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и  имеющимся доказательствам. 

Требования статьи 24.1 названного кодекса при рассмотрении дела об  административном правонарушении выполнены, на основании полного и  всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все  юридически значимые обстоятельства совершения административного  правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного кодекса. 

Довод жалобы о том, что внеплановая выездная проверка назначена и  проведена незаконно при отсутствии к тому оснований и без согласования с  прокуратурой, состоятельным признать нельзя. 

Из материалов дела следует, что внеплановая выездная проверка соблюдения  ФИО1 требований земельного законодательства в отношении  принадлежащих ему на праве собственности земельных участков проведена по  основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 6 статьи 71.1 Земельного  кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей на  момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения  дела об административном правонарушении, Федеральным законом от 11 июня  2021 г. № 170-ФЗ статья признана утратившей силу с 1 июля 2021 г.). Поводом к 

проведению проверки послужили признаки нарушений требований земельного 


[A5] законодательства, выявленные по итогам административных обследований,  рейдовых осмотров (обследований) соответствующих объектов земельных  отношений, и мотивированные представления должностного лица органа  государственного контроля (надзора) о фактах возникновения угрозы причинения  вреда окружающей среде. При этом, вопреки утверждению заявителя, не имеется  оснований для вывода о том, что под видом рейдовых осмотров проведена  проверка. Данных, которые могли бы о том свидетельствовать, материалы дела не  содержат. 

О проведении внеплановой выездной проверки руководителем Управления  Россельхознадзора по Владимирской области 30 июля 2020 г. вынесен  соответствующий приказ, отвечающий требованиям части 2 статьи 14  Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении  государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», копия  которого ФИО1 вручена. 

Исходя из положений статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации,  в том числе ее частей 7 и 8, согласование с органами прокуратуры проведения  органом государственного земельного надзора внеплановых проверок граждан не  требуется. В силу прямого указания части 7 этой статьи согласование с органом  прокуратуры необходимо для проведения по основаниям, предусмотренным  подпунктами 2 и 3 пункта 6 этой статьи, внеплановой проверки юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей. 

Нарушений норм процессуального закона не допущено, нормы  материального права применены правильно. Несогласие заявителя с оценкой  имеющихся в деле доказательств и установленных обстоятельств не является  правовым основанием к отмене принятых по делу актов. 

Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности  соблюдены. Административное наказание назначено в виде административного  штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 8.7  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для  граждан, с учетом фактических обстоятельств дела и отвечает целям и задачам  законодательства об административных правонарушениях. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 названного  кодекса могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, 

постановил:

постановление заместителя начальника отдела государственного земельного  надзора Управления Россельхознадзора по Владимирской области от 15 декабря  2020 г. № 319, решение судьи Меленковского районного суда Владимирской  области от 13 апреля 2021 г., решение судьи Владимирского областного суда от 


[A6] юрисдикции от 25 ноября 2021 г., вынесенные по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, в отношении Митина А.В.,  оставить без изменения, жалобу Митина А.В. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров